Содержание
Информация
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "РОЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
А.В. Петров - г. Горно-Алтайск

21-25 августа 2001 года в Республике Алтай на базе Горно-Алтайского государственного университета и оздоровительного лагеря "Горняк" села Манжерок прошла международная научно-практическая конференция "Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения", которая рассмотрела основные тенденции развития системы образования в мировой педагогической практике к началу ХХI века и явилась продолжением состоявшихся в Республике Алтай Всероссийских конференций "Теория и практика развивающего обучения" и "Инновационные процессы в системе современного образования", где решались вопросы о кардинальных изменениях парадигмы развития системы образования.

В организации приняли участие: Министерство образования РФ и Республики Алтай, Петровская академия наук и искусств, Центр науки и технологий РА, Горно-Алтайский государственный университет и Бийский государственный педуниверситет, республиканский институт усовершенствования учителей Республики Алтай, научная школа развивающего обучения РА. Идея конференции традиционно принадлежит редакционной коллегии международного журнала "Наука, культура, образование". Определение тематики, содержания конференции и координация ее деятельности осуществлялась под руководством профессора А.В. Петрова, возглавляющего научную школу развивающего обучения в Республике Алтай, и доцента ГАГУ А.И. Гурьева, много лет занимающегося профессионально проблемами, очерченными тематикой конференции.

Тема конференции вызвала большой интерес не только в России, но и за рубежом. Материалы в ее адрес пришли из многих городов России (Москвы, Владивостока, Красноярска, Кемерово, Тюмени, Омска, Глазова, Челябинска, Магнитогорска, Улан-Удэ, Бийска, Кургана, Томска, Иркутска, Ульяновска, Павлодара, Оренбурга, Мурманска, Уфы, Нижнего Тагила, Барнаула, Алма-Aты, Орска, Ханты-Мансийска, Горно-Алтайска, р.п. Ишеевка), а также из США, Таджикистана, Украины. Авторами материалов конференции являются академики (А.В. Усова - РАН, А.И. Субетто - ПАНИ, С.А. Пахомчик - АКПОЛ, В.Я. Рушанин - МАНПО), член-корреспонденты (А.В. Петров - ПАНИ, Г.Г. Михайличенко - АЕН, В.Ф. Хохолков - ПАНИ, В.В. Буланичев - ПАНИ), профессора (Майкельсон Джеральд, Н.Н. Тулькибаева, Л.В. Трубайчук, Н.А. Томин, Э.А. Аринштейн, Е.Э. Фискинд, А.И. Румянцев и др.), доценты (А.А. Гайдабрус, А.И. Гурьев, А.А. Зиновьев, Н.А. Клещева, В.В. Новицкий, В.Ф. Пуркина, О.П. Петрова, Р.Б. Салихов, Т.И. Юхтина, Т.А. Ягудина и др.)

В работе конференции приняли участие 16 докторов наук, свыше 80 кандидатов наук, 35 аспирантов различных вузов и около 100 учителей-практиков и методистов института повышения квалификации, представители РАН.

Символично, что данная конференция была посвящена 80-летию со дня рождения академика Антонины Васильевны Усовой, которая является пионером в разработке дидактических основ межпредметных связей в обучении.

На пленарном заседании и секциях было заслушано 60 докладов и сообщений. В них и в опубликованных материалах конференции отражен богатый практический опыт по реализации межпредметных связей (МПС) в обучении и даны теоретические представления о МПС в дидактике в условиях использования системы развивающего обучения. В рамках конференции уже традиционно работали творческие психолого-педагогические, методические и академические лаборатории для преподавателей вузов, учителей и методистов института повышения квалификации. В соответствии с планом работы конференции состоялись встречи ее участников с детьми с целью проведения познавательных бесед межнаучного характера, ответов на интересующие вопросы и пропаганды культурных и духовных ценностей.

Анализ системы развивающего обучения (РО) показал, что она имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от решения проблем такого вида обучения зависит успех реформ в системе образования, перспектива развития высшей и средней школы.

На конференции работали следующие секции: "Актуальные проблемы межпредметных связей в системе развивающего обучения в средней и высшей школах", "Методика и технология реализации межпредметных связей в средней и высшей школах", "Современные идеи, концепции и теоретические основы межпредметных связей", "Роль межнаучных связей в развитии интегративных теоретических знаний".

В докладах, сообщениях и выступлениях участников конференции рассматривались системные теоретические основания МПС, используемых в различных технологиях развивающего обучения; основные недостатки в разработке проблемы МПС; вопросы о функциях, уровнях и формах реализации МПС; проблема статуса МПС в системе РО; сущностные и нормативные функции МПС в рамках конкретных педагогических систем; анализ интегративных функций МПС; интеграция образования и роль МПС в процессе развития теоретического интегративного синтетического мышления; основные структурные компоненты МПС и их содержательная основа; основные направления в деятельности педагогов по осуществлению МПС; организационные уровни осуществления МПС и др.

Заслушав и обсудив выступления на пленарном заседании и на секциях, конференция констатирует:

  1. Неудовлетворенность многих стран результатами функционирования систем высшего и среднего образования привела к необходимости их реформирования. С этой целью важно выработать стратегическое направление развития системы образования на перспективу.
  2. Главное стратегическое направление развития системы образования определяется проблемой организации личностно-ориентированного развивающего обучения, которое отражает гуманистическое направление в философии, психологии, педагогике и является не только развивающей, но и развивающейся педа-гогической системой образования.
  3. Новые педагогические технологии обучения требуют переосмысления и углубления дидактических принципов, так как они наполняются содержанием лишь в конкретных педагогических системах.
  4. Современный этап научно-технического прогресса требует от образовательной системы формирования теоретического интегративного синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они начнут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретут роль основополагающего дидактического принципа, позволяющего решать указанную проблему. В связи с этим проблема роли МПС в системе развивающего обучения оказывается весьма актуальной.
  5. Международная научно-практическая конференция с привлечением не только ученых, но и учителей, методистов и широкой общественности, заинтересованной в развитии образовательной системы, дает уникальную трибуну для обсуждения проблем образования и налаживания сотрудничества для совместной разработки современных эффективных систем образования, адекватных новому научному стилю мышления, формируемому посредством реализации дидактического принципа МПС.

Конференция отмечает:

  1. Как положительную тенденцию - стремление ученых, учителей, методистов, широкой общественности объединиться для решения глобальных теоретических и практических проблем образования. Свидетельством тому является сам факт периодического проведения представительных Международных и Всероссийских конференций по вопросам развивающего обучения; периодическое издание международного журнала "Наука, культура, образование", на страницах которого обсуждаются актуальные проблемы образования; организация научных школ развивающего обучения и интенсивное налаживание связей между ними.
  2. Несмотря на неблагоприятные экономические условия в России, период "глобальных инноваций" продолжается: проводятся научные конференции, выпускаются образовательные журналы и труды научных школ, материалы конференций, активизируется работа по разработке целостной педагогической образовательной развивающей и развивающейся системы и средств ее реализации.
  3. Процессы преобразований, происходящих в обществе, требуют от учителей и преподавателей переориентации сознания и профессиональной деятельности на реализацию МПС в процессе обучения, так как созданные реальные предпосылки реализации МПС в школе и вузе ведут к массовому использованию новых педагогических технологий, направленных на реализацию МПС в обучении.
  4. Использование развивающих и развивающихся образовательных систем возможно в случае готовности к работе в их условиях всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей и преподавателей. Для этого требуется большая предварительная работа по разработке новых принципов, методов, приемов и технологий, подготовка новых учебных планов, программ, учебно-методических пособий. Большой творческий вклад в эту деятельность вносят ученые, методисты и преподаватели российских вузов.

Конференция приняла решение:

  1. Сфера образования принципиально работает на будущее, поэтому любые концепции, идеи и управленческие решения могут считаться научно аргументированными и доказательными лишь в том случае, если их содержание отражает не только констатирующие данные и замечания о состоянии и механизмах функционирования образования, но и перспективы его развития в будущем, а также прогностическое обоснование тенденций такого развития. Это утверждение оказывается особо актуальным в период, когда человечество делает первые шаги в III тысячелетие.
    В наше время определяющими тенденциями развития системы образования выступают: непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация; внедрение личностно-ориентированного развивающегося образования, в котором личность ученика, студента находится в центре внимания педагога; включение психологической науки в решение жизненных проблем; создание в теории обучения внутренних предпосылок, способствующих реализации психологических закономерностей в учебном процессе; постепенная смена концепции учебной деятельности концепцией единства личности, психики, сознания и деятельности, которая снимает абсолютизацию деятельностного принципа в обучении, обоснованно вводит в систему развивающего обучения носителя психики, сознания и деятельности - ЛИЧНОСТЬ, творческое развитие которой и составляет главную цель обучения, обосновывает необходимость переноса акцента с алгоритмического обучения, связанного с реализацией деятельностного подхода, на развитие творческого мышления; формирование в рамках учебного процесса у учащихся современного научного стиля мышления, благодаря использованию теоретических межпредметных связей и повышения их статуса в дидактике.

  2. Технологии развивающего обучения должны рассматриваться как альтернативные традиционному подходу к обучению направленному, главным образом, на усвоение готовых знаний и их воспроизведение. Речь может идти лишь об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего и завтрашнего дня, о смене приоритетов усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей. Если такое направление найдет свое место в развитии учебно-воспитательного процесса, постепенно и естественно вытесняя традиционные методы и формы работы, то с течением времени удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды - менталитета.

  3. Ученым-педагогам и практическим работникам высшей и средней школ усилить внимание на проблему МПС, что обусловлено рядом факторов: повышением научного уровня содержания обучения и увеличением объема информации, подлежащей усвоению; процессом интеграции наук; разработкой новых педагогических технологий, влияющих не только на содержание МПС, но и на их статус в образовании; необходимостью формирования нового современного теоретического интегративного синтетического мышления, отвечающего современному научно-техническому прогрессу; решением проблемы снижения перегрузки учащихся; стандартизацией образования, исходящей из понимания общего образования как основного звена системы непрерывного образования, призванного обеспечить разностороннее развитие и ценностно-этническую ориентацию личности, присвоение ею духовных богатств национальной, отечественной и мировой культуры; обеспечением посредством осуществления МПС формирования у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нем, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

  4. Для успешной реализации МПС педагогу необходимо знать, что такое межпредметные связи и их основные дидактические функции, общие теоретические основы и статус МПС в современной дидактике, пути, способы и средства их реализации.
    Межпредметные связи в широком смысле слова представляют собой в учебных дисциплинах те диалектические связи, которые осуществляют снятие главного противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельной науки.

    С гносеологической точки зрения МПС являются отражением объективно существующих межнаучных связей и связей наук с производством в содержании и методах обучения.

    Учитывая, что современный этап научно-технического прогресса требует от образовательной системы формирования теоретического интегративного синтетического мышления, которое можно осуществлять только в случае, если статус межпредметных связей существенно повысится до такого уровня, когда они начинут обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс, конференция считает необходимым определить статус МПС в современной дидактике как основополагающего принципа, определяющего ЯДРО теории развивающего обучения.

    Основными дидактическими функциями принципа МПС в системе развивающего обучения являются: 1) проектирование научных знаний на учебный процесс с учетом их эмпирических и теоретических связей в науке; 2) системообразование, систематизация, межпредметное эмпирическое и теоретическое обобщение знаний; 3) формирование межпредметной структуры учебных знаний; 4) координация учебных дисциплин в учебных планах по горизонтали и вертикали; 5) обеспечение формирования теоретического интегративного синтетического мышления; 6) соединение принципа развития с всеобщим принципом единства мира и преобразование МПС в "связи развития"; 7) снятие главного противоречия между целостным представлением о мире и частным его видением с позиции отдельной науки.

  5. Анализ сущностных и нормативных функций основополагающего дидактического принципа межпредметных связей позволяет сделать вывод об основных направлениях в деятельности педагогов по их реализации. Наиболее значимыми из них являются следующие: 1) согласование по времени изучения учебных дисциплин; 2) обеспечение преемственности в формировании общих понятий, законов, теорий; 3) построение любого учебного предмета с учетом общей системы наук, раскрытие не только единства общих понятий для различных дисциплин, но и их различия, в связи со спецификой любой науки; 4) использование в любой дисциплине не только частных, но и общих научных подходов в процессе познавательной деятельности; 5) построение межпредметной структуры знаний, позволяющей активно применять и углублять полученные знания из других дисциплин, раскрывать взаимосвязи явлений природы; 6) выделение сложных комплексных проблем современности, которые можно решать только в единой системе научных знаний; 7) разработка системы упражнений и задач, требующих от учащихся комплексного применения знаний из различных предметов; 8) представление знаний по предмету в структуре целостной картины мира и разработка комплексных форм учебных занятий, позволяющих реализовать межпредметную структуру учебных знаний; 9) выделение различных по типу связей в содержании изучаемого предмета: эмпирические, теоретические, практические, философские, гуманистические для развития диалектического мышления учащихся; 10) организация диалога наук в процессе познавательной деятельности для развития творческих способностей учащихся; 11) использование основных процессов учебной деятельности, в которых влияние МПС на педагогический процесс оказывается существенным: увеличение информационной емкости формируемого понятия; углубление сущностной стороны формируемого понятия; совершенствование методики развития понятия; формирование концептуального мышления; осознание места учебного предмета в общей системе других наук; постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей; формирование умений и навыков систематического применения понятий; поиск способов получения новых знаний; 12) использование эвристической роли МПС в познавательной деятельности учащихся через организацию диалога наук; 13) использование теоретических МПС для формирования современного теоретического интегративного синтетического мышления.
    Все указанные направления важны, и каждому педагогу необходимо в своей практической работе изыскивать наиболее эффективные способы их реализации, помня, что успех в осуществлении МПС, обеспечение их положительного влияния на качество знаний учащихся, на развитие у них современного стиля мышления, формирование научного мировоззрения и целостной картины мира будет достигнуто только при комплексном решении проблемы.

  6. К сожалению, ни в образовательных стандартах, ни в авторских программах, опубликованных в сборниках программ, изданных "Просвещением", МПС не нашли должного отражения ни в содержательном, ни в деятельностном отношениях: в них не прослеживается преемственность ни в формировании общих понятий, ни в формировании общих учебно-познавательных умений.

    В учебниках практически отсутствуют системы упражнений, требующих комплексного применения знаний по смежным дисциплинам и учителям приходится самостоятельно их разрабатывать или подбирать из различных методических пособий.

    Исходя из анализа функций, структуры и основных направлений в деятельности педагогов по реализации МПС, можно определить следующие организационные уровни комплексного решения проблемы межпредметных связей в средних учебных заведениях: 1) комиссии, разрабатывающие базисный учебный план, его федеральный, региональный и школьный компоненты; 2) ученые-педагоги, разрабатывающие проекты стандартов образования по отдельным предметам; 3) коллективы авторских программ; 4) авторы учебников; 5) авторы методических пособий; 6) администрация школы; 7) школьные межпредметные секции; 8) педагоги (учителя школ, преподаватели) непосредственно реализующие МПС в учебном процессе. Подобные уровни комплексного решения этой проблемы, очевидно, могут быть использованы и для высшей школы.

  7. Рекомендовать соответствующим органам образования вносить периодически коррективы в стандарты образования для средних школ и вузов на федеральном и региональном уровнях с привлечением к этой работе членов ассоциаций преподавателей и учителей и с учетом рекомендаций российских и международных научно-практических конференций, чтобы инновационные процессы, направленные на решение проблем реализации МПС в школе и вузе, носили направленный, системный, а не хаотический характер.

  8. Поддержать деятельность различных научных школ развивающего обучения (А.В. Усовой, Эльконина-Давыдова, А.И. Амонашвили, А.И. Подольского, А.В. Петрова и др.), направленную на их взаимодействие для разработки технологий обучения, адекватных современным требованиям общества; на периодическое проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам образования; на издание международного журнала "Наука, культура, образование", на публикацию материалов конференций и трудов научных школ.

  9. Министерству образования РФ обратить внимание на необходимость создания современных учебников и учебных пособий с межпредметной структурой для школ и педагогических вузов России.

  10. Рекомендовать министерствам образования и науки регионов России организовать постоянно действующие центры развивающих технологий, позволяющих формировать современное теоретическое интегративное синтетическое мышление за счет целенаправленной реализации МПС в практике работы школ, вузов и институтов повышения квалификации, с привлечением ведущих ученых-методистов России и зарубежных стран, что даст возможность постепенно, целенаправленно и профессионально переориентировать массовую школу с традиционного на развивающее обучение.

  11. Через средства массовой информации обратиться к руководителям системы образования не только России, но и других стран с призывом поддержать решения конференции и способствовать развитию современных технологий образования, адекватных требованиям XXI века.

Участники конференции выражают благодарность Министерствам образования РФ, образования и культуры РА, Петровской академии наук и искусств, Центру науки и технологий РА, администрации ГАГУ, БПГУ и РИПКРО, без поддержки которых проведение конференции было бы невозможным.

(Председатель оргкомитета - доктор пед. наук, профессор А.В. Петров)