Развитие ведущих стран мира привело к формированию постиндустриальной, а затем и новой экономики - экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального труда, науки и новейших технологий. Основу новой экономики составляет накопленный человеческий капитал, являющийся главной доминантой социально-экономического развития современного общества.
Приведем следующую трактовку человеческого капитала. В расширительной трактовке: ЧК отдельного человека = менталитет + воспитание + общее образование + добавка за счет повышенного общего образования + специальное углубленное образование + здоровье + способности + собственная среда, способствующая повышению эффективности его интеллектуальной деятельности (личные методологии работы, добавка за счет синергетики от личных связей, собственная информация и система ее использования и др.), + часть внешней среды, способствующая повышению эффективности его индивидуальной интеллектуальной деятельности.
Современный человеческий капитал как фактор развития общества формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.
Перечисленные составляющие развития человеческого капитала одновременно являются и факторами формирования и развития информационного ресурса. Через обратные связи информационный ресурс формирует в свою очередь человеческий капитал. Другими словами: информация - это производительный и социальный ресурс, который обеспечивает эффективность интеллектуальной деятельности субъектов и общества в целом. И, как видим, информационный ресурс в виде знаний и сведений, а также информационных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию человеческого капитала как фактора развития, является ядром человеческого капитала, его движущей силой, его основной составляющей.
Таким образом, мы видим, что понятие информации тесно переплетается с понятием человеческого капитала. Собственно они неразрывны и взаимно дополняют друг друга.
Информация является движущей силой человеческого капитала, базой или основой источников знаний и заблуждений, которые способны создать новые знания. Она дает специалистам и населению навыки и опыт жизни, пути выхода из простых и сложных положений, образование, накопленные и текущие знания, формирует и стимулирует науку, инновации, поиск нужных методов лечения и поддержания здоровья, текущую информацию, статистику, прогнозы и планы, правила и ориентиры в жизни и.т.д.
Прежде чем перейти к понятиям человеческого капитала и информации как связанных экономических, технических и философских категорий, кратко рассмотрим понятие "человеческий капитал".
Понятие человеческого капитала (ЧК) формировалось постепенно. И как основной производительный и социальный фактор развития современного общества, и как экономическая категория человеческий капитал приобрел многофакторный характер.
Изменение роли человеческого капитала, расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран) и в совокупном производительном капитале.
В результате многочисленных исследований влияния ЧК на национальное богатство было установлено, что в ХХ веке накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. В частности, по расчетам Э. Денисона, прирост ВВП на душу населения в США после второй мировой войны был на 15-30% обусловлен инвестициями в образование - одной из основных составляющих ЧК.
Этапы формирования понятия "человеческий капитал" на макроуровне приведены на рис. 1. В работе Корчагина Ю.А. [3] включается, в частности, в состав человеческого капитала информационное обеспечение труда и его интеллектуальная часть.
ЧК - доля национального богатства за счет инвестиций в образование; |
~ |
Доля национального богатства страны за счет инвестиций в воспитание, образование, в специальное обучение на фирмах, в здоровье населения, в науку, в свободу перемещения квалифицированного труда; оценка по затратам; по приросту национального богатства. |
~ |
То же + инвестиции в информационное обеспечение интеллектуальной деятельности + в безопасность населения и бизнеса. |
Рис. 1. Формирование понятия "человеческий капитал" на макроуровне
Одной из основных составляющих человеческого капитала является информационная составляющая или информационный потенциал субъекта.
Информация - это некие знания и сведения, создаваемые и накопленные человечеством и реализуемые на практике через человека. Т. е. в этом смысле, информация - это составляющая человеческого капитала. В состав информации входят накопленные человечеством научные знания, методы и технологии их освоения и использования, достижения техники, производств, культуры, медицины, политики, спорта. В нее входят и передаваемый из поколения в поколения опыт и навыки (менталитет, традиции) и т.д.
Рассматривая информацию, важно затронуть и такие понятия как образование и наука. Образование и наука как основные составляющие накопленного человеческого капитала непосредственно связаны с информацией. В данном случае отобранная и профессиональная информация - это и есть знания и сведения, накопленные человечеством и используемые в процессах образования и научных исследований. Кроме того, существенную роль в образовании и научном процессе играют информационные системы, способствующие эффективному использованию накопленных знаний. В сущности, в современном мире трудно определить, что первично: сама накопленная ценная информация или системы и технологии ее доставки потребителю, технологии ее обработки и хранения.
В заключение отметим, что информация - это, прежде всего знания, которые формируют уровень человеческого капитала страны и, соответственно, уровень ее развития и качества жизни населения. Информационные технологии определяют уровень и эффективность всех прочих технологий, включая производственные. Они определяют уровень и качество менеджмента и маркетинга предприятий и организаций страны. Доступность и качество информации определяют уровень развития гражданского общества и демократии в стране и, в конечном счете, уровень и качество национального человеческого капитала, его эффективность и конкурентоспособность.
Литература
- 1. Schultz, T. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.
- Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
- Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? - Воронеж. - ЦИРЭ, 2005. - 252 с.
- Чернавский Д.С. "Синергетика и информация". - М.: Наука, 2001.
- Щипин Ю.К., А.М. Телепин, С.В. Колков. - Информатика. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2004. С. 12.