ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА В ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск
Аюева Д.К., соискатель

Одной из причин убыточности кооперативных организаций и предприятий является недостаточное эффективное управление финансовыми ресурсами.

Отсутствие глубокого финансового анализа состояния кооперативных организаций осложняет управление ресурсами, не позволяет достичь их максимально эффективного использования. Распыление свободных финансовых ресурсов по расчетным счетам большого количества предприятий не дает системе потребительской кооперации участвовать в крупных, более выгодных коммерческих проектах. Поэтому возникает необходимость концентрации свободных собственных и заемных средств в интересах всей потребкооперации района или области. Необходимо также производить в каждой кооперативной организации расчет показателей платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности, расчеты по минимизации налогов и максимизации прибыли.

Нужен также управленческий анализ, т.е. детализированный, построенный на всей имеющейся информации. Особое внимание уделяется при этом анализу эффективности использования оборотных средств предприятия.

Важнейшей составной частью оборотного капитала, отражающей реальные финансовые возможности его накопления, являются товарные запасы.

В условиях острого недостатка собственных оборотных средств организациям потребкооперации необходимо правильно управлять товарными запасами, ускорять их оборачиваемость. Анализ деятельности Бурятского респотребсоюза показал, что оборачиваемость товаров в целом по системе за 2005 год составила 34 дня, и по сравнению с 2004 годом достигнуто ускорение на 5 дней. Этому способствовало увеличение объема продаж за счет более активного продвижения товаров на рынке с помощью рекламы, гибкой политики ценообразования, проведения различных ярмарок, выставок - продаж и т.д. Немаловажную роль сыграло и повышение уровня жизни сельского населения, рост его денежных доходов.

В 2005 году в целом улучшилось финансовое состояние респотребсоюза. Возросло количество прибыльных предприятий. Полученные средства кооперативные организации активно вкладывают в реконструкцию магазинов, строительство новых, в ремонт и реконструкцию действующих промышленных предприятий.

В 2005 году потребительская кооперация Бурятии также получила финансовую поддержку от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в виде средств, выделенных на закупку сельскохозяйственной продукции и сырья, а также дотаций в виде 2/3 ставки по кредитам банка на эти же цели.

Наличие более мобильных и более учитывающих спрос населения конкурентов заставляют кооператоров более активно работать с сельским населением, внедрять прогрессивные формы обслуживания, развивать основные отрасли - торговлю, заготовки, производство, оказание услуг.

Перевод коммерческих работников на контрактную форму оплаты труда, расчет экономического обоснования сделок, использование товарного кредита с отсрочкой платежа, использование маркетинговых исследований могут способствовать повышению такого важного финансового показателя, как оборачиваемость товаров.

В части мобилизации финансовых ресурсов в целом и повышения эффективности их использования можно выделить следующие направления:

  • увеличение объемов заемных средств (пайщиков, некооперированного населения, кредитов банков);
  • сотрудничество с местными органами власти;
  • регулирование налоговых платежей;
  • регулирование денежных потоков, при этом необходимо обратить внимание на рациональное использование временно свободного остатка денежных ресурсов;
  • планирование рационального размера дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • учет стратегических и тактических задач в процессе формирования ценовой политики;
  • снижение издержек обращения.

    Необходимо более смело искать пути укрепления финансового положения предприятий и организаций потребительской кооперации, такие как: овладение новыми методами управления финансами; совершенствование системы учета и контроля на базе внедрения компьютерной техники; диверсификация деятельности потребкооперации с целью получения дополнительных доходов; создание оптовых продовольственных рынков; использовании возможностей взаиморасчетов с предприятиями- партнерами, коммерческими банками, с государственными органами.