СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИК ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ
Горно-Алтайский государственный университет
Чистякова И.С., 822 гр.,
Науч. рук. Стародубцева В.С.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы. По сути, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели.

Выделяют следующие факторы, которые оказывают прямое воздействие на финансовые результаты деятельности предприятия:

  • объем и количество проданной продукции;
  • выручка от продажи;
  • цены реализации;
  • себестоимость проданной продукции;
  • коммерческие расходы и другие факторы.

    Для определения влияния этих факторов существуют различные методики. Рассмотрим две из них.

    Одна из методик, изложенная экономистами Донцовой Л.В. и Никифоровой Н.А. [1] предполагает расчет показателей на основе данных формы N1бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы N2 "Отчет о прибылях и убытках".

    Суть методики заключается в расчете отклонений по каждому из показателей, приведенных в форме N2 "Отчет о прибылях и убытках". Рассчитывают влияние каждого показателя на результативный показатель, затем обобщают влияние факторов, рассчитывая их совокупное влияние.

    При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Для этого применяется индекс цен и определяется выручка от продажи в сопоставимых ценах.

    Данная методика позволяет оценить влияние изменения каждого из факторов на результативный показатель деятельности организации. При этом все показатели разделены на две группы: факторы прямого и обратного влияния по отношению прибыли. На какую величину увеличится (уменьшится) показатель-фактор "прямого действия", на такую же сумму увеличится (уменьшится) прибыль. Факторы "обратного действия" (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

    Другая методика - аналитика Савицкой Г.В. [2] раскрывает последовательность расчета четырех основных показателей, от которых в основном зависит размер прибыли - это объем реализации, структура продукции, себестоимость, уровень цен на продукцию. По данной методике сначала необходимо рассчитать сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого рассчитывают индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли корректируют на его уровень, используя метод цепных подстановок.

    Различия данных методик в том, что для факторного анализа с использованием метода цепных подстановок следует использовать такие источники информации как: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, "Отчет о прибылях и убытках" (форма N2), "Отчет об изменениях капитала" (форма N3), т.е. данные более детализированные, чем данные, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Методику, расчеты по которой основаны на данных публичной отчетности, могут применить в факторном анализе как внутренние, так и внешние пользователи информации. В то время как использование данных аналитического учета и внутренней бухгалтерской отчетности способствует применению другой методики только внутренними пользователями информации.

    В основе различий вышеуказанных методик факторного анализа прибыли находятся используемые источники информации, система показателей, спектр применяемых методов и возможность их применения внешними и внутренними пользователями.

    Литература

    1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие.- М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003. - 336 с.
    2. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. - Минск: ООО "Новое знание", 2005. - 651 с.