Г.В. Вяткина
г. Горно-Алтайск

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Политическую социализацию чаще всего определяют как процесс активного освоения человеком идеологических и политических ценностей и норм общества, их формирование в систему социально-политических установок, которая определяет поведение человека в политической системе общества. В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности. Политически социализированный человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально-значимым, т.е. социально-активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством.

Особенно актуален вопрос о политической социализации для молодежи, т.к. ее общественное сознание довольно аморфно, подвержено влиянию со стороны в большей мере, чем у более старших возрастных групп. Но в системе образования нередко встречается негативное отношение к политике, отстранение от нее. К примеру, есть вузовские преподаватели, школьные учителя, которые считают, что школа, вуз должны быть вне политики, т.к. в законе РФ "Об образовании" утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. Но при этом почему-то упускается из виду, что этот же закон в числе основных принципов государственной политики в сфере образования определяет гуманистический характер образования, воспитание гражданственности и любви к Родине, приоритет общечеловеческих ценностей. Один из Указов Президента РФ предписывает обязательное изучение Конституции РФ в школах страны. Это отнюдь не свидетельствует о запрещении социальной политизации в учебных заведениях, а, напротив, говорит о необходимости социально-политического образования и воспитания молодежи, формирования у нее политического сознания и политической активности.

Отстранение молодого человека от политики, отсутствие у него необходимых политических знаний может привести к тому, что такой человек станет объектом манипуляций тех или иных политических сил.

Особенно ярко это проявляется в ходе политических акций, например, выборных кампаний. Анализ участия молодежи в выборных кампаниях показывает социально-политическую пассивность молодежи, аморфность ее политического сознания, возможность воздействия на политическое сознание молодежи, манипуляции им. Поэтому изучение общественного мнения молодежи, ее позиции в период предвыборных кампаний представляет несомненный интерес для социологов и политологов, а также представителей общественных организаций, воспитательных институтов и учреждений. Такое изучение отношения молодых избирателей к выборам было проведено в период избирательной кампании в РА по выборам Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай в 2001 году. Ставилась цель определить политическую активность молодежи, ее отношение к властным структурам.

Выборы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай были намечены на 16 декабря 2001 года. Их характерной особенностью стало обилие кандидатов, заявивших о своем намерении участвовать в борьбе за этот высокий пост. В список кандидатов первоначально было включено 17 человек. Такого прецедента в Республике Алтай еще не было. Кроме того, в числе кандидатов оказались приезжие - так называемый "уральский десант", который начал активно использовать политические технологии черного пиара. В таких условиях голоса молодых избирателей могли сыграть довольно значительную роль и повлиять на исход выборов.

Анкетирование студенческой молодежи было проведено в начале ноября 2001 г. Центром социологических исследований ГАГУ. Оно охватило 135 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Социологический опрос показал, что более трети студентов, попавших в выборку, были мало информированы о предстоящих выборах. Подавляющее большинство из них в предыдущих выборах не участвовало и о процедуре выдвижения кандидатов, регистрации и самом процессе голосования имело весьма смутное представление.

Кому же предпочтут отдать свои голоса молодые избиратели, которые будут участвовать в предстоящих 16 декабря выборах впервые?

Можно сказать, что симпатий или антипатий к кандидатам на пост Главы Республики Алтай молодежь не испытывала, т.к. почти половина пока не знали, за кого будут голосовать - здесь был широкий простор для деятельности агитаторов. Из тех же респондентов, которые уже определили свою точку зрения и знают, кому отдать предпочтение, голоса распределились следующим образом: за М.И. Лапшина проголосуют 9,6 процента студентов; за А.В. Бердникова - 6,7 процента студентов; за В.В. Ромашкина и С.В. Кречетова - по 5,9 процента; за С.И. Зубакина - 4,4 процента; за Н.Г. Думнову - 2,96 процента; за В.И. Петрова - 2,2 процента; за В.К. Амургушева, В.С. Максимова, П.И. Селезнева - по 1,48 процента; за С.В. Шевченко, А.Г. Кучигашева, С.Т. Пекпеева - по 0,74 процента. Фамилии В.В. Куликова, Т.В. Куладжи, В.А. Панчишина респондентами не упоминались.

Реальными победителями в выборной борьбе за пост Главы Республики Алтай 20,7 процента студенческой молодежи считали М.И. Лапшина и 18,5 процента - С.И. Зубакина. Вслед за ними наиболее привлекательными для студентов являются кандидатуры В.В. Ромашкина и А.В. Бердникова. Они получили по 6,7 процента голосов избирателей. Остальные кандидаты, по мнению студенческого электората, особых шансов в предстоящих выборах не имеют.

Настораживающим стал тот факт, что 37 процентов студентов на вопрос: "Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц в большей степени соответствует уровню Главы Республики Алтай?" ответили, что никто из 17 претендентов на этот пост ему не соответствует. Те студенты, кто положительно ответили на этот вопрос, фамилии распределили следующим образом в порядке убывания голосов: М.И. Лапшин, С.И. Зубакин, А.В. Бердников, В.В. Ромашкин.

Проведенный социологический мониторинг позволил заключить, что политическое сознание студенческой молодежи было довольно аморфно, несмотря на то, что 22,2 процента из опрошенных имели среднее специальное образование, а 77,8 процента - среднее. В дальнейшем это позволило агитаторам с помощью различных выборных технологий вести активную работу среди студенческой молодежи, воздействовать на ее политическое сознание. Молодежь привлекалась штабами кандидатов для работы среди населения: сбора подписей, распространения агитационных печатных материалов, вовлечения круга друзей и знакомых в сферу влияния того или иного кандидата. Часть студенчества этим активно воспользовалась, работала на те или иные штабы.

Сильное воздействие на политическую ориентацию студенчества оказал штаб кандидата А.В. Бердникова. Приезд олимпийского чемпиона, депутата Госдумы Александра Карелина был с восторгом воспринят молодежью и склонил сердца многих на сторону этого кандидата.

Итоги выборов 16 декабря 2001 года показали, что, несмотря на неустойчивость политического сознания, молодежь обладает политическим "чутьем" - умением оценить ситуацию, прогнозировать ее. Основными претендентами на пост Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай стали М.И. Лапшин и С.И. Зубакин. Эти фамилии и были названы студентами при проведении анкетирования.

Изучение общественного мнения молодежи в ходе избирательной кампании выявило еще один аспект политизации - аполитичность, самоустраняемость от политики, попытку поставить себя вне политики. Зачастую такая позиция связана с тем, что политика в сознании молодого человека отождествляется с грязным делом, которым порядочному человеку заниматься не стоит. В результате молодой человек не высказывает своей оценки происходящим событиям, не принимает участия в голосовании. При этом он не понимает того, что своей, как ему кажется, отстраненной позицией он может поощрить приход в политику "непорядочных людей", которые в конечном счете им же и будут управлять.

Между человеком как субъектом социальных отношений и обществом в таком случае складываются противоречивые отношения, которые могут вылиться в конфликт человека с обществом. Это происходит тогда, когда личность, социально ориентированная на высокие ценности, идеалы, сталкивается с такой политикой, которая противоречит его нравственным ориентациям и убеждениям. Например, когда человек не имеет объективной информации о деятельности политических и властных структур, политических деятелей, или когда его намеренно дезинформируют об этом. В ходе выборных кампаний в целях дезинформации используются различного вида компроматы и другие политические технологии серого и черного пиара. В ходе избирательной кампании в Республике Алтай в 2001 году такие технологии активно использовались, особенно группой "уральцев", в том числе при воздействии на молодежь.

Для того, чтобы избежать подобного воздействия, и необходима политическая социализация. Молодой человек должен иметь свое собственное представление о политике, власти, политических и государственных деятелях. В том, чтобы это представление было ориентировано на высокие нравственные, гуманистические ценности, большая роль принадлежит тем, кто должен направлять процесс политической социализации молодежи - учителям школ, преподавателям вузов, руководителям образовательных структур.

Политическая социализация тесно связана с моралью общества, правами человека. "Правда, - пишет А. Ренд, - это моральная концепция, которая обеспечивает логический переход от принципов, управляющих его отношениями с другими; концепция, которая сохраняет и защищает индивидуальную мораль в социальном контексте, - это связь между моральным кодексом общества, между этикой и политикой. Индивидуальные права являются средством, подчиняющим общество законам морали" [1, 36].

Связь правовой концепции с социальными нравственными ценностями также с неизбежностью ставит вопрос о том, что политическая социализация должна ориентироваться на высокий культурный, интеллектуальный уровень человека, на индивидуальность личности.


1. Ренд А. Мораль индивидуализма. М., 1992.