Н.В. Виницкая
г. Бийск

ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.В. АНОХИНА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА
РУБЕЖА XIX-XX ВВ.

Конец XIX - начало XX вв. образуют эпоху, переломные тенденции которой сказались во всех сферах материальной и духовной жизни страны. В условиях острейших противоречий, приведших к войнам и двум революциям с одной стороны и небывалому общественному подъему с другой, искусство стало глашатаем идей, переполнявших Россию.

В искусстве, как и в целом в общественной жизни страны, происходило подведение итогов предшествующего времени и выдвижение новых задач, становление и развитие тех явлений, синтез которых и сформировал русскую культуру конца XIX - начала XX столетия. Это была культура не только рубежа календарных веков, но и культура рубежа двух исторических эпох, сложного сплетения веяний прошлого, настоящего и будущего.

Еще были сильны идеи реализма. Смелая критика застойных форм жизни еще "кричала" о социальной несправедливости с полотен "передвижников" и голосами музыкальных шедевров "кучкистов", но голоса эти звучали уже и реже, и тише.

В сложившейся исторической ситуации, когда художественное сознание часто было не в состоянии уловить все повороты грандиозной исторической ломки, разобраться в сложном сплетении противоречий действительности, художники часто обращаются к утверждению ценностей, не взывающих к немедленному деянию, к темам, удаленным от прямого контакта с современной общественной жизнью, к идеям, постигаемым через дух, космос, природу, любовь, искусство, красоту.

"Мирискусники" жили и грезили прошлым, мечтая о синтезе всех видов искусства и сближении культур разных народов. С. Дягелев утверждал: "... искусство не должно использоваться для иллюстрации каких-либо экономических или социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по себе - правда жизни, художественное обобщение, а иногда и откровение".

В творчестве художников "Голубой розы" реальная действительность подменялась ассоциативным вымыслом. Обостренная чувствительность к оттенкам, нюансам смутных настроений порождала образы зыбкие, утонченные, ускользающие...

Неумолимое наступление промышленной эры грозило превратить города и людей в безликие, похожие существа, и именно на искусство возлагали надежды художники этого времени. Оно должно было смягчить и одухотворить людей. На этой волне на рубеже веков в различных художественных направлениях возникает интерес к философско-религиозной тематике. В ней пытаются найти проверенные человечеством и общие для всех времен идеалы, выраженные в религиозно-духовном мироощущении. Своим стремлением найти первоистоки духовной чистоты в культурной и художественной жизни народов художники этого времени были и объединены и разлучены, так как у каждого оно проявлялось по-своему.

Непривычные для европейца отношения между людьми и между человеком и природой влекли художников к изысканно-утонченным мотивам востока ("Шехеразада" Римского-Корсакова, половецкие пляски в опере "Князь Игорь" Бородина). Идея пантеизма, слитности первозданной природы и человеческого существования привлекли Римского-Корсакова к сюжету "Снегурочки". Балет "Весна священная" С. Стравинского - гимн стихийному языческому варварскому началу в человеке.

Яркой вспышкой озарило художественную жизнь страны творчество Скрябина. Ослепительный синтез его музыкально-мистического опыта во многом объяснялся его увлечением трудами Ницше, Шопенгауэра, Блаватской... Скрябин долго вынашивал навеянный мистическими учениями совершенно нереальный, фантастический замысел "Мистерии". Она мыслилась им как некое грандиозное произведение, в котором должны были соединиться в одно сложное целое различные виды искусства. Он считал, что ее исполнение повлечет за собой "гибель мира" как материального начала и торжество, "освобождение" начала духовного. Но ненаписанная "Мистерия" осталась только мечтой.

Еще одним композитором, которого привлекала идея создания мистерии, который был увлечен различными формами религиозных учений и культурой Востока, был А.В. Анохин. И пусть после громких вышеупомянутых имен его имя прозвучит более скромным и окажется пока еще немногим известным, творчество его заслуживает признания и самого глубокого уважения.

Андрей Викторович Анохин родился 28 октября 1869 г. в Тамбовской губернии. В конце 70-х гг. семья Анохиных переселилась в город Бийск. Здесь он оставался до того времени, пока не уехал учиться. С этого времени судьба его навеки переплелась с Алтаем.

Алтай... страна легенд и загадок. Он привлекал к себе многих интересных людей, именитых художников, великих путешественников. "Центр между четырех океанов" - эти слова Н. Рериха об Алтае воспринимаются не столько географически, сколько раскрываются в контексте его творческих устремлений. Рерих необычайно бережно изучал "богатое проникновение в язык природы" аборигенных народов Сибири, понимание ими скрытых взаимосвязей и закономерностей. Трепетно собирал он по крупицам то, о чем "только иногда еще помнит индийская и шаманская мудрость!"

А.В. Анохиным было положено начало этномузыковедческого изучения, записи и расшифровки шаманских речитаций и других жанров музыкального фольклора алтайцев различных этнических групп. Широко известен его труд, специально посвященный шаманству у алтайцев.

К сожалению, в настоящее время шаманское интонирование алтайцев представляет собой почти полностью угасшую традицию. Кроме того, бытование его в наши дни претерпело ряд изменений. Полностью прекратилась практика проведения общеродовых молений с принесением кровавой жертвы. Шаманство сосредоточилось на функциях, бывших ранее как бы периферийными, таких, как лечение, гадание, предсказание.

В связи с угасанием шаманизма как особой формы религиозной практики, труды, ему посвященные, становятся особенно ценными, а музыкальные произведения Анохина, созданные по мотивам шаманских мистерий, просто уникальными. Они были созданы в то время, когда увлечение инородной экзотикой другими композиторами было односторонне направлено в сторону Востока. Причем композиторов в этом плане привлекала часто только сказочная, непривычная внешняя сторона. Об обращении к "экзотике сибирской" и к тому же о воплощении подобного рода действа никто и не помышлял.

К сожалению, до наших дней проблема музыкального образа, музыкальной картины мира как итога мысли композитора и проблема соотношения философских взглядов автора и содержания его музыки остается почти не исследованной. А ведь музыка - это, пожалуй, самый древний вид искусства. И, естественно, ее содержанием является не только эмоциональный мир ее создателей, но и их отношение к жизни и происходящим в ней явлениям. Созданное произведение - это своего рода пример осведомленности о созданной художником модели действительности, и, одновременно, осмысление ее и оценка.

В своих сюитах "Хан-Алтай" и "Талай-Хан" (морской бог) автор предпринимает попытку создания "универсального синтезированного шаманского действа", используя образцы данного жанра, записанные у телеутов, алтай-кижи, кумандинцев, монголов и др. Подобное художественное воплощение древнего обряда по форме и по содержанию является уникальным настолько, что едва ли можно отыскать подобные аналогии даже сегодня и не только в русской, но и в мировой музыкальной литературе.

В вышеупомянутых произведениях автор сумел отразить поэтическую религиозную и музыкальную культуру малых народов Сибири, да и всей Азии в целом. Анохиным был продемонстрирован плодотворный опыт использования в профессиональном творчестве народных мелодий и интонаций, заимствованных не только из общеупотребительных жанров песен, частушек и т.п., но и такого сложного синтетического жанра, как шаманская мистерия. Возможно, что они и сегодня остаются для слушателей, воспитанных на традиционных образцах европейской музыкальной культуры, слишком сложными для понимания. Может быть, этим объясняется тот факт, что сюиты не включаются в постоянный репертуар оркестров и театральных коллективов края. Но хочется верить, что духовное сближение народов и их культур, о котором мечтали Рерих и Анохин, сможет преодолеть границы национально-этнических различий, и произведения этого композитора вскоре обретут второе рождение.