Л.И. Толстых
г. Горно-Алтайск

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Обучение общению, основам культурного диалога приобретает в современном мире статус жизненного императива: политического, экономического, педагогического.

На протяжении многих лет объектом внимания ученых была и остается речь детей. Особое внимание уделяется проблемам совершенствования методики развития речи: изучаются разные стороны речи учащихся, исследуются недочеты и ошибки в речи школьников; в содержание уроков вошли такие речеведческие понятия, как "текст", "типы текстов", "функциональные стили речи" и т.д.; сложилась система подготовки учащихся к изложению и сочинению и др.

К сожалению, приходится констатировать, что многие выпускники школ, тем не менее, не владеют родным языком с достаточной уверенностью, и уроки развития речи не помогли им стать мастерами устной и письменной речи. Большинство письменных работ учащихся носит репродуктивный характер, обнаруживая "исполнительский" тип мышления, который не позволяет свободно выражать себя в речи. Что касается устной речи, то она менее всего предусматривалась в учебных планах. Предполагалось, видимо, что ребенок до поступления в школу умеет говорить. Как результат всего этого - устойчивая тенденция к падению речевой культуры.

Признание приоритета диалогичности общения - актуального для организации современного процесса обучения - меняет сложившуюся ситуацию: в школах и вузах появляется курс "Риторика", издаются учебники и учебные пособия по риторике для студентов и школьников. Это обусловливает выдвижение перед учителем коммуникативно-практических задач: а) развитие коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для корректного решения коммуникативно-практических задач в ситуациях бытового, педагогического, научного, делового, социально-политического общения; б) развитие способностей и качеств, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития личности обучаемых и др.

Профессионально-педагогическую компетенцию можно обозначить как "комплекс речевых навыков, умений и коммуникативных знаний, а также способностей, овладение которыми позволяет будущему преподавателю коммуникативно приемлемо строить и варьировать профессиональную речь (в зависимости от функциональных факторов общения" [2, 119].

В ряду многих профессий учительская является одной из тех, которая реализуется в сфере общения. Первая научная конференция по проблемам общения и воспитания (1974) зафиксировала, что общение стало объектом педагогического изучения.

"Проблема обучения профессиональному общению будущих учителей может быть решена в том случае, - отмечает Н.А. Ипполитова, - если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного студентам высших учебных заведений. ...Основой этой концепции может стать риторический подход" [1, 4].

Стандартные, типовые, нетворческие образцы коммуникативных отношений, долгое время царившие в нашем обществе, не стимулировали потребности совершенствовать коммуникативную компетенцию.

Один из путей повышения коммуникативной компетенции - актуализация речеведческих знаний и умений в подготовке и переподготовке учителя через курсы повышения квалификации. Представляется целесообразным в этой связи увеличение количества занятий по культуре речи, культуре общения и риторике на курсах в республиканском институте повышения квалификации Республики Алтай, а также введение тестирования с целью выявления уровня культуры речи при аттестации учителей.

Важным этапом в подготовке к профессиональной деятельности учителя является введение курса "Педагогическая риторика" на русском и алтайском отделениях филологического факультета ГАГУ, что позволяет формировать у будущих специалистов коммуникативную культуру, решая такие задачи, как:

Среди множества аспектов особо следует выделить "Речевой этикет как элемент национальной культуры". Изучение русского и алтайского речевого этикета в сопоставительном плане позволяет более ярко представить общекультурные нормы, ценности, разделяемые народами; основные стереотипы мышления и поведения; нормы и правила, ритуалы речевого общения. Расширение экономических, политических, культурных контактов и связей разных народов в поликультурном пространстве Республики Алтай, а также глобализация всех процессов в мире неизбежно привела к необходимости более тесного общения и адекватного понимания друг друга представителями разных народов, а следовательно, и к необходимости воспитания толерантности.

Научно-исследовательская работа студентов по проблемам коммуникативного поведения, предпринятая на филологическом факультете ГАГУ, обнаружила интегральность данного направления, синтезирующего данные многих наук (этнографии, психологии, теории коммуникации, психолингвистики, риторики, лингвистики и др.) и создающего целостную картину национального коммуникативного поведения народа.


  1. Педагогическая риторика: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М., 2001.
  2. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.