А.П. Беликова
г. Горно-Алтайск

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Республики Алтай)

В последнее десятилетие ХХ века в сфере образования российских регионов, в частности, в Республике Алтай, развиваются процессы, которые отражают, с одной стороны, новые приоритеты в образовательной деятельности России, с другой - стратегические интересы собственного региона, обусловленные особенностями экономики, социума и культуры, а также сложившимися школьными традициями, накопленными в советский период. Происходящий в настоящее время переход субъектов Российской Федерации - регионов в качественно новое, более высокое общественно-экономическое и правовое состояние предполагает (в качестве важнейшего условия такого перехода) организацию продуктивной образовательно-воспитательной политики.

В результате образовательной политики Советского государства уже в 30-е годы двадцатого века образование в Горном Алтае становится массовым и доступным для всех слоев населения. Создается широкая сеть образовательных учебных заведений; разрабатывается алтайский алфавит, создается письменность для коренного алтайского населения и издаются первые школьные учебники; осуществляется подготовка педагогических кадров из числа коренной национальности; в содержании образования осуществляется связь достижений науки и сведений этнокультурного характера; ликвидируется неграмотность среди населения.

К сожалению, начиная с 50-х годов, а может быть, и несколько раньше, национальная школа Горного Алтая постепенно стала утрачивать связь с национальными истоками, она становится все более формализованной, унифицированной и идеологизированной. Из содержания образования постепенно утрачивались сведения, отражающие своеобразие жизни каждого народа, забыты традиции, несущие в себе высокие нравственные ценности. Достаточно велик процент (40%) учащихся-алтайцев, не владеющих родным языком [1, 115].

В 80-90-е годы под влиянием педагогической общественности в школу внедряются новые модели обучения, создаются новые типы образовательных учебных учреждений, расширяется обучение на родном языке в национальных школах. Всему этому способствовало принятие Закона РФ "Об образовании" и законодательные акты об образовании, принятые и утвержденные законодательным собранием Эл-Курултай Республики Алтай. Законом "Об образовании в Республике Алтай"провозглашен гуманистический и демократический характер образования, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности.

К сожалению, реализация образовательной политики в изучаемый перестроечный период осложняется и сдерживаетсярядом объективных и субъективных обстоятельств, например, таких как: недостаточное финансирование системы образования; политическая нестабильность нашего общества; социальная напряженность; социально-психологическая неготовность к реализации новой парадигмы образования подрастающего поколения со стороны родителей и педагогов и многое другое.

Вместе с тем в системе регионального образования прослеживаются и ценностные ориентации, в частности, школьное образование становится вариативным, растет число учреждений и центров развития, в которых комплексно решаются проблемы здоровья ребенка, его интеллектуального, физического, эстетического развития, создаются специальные заведения для детей с ограниченными возможностями, для детей с нарушением развития. Конец 90-х годов - время, которое можно считать поворотным в развитии национальных культур народов России, началом этапа, характеризующегося тенденцией к повышению этнического содержания образования, многие педагогические коллективы образовательных учреждений работают над созданием и реализацией новых образовательных программ, основанных на идеях гуманной педагогики, развивающего и личностно-ориентированного образования, с учетом особенностей социокультурного, этнокультурного окружения ребенка.

Положительные тенденции рассматриваемого нами десятилетия связаны с нововведениями, например, с созданием многочисленных экспериментальных площадок, нацеленных на поиск вариантов нового содержания образования в условиях перехода к лицейскому или гимназическому образованию (республиканский лицей, республиканская национальная гимназия, школа-лицей N 6, школа-гимназия N 3 г. Горно-Алтайска, Майминская школа N 2), на реализацию Концепции национальных школ (средняя школа N 4 г. Горно-Алтайска, Теленгит-Сортогойская школа, Яконурский сельский образовательный комплекс - детский сад-школа-гимназия), на создание социально-педагогического комплекса как воспитательной системы (Шебалинский район) и многое другое.

В 90-е годы, несмотря на слабое финансирование и организационные трудности, в республике происходит незначительное, но последовательное расширение сети школ и других образовательных учреждений. За последнее десятилетие по сравнению с предыдущим десятилетием (стабильным для советского периода) количество общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений в республике увеличилось на 6,4%. Тенденция расширения сети школ связана с созданием новых типов образовательных учебных заведений, ростом числа обучающихся в них. К сожалению, доля альтернативных учебных заведений в республике пока невелика. Небольшой процент (8,3%) составляют школы с углубленным изучением отдельных предметов, а также школы нового типа (лицеи и гимназии), что объясняется рядом причин, обусловленных современной экономической ситуацией [2, 55].

Ценностной ориентацией в развитии образования в нашей республике в рассматриваемый период является его регионализация, создание школ культуротворческого типа, в которых учащиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, к культуре проживающих рядом народов, к духовным истокам своей "малой Родины". Регионализация понимается как способность региональной системы образования создать условия для удовлетворения образовательных интересов личности этноса, общества и государства с учетом социально-экономических, исторических, этнокультурных и других особенностей региона.

Регионализация образования охватывает многие аспекты образования, в первую очередь реформирование управления системой образования на основе четкого разграничения полномочий между центром и регионом. В настоящее время функционирует институт учредителей школ, различных образовательных центров, управление образованием носит государственно-общественный характер. В этом отношении исключительное место занимают вопросы содержания образования, дифференциация его организационных структур, их приближение к этнокультурной специфике каждого района. В этом отношении особую важность приобретает решение проблемы поиска баланса образовательных интересов этноса и государства.

В 1992 году на уровне правительства Республики Алтай была принята "Концепция национальных школ Республики Алтай", в основу которой положен ряд важнейших социально-педагогических идей, направленных на дальнейшее развитие образования в республике, таких, например, как: реализация прав на обучение и воспитание детей на родном языке; развитие и формирование интеллектуальных способностей с учетом этнопсихологических особенностей и традиций народной педагогики; приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа и народов совместно проживающих.

Разработка новых технологий обновления содержания образования вносит существенные изменения в объем и содержание языковых учебных дисциплин в школе на основе равного соотношения учебного времени на изучение родного и русского языков при учете их дифференциации на разных ступенях обучения. Большинство опрошенных учителей сельских школ (65,5%) высказались за обучение учащихся на родном языке, поскольку считают, что это способствует развитию мышления, лучшему усвоению материала, влияет на развитие интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, становление его как этнической личности. Значительная часть городских учителей (67,5%) считает целесообразным обучение детей одновременно, особенно в начальной школе, на русском языке, так как для большинства из них языком общения дома и в дошкольных учреждениях является русский язык. Мнения родителей и учащихся по анализируемой проблеме расходятся в зависимости от места проживания. Большая часть жителей города (80%) и районных центров (68,3%) высказались против обучения на родном языке в средней школе, при сохранении его как учебного предмета. Свое мнение они мотивировали тем, что в недостаточной степени владеют (или совсем не владеют) родным языком [1, 118]. Основная причина отрицательного отношения определенной части родителей и учителей к обучению на родном языке заключается в том, что оно осуществляется без соответствующей современной научно-методической и психолого-педагогической подготовки, без учета мнения ученых психологов и педагогов. Учащиеся психологически не готовы к обучению на родном языке, учебные языковые курсы недостаточно обеспечены научно и методически обоснованными современными учебниками и учебно-методическими пособиями по родному языку.

Рост этнического самосознания народов, повышение интереса к родной культуре, обычаям и традициям выдвинул в ряд ценностных ориентаций проблему приобщения подрастающего поколения к этническим духовным и культурным ценностям. Особую актуальность приобретает обновление содержания образования через ее этнопедагогизацию, поиск новых форм и методов обучения и воспитания с учетом достижений этнической культуры и этнопедагогики. Закон "Об образовании в Республике Алтай" обеспечивает правовую защиту этнических культур в области образования.

Одним из основных средств реализации этнокультурной направленности образования является национально-региональный компонент в рамках государственных образовательных стандартов. Анализ школьных учебных планов, программ, учебной и учебно-методической литературы, беседы с учителями и руководителями школ местного региона позволяют выделить несколько моделей введения регионально-национального компонента (НРК) в содержание общего образования: монопредметную, модульную, комплексную и дополняющую, которые предполагают или включение в учебные дисциплины специальных тем вопросов, отражающих этнокультурное своеобразие региона, или их реализацию в виде интегративных курсов, в которых все аспекты этнической культуры изучаются во взаимосвязи, или в ходе внеклассных занятий, различных воспитательных мероприятий. На различных этапах обучения реализуются различные модели НРК. Решение этих проблем невозможно без привлечения значительного теоретического и научно-педагогического потенциала, междисциплинарных исследований, разработки и апробации новых опытно-экспериментальных данных, связанных с дальнейшим развитием образования в республике. Представляется перспективной координация процессов развития всех сфер образования посредством создания Центров развития образования на базе госуниверситета, интегрирующего органа, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским дополнительным образованием, создающих единое образовательное пространство.


  1. Наука и образование. Научный журнал. - Горно-Алтайск, 1998. N 2.
  2. Проблемы социально-экономического и экологического развития Республики Алтай: состояние и перспективы. - Горно-Алтайск, 2001. Ч. 2.