Н.А. Содоноков
г. Горно-Алтайск

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

В настоящее время в системе образования мало уделяется внимания процессу формирования межнационального взаимодействия. Учебный процесс ориентирован в основном на конкурентоспособного выпускника, вооружение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие интеллекта студентов и носит односторонний характер. Воспитательные возможности учебных дисциплин, формирующих нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, не используются в должной мере.

Культура межнационального взаимодействия - это система общекультурных норм и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, т.е. между отдельными людьми, представителями различных национальностей [1, 18].

В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования. Это демократизация, гуманизация, гуманитаризация, разработка новых форм и методов патриотического и интернационального воспитания и культуры межнационального взаимодействия. Важно добиться, чтобы межнациональное общение на всех уровнях преследовало гуманистические цели.

Культура межнационального взаимодействия исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания, уважения к человеку независимо от его национальной, религиозной и расовой принадлежности, истории и культуре, языкам и традициям, толерантности.

"Существующие исследования не всегда учитывают тот факт, что за годы учебы "учащийся", студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, физически, поэтому необходимо изменять средства, формы, методы воспитательной работы по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой того или иного народа" [1, 7].

Хотя задачами формирования культуры межнационального взаимодействия занимаются философы, социологи, этнографы, историки, психологи, педагоги и др., все же нет целостного теоретически и практически значимого представления воспитания культуры межнационального взаимодействия подрастающего поколения.

В Республике Алтай почти не разработан подход к культуре межнациональных отношений в современных условиях развития национального самосознания народов, кардинальных преобразований школьной и вузовской системы образования.

Нужно отметить, что в образовательных учреждениях обучаются учащиеся и студенты различных национальностей, которые несут в себе духовность разных народов и своеобразную этническую культуру, систему духовно-нравственных ценностей. Поэтому, на наш взгляд, одной из главных задач является разработка школьных и вузовских программ по формированию культуры межнационального взаимодействия. У студентов это может быть спецкурсы и спецсеминары с учетом разработанных программ, а у учащихся - ознакомление с культурой и историей, традициями и обычаями совместно проживающих народов.

При разработке программ по формированию у студентов и учащихся культуры межнационального взаимодействия нужно учитывать традиции и обычаи, национальные особенности различных народов, проживающих в данном регионе, культуру. "Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. Эта незаменимость или неповторимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Поэтому необходимо не только признавать равноценность культур, но и видеть самоценность каждой из них. Этим и интересно обращение к наследию любого народа независимо от численности и его вклада в становление и развитие общегосударственной культуры" [2, 4].

Говоря о культуре межнационального взаимодействия, необходимо и переосмысление отношения к проблемам языка. "...Необходимо разъяснить социальный смысл и необходимость обоюдного многоязычия, сформировать общественное мнение в пользу поликультурного образования и широкого использования постоянными жителями, независимо от этнического происхождения, всех языков данного региона" [3, 5]. Такой подход будет способствовать улучшению взаимопонимания, формированию межнационального общения, сохранению национально-культурного наследия.


  1. Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия. Состояние педагогической практики // Aктуальные проблемы образования. - М.: МГПУ, 2000.
  2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  3. Матис В.И. Роль национальной культуры в формировании гражданина // Традиционная культура в системе образования, ее роль в формировании национального самосознания. - Барнаул, 2002.