А.Е. Осокин
г. Горно-Алтайск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСАХ И АНКЕТИРОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В процессе образовательной деятельности для повышения ее эффективности, как правило, возникает необходимость обратной связи в системе "учащийся - преподаватель - руководство учебного заведения". Эффективным средством реализации такой обратной связи является проведение социологических опросов и анкетирования учащихся. Однако письменное анкетирование на бланках является довольно затратным для образовательного учреждения (приобретение бумаги, тиражирование опросных листов и т.п.) и не слишком привлекательным для учащихся. Современным подходом является использование новых информационных технологий при проведении опросов и анкетировании. Применение компьютерной техники позволяет, с одной стороны, избежать большей части затрат, а с другой, - является достаточно привлекательным для учащихся, так как они, как правило, имеют тягу к освоению и использованию компьютерных технологий.

В Горно-Алтайском университете весной 2002 года сотрудниками Центра новых информационных технологий был осуществлен пилотный проект по проведению компьютерного социологического опроса на основе приобретенного программного обеспечения "Социологическое сопровождение образовательного процесса". Программа разработана в Академии информационных технологий (С-Петербург) при поддержке Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга. Назначение системы - оперативное проведение социологического опроса студентов с помощью специально разработанной электронной анкеты "Студенческая жизнь"; автоматизированная обработка собранной информации, оформление результатов в виде таблиц и графиков; получение аналитических данных о многомерном и динамичном образовательном процессе, которые позволят лучше узнать проблемы и запросы студентов; повышение управленческой и педагогической культуры руководителей и преподавателей учебного заведения; улучшение взаимопонимания между преподавателями и студентами. Данную программу можно использовать и как учебный материал в работе со студентами, изучающими педагогику, социологию или менеджмент в сфере образования. Программа была успешно апробирована в Оренбургском государственном университете.

Вопросы электронной анкеты "Студенческая жизнь" группируются в несколько смысловых блоков:

Общее количество вопросов в анкете - 83, однако можно дополнить её своими вопросами (до 10 вопросов и соответствующие варианты ответов на них).

Каждый участник опроса в индивидуальном порядке и анонимно заполняет анкету, что занимает 10-12 минут. Таким образом при использовании пяти компьютеров за неделю можно опросить 500-600 человек. Не обязательно опрашивать всех студентов. Авторы программы на основе своего опыта дают рекомендацию о достаточности участия от факультета (специальности) двух учебных групп (40-50 человек) с каждого курса.

Некоторые возможности программы, а также характеристики выборки учащихся (в количестве 128 человек), которые участвовали в пилотном анкетировании в Горно-Алтайском университете, представлены ниже на рисунках 1,2 (в черно-белом варианте). На рисунках 3-4 в качестве примера приведены диаграммы, демонстрирующие некоторые аспекты проведенного анкетирования. Всего можно получить более 100 подобных графиков (а также таблиц), что является неоценимым материалом для анализа и принятия решений.

Рисунок 1. Состав опрошенных по курсам обучения

Рисунок 2. Состав опрошенных по факультетам

Рисунок 3. Мотивы поступления в учебное заведение

.

Рисунок 4. Стимулы учения для студентов

Дальнейшие планы по внедрению системы анкетирования в ГАГУ включают в себя принятие решения о широком и регулярном проведении компьютерного анкетирования студентов ГАГУ, разработка квалифицированными сотрудниками ГАГУ дополнительных десяти вопросов анкеты, касающихся каких-либо специфических проблем или сторон жизни студентов ГАГУ.