И.А. Опарина
г. Горно-Алтайск

ГОРНЫЙ АЛТАЙ В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА"

Нам суждена судьба иная
и мы еще не обрели,
мы только-только обретаем
единство Неба и Земли.

В.М. Сидоров

В настоящее время человек стоит перед выбором - дальше идти по пути научно-технического прогресса, механической цивилизации и исчезнуть с лица Земли или найти новый путь эволюционного развития. Сейчас для многих жителей Земли стало очевидным, что способ познания окружающего мира и способ жизни в этом мире, предложенные Западом, завели в тупик, который проявляется в кризисах различного рода и различных масштабов.

На заре формирования западной науки, в ХVII веке, в ее основу был положен принцип, провозглашенный еще Рене Декартом. Это принцип о двух субстанциях res extensa (субстанция материи - лат.) и res cogitans (субстанция сознания - лат.). Мир сознания полностью оторван от мира материи, их нужно изучать совершенно по-разному. Мир сознания - это мир божественный, его изучает теология, а вот мир материи изучает естествознание. Этот разрыв был необходим на этапе становления науки, потому что надо было уберечь научное знание от подчинения теологии, как это было в Средние века. Для того, чтобы позволить науке развиваться самостоятельно, такой разрыв существовал в течение трехсот лет.

Современная наука ищет возможности преодоления кризисных явлений именно на пути снятия антитезы духовного и материального. Ученые пытаются соизмерять свои исследования с философским и религиозным наследием Запада и Востока и научными методами находить решение многочисленных загадок природы, материи и сознания.

Во многих философских учениях материя и дух неразделимы. Материя и дух - это Энергия. Античные философы, последователи Платона, когда говорили о "ничто", имели в виду две категории: "укон" и "меон". "Укон" - это абсолютное "ничто", а "меон" - это потенциально, семантически насыщенные первосущности. Это практически мир эйдосов, которые материально не существуют, но идеально они уже есть.

Очень интересную работу провел несколько лет назад В.В. Налимов - наш крупный философ и математик. Он фактически воспользовался идеями Платона, но придал им математическую форму. Он предположил, что для того, чтобы идеи обрели формы, необходимы некие коды [3, 78-79]. Ученые, занимающиеся проблемой передачи наследственной информации, пришли к выводу, что генетический код имеет волновую природу и напрямую связан с первоисточником - галактическим кодом. Биохимик Гаряев П.П. экспериментально доказал, что материальный носитель наследственной информации - молекула ДНК - напрямую связана с Творцом и осуществляется такое взаимодействие посредством акустических сигналов [1, 108].

Открытый характер современной научной картины мира обнаруживает ее удивительную соразмерность многим мировоззренческим идеям, в частности, философии русского космизма (Бердяев, Чижевский, Циолковский) и идеям, выработанным в традиционных восточных культурах, которые долгое время не находили адекватного понимания в европейской культурной традиции, - мир это единый организм, различные части которого находятся в своеобразном резонансном отношении друг к другу. Стремление к единству неизбежно приводит к осознанию основополагающего принципа мироздания - "одно во всем и все в одном".

Для примера рассмотрим космогонию, лежащую в основе некоторых учений Древнего Китая (даосизм, конфуцианство). Эта космогония исключала противопоставление субъекта объекту, двуполярность бытия выражалась через две первичные силы "инь" и "ян". "Инь" выступала как отрицательный полюс, олицетворяющий пассивное (женское) начало, и "ян" - как положительное, активное (мужское) начало. Взаимосвязи этих двух сил постоянно чередуются и взаимодействуют. Концепция "инь" и "ян" лежала в основе понимания всеобщей взаимосвязанности явлений и их резонанса. "Все пронизывает единый путь - дао, все связано между собой. Жизнь едина, и стремление каждой его части должно совпадать со стремлением целого. Человек, включенный в мир, должен ощущать мировой ритм, привести свой разум в соответствие с ним, и тогда он сможет постичь природу вещей" [5, 4-7].

Западный человек совершенно по-другому видел идеал человеческой деятельности. Понимание человека как демиурга, осуществляющего силовое преобразование объектов с целью подчинения их своей власти, было чуждо восточным культурам. Люди, сформированные в традициях этих культур, ставили перед собой ту же цель - умение управлять законами природы, но шли они к этому совершенно иными путями.

В китайских учениях противопоставление силы ненасильственному действию получило развитие в терминах "вэй" (приложение силы) и "у-вэй" (недеяние). Недеяние означало не отсутствие какого-либо действия, а такое действие, которое позволяет природе развиваться собственным путем. В древнекитайской философии подчеркивалось, что только у людей, несведущих в истинных законах бытия, принцип "у-вэй" понимается как отсутствие действия, покорность и безропотность. Но у мудрецов, развивших в себе понимание "дао", недеяние означало не отсутствие действия, а естественное действие, соответствующее природе вещей.

Принцип "у-вэй" коррелирует с представлениями синергетики о возможных стратегиях управления сложными самоорганизующимися стистемами. С точки зрения синергетики, взаимодействие человека со сложными открытыми системами протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Отсюда в стратегии деятельности оказывается важным определить пороги вмешательства в протекающие процессы и обеспечить за счет минимизированного воздействия именно такое направления развития системы, которое позволит избежать катастрофических последствий и осуществить достижение человеческих целей. Принцип "у-вэй" ориентирован на весьма сходные стратегии поведения и деятельности человека. Он требует почувствовать естественные ритмы природного мира и действовать в соответствии с ними, позволяя самой природе развертывать свои внутренние потенции и выбирать такие пути развития процессов, которые согласуются с человеческими потребностями.

В процесс формирования новой картины мира свой неоценимый вклад вносит Алтай: "...Туманы - его прозрачные мысли - бегут во все страны мира. Озера - это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор..." (Г.И. Чорос-Гуркин) [2, 3].

С позиции современных исследователей ноосферы Земли, Горный Алтай - ключевой ноосферный регион России, один из важнейших узлов планетарной духовно-энергетической сети, местность, насыщенная восходящей энергией и призванная аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размере энергий по линии Земля-Космос.

В Горном Алтае вызревают основы духовно-экологической цивилизации будущего. Особую роль в этом процессе - создания нового мира - призвана сыграть красота природы Горного Алтая. Понятие Красоты представляет собой многогранное энергетическое явление космического характера. О красоте сказано много возвышенных слов. Латышский поэт Р. Рудзитис писал: "Заглянув глубже в ход эволюции человечества, мы откроем, что именно Красота рядом с религиозным чувством строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление претворить обычность жизни в более идеальной перспективе" [4, 177]. Н.К. Рерих относил красоту к важнейшим эволюционным процессам, справедливо считая ее одним из мощных энергетических рычагов движения самой эволюции человечества. Без нее нет человека как такового, нет света на пути его. "Как пелена высшего очищения знак красоты должен освятить каждый очаг" [4, 17].

По счастливому стечению обстоятельств Горный Алтай миновала судьба стать промышленно развитым регионом. Связанного с этим процессом изменения ландшафта не произошло. Горы Алтая еще не потеряли первозданной красоты и поэтому представляют собой особую ценность мирового масштаба. В эпоху расцвета технического прогресса, когда жители промышленных городов задыхаются от сотворенного своими руками искусственного мира, особенно настойчиво растет внутренне стремление припасть к "источнику воды живой". Природа Горного Алтая как раз и является этим источником, оживляющим и тело и душу. "Здесь отмечается феномен особого воздействия на психику человека, отраженный в многочисленных преданиях, мифах, легендах и визионерском опыте"[6,203].

В историко-географической системе координат Алтай - это самая высокая часть горной страны на юге Сибири. Он является центром соединения Великого пояса евразийских степей и территорий Центральной Азии, а также одним из активных центров планетогенеза и эпицентров культурогенеза в Евразии, местом схождения трех мировых религий - буддизма, ислама, христианства.

Человеческая история в Горном Алтае, судя по одной из открытых на сегодняшний день стоянок, исчисляется в один миллион лет. На протяжении последних нескольких веков население Алтая представляет собой устойчивое этнокультурное единство, симбиоз тюркских и славянских субэтносов, характерной чертой которого является глубокое взаимопроникновение многочисленных элементов культуры.

Духовное развитие народа, живущего в тесной связи с природой, основывается на почитании окружающего мира как видимого, так и невидимого. Особенно сильно такой вид взаимодействия проявляется у жителей гор: мир природы и мир человека почти неразделимы в жизни такого народа.

Таким образом, на пороге нового мира нам предстоит сделать много открытий на пути постижения сути взаимодействия человека и природы, проникая в тайники древних знаний многих культур, включая научные познания.


  1. Гаряев П.П. Волновой генетический код. - М., 1997.
  2. Концептуальная программа экологически устойчивого развития Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1998.
  3. Лесков Л.В. Прорывные технологии ХХI века // "Живая этика и наука будущего". Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2001.
  4. Степин В.С.Новые ориентиры цивилизации // Экология и жизнь.2000. N 4.
  5. Рерих Н.К. Шамбала. - М., 2000.
  6. Степин В.С.Новые ориентиры цивилизации // Экология и жизнь.2000. N 4.
  7. Шишин М. Астрально-ментальная линза, как особая структура Мира Высшей реальности над территорией Алтая // Алтай - Космос - Микрокосм: пути духовного и экологического преобразования планеты. Тезисы 2-ой международной конференции. Алтай. 1994.