А.Н. Бастрыкин
г. Бийск

"ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ"

Рассудок с мельницей сравню я,
Что мелет всё - муку любую.
Но если зёрен не хватает,
О жернов жернов трётся всуе,
Лишь сор песок и пыль рождает.

Грильпарцер

Вопрос об отношении между философией и наукой, о возможности единства и согласованности между ними или о неизбежности их расхождения и взаимной борьбы, принадлежит к числу типичных "вечных вопросов" человеческого духа, которые с особенной остротой проявляют себя в человеческом сознании в эпохи коренных переломов в мировоззрении человека, в эпохи духовной растерянности и искании утраченной целостности жизни.

На заре человечества, когда наука и философия были ещё молоды, их союз был очевиден, так как основная задача философии и науки в то время была одинакова - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек. В настоящий момент задача хотя и остаётся прежней, но с течением времени возникла некая "специализация":

Наука, в том виде в котором она предстаёт перед нами сейчас, сформировалась на основе разделения умственного и физического труда, превращении познавательной деятельности в специфический род занятий.

Философия занималась и занимается преимущественно сбором и ментальной обработкой эмпирических знаний. С течением времени знания о природе из областей астрономии, математики, этики, логики были переработаны в стройную теоретическую систему в Древней Греции, где появились мыслители, занимающиеся специально наукой, отмежевавшись от религиозных и мифологических традиций. Видимо тогда и произошло разделение двух основных направлений человеческой мысли - философской и научной, так как философия до наступления эпохи Просвещения ограничивалась по большей части Богопознанием.

Разделение философской и религиозной мысли так же отчётливо прослеживается в эпоху Просвещения, а отчасти от ещё более давнего направления - от рационализма XVII века. Религия мыслится как немая и слепая вера, как чужое мнение церковного духовенства, принимаемое на веру без всякой проверки со стороны самостоятельного индивидуального личного сознания.

По этой же причине между наукой и религией неизбежно возникла роковая пропасть, ничем не заполнимая. С того времени как развивающаяся наука начала отвоёвывать у религии уже освоенные и закреплённые за ней "угодья" религия возненавидела науку и фактически взрастила её как своего антипода и врага. В богословской среде науку обвиняют в попытке дискредитировать путём научных изысканий устоявшиеся представления о Боге и о человеке как божественном творении. В свою очередь представители науки ссылаются на то, что содержание "этой веры" либо, в лучшем случае, таково, что подлинное знание о нём невозможно, либо даже таково, что прямо противоречит выводам знания.

Теперь обратимся к нашей современности. Не секрет, что и на данный момент сохраняется строгая обособленность и своего рода сепаратизм между основными сферами и направлениями мыслительной деятельности - научной, философской и религиозной, хотя уже сейчас возможно найти общие точки соприкосновения между вышеупомянутыми "противоположностями" для сотрудничества и взаимопомощи в сфере познания и исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и его истории.

Попробую проиллюстрировать синтез научного, философского и религиозного знания на примере исследования вопроса о происхождении человека - самого загадочного и волнующего предмета исследования многих поколений учёных, философов и исследователей от религии.

Человек всегда хотел знать, кто создал окружающий его мир? Кто им управляет? От кого зависит будущее этого мира? Откуда появился он сам? У разных племён и народов, у различных религиозных течений представления об этом в основном схожи. Они частично менялись с течением времени, но неизменным оставалось одно: вера в богов. Человек всегда чувствовал, что есть некто высший. Представления о Нём (о Них) менялись с течением времени. Человек постепенно, шаг за шагом шел по дороге, которая приближала его к Истине, к более правильному пониманию устройства мира, в котором он живёт, своего места в нём и, конечно же, к пониманию роли Творца (Творцов?) этого мира.

С этой верой человек живёт и сегодня, хотя ему и не дано понять все сложности и особенности своего бытия. Например, в научной среде уже свыклись с тем фактом, что большинство научных открытий, изучающих закономерности нашего бытия, действительны только в пределах нашей солнечной системы; в среде философов и богословов нет однозначных суждений относительно природы субстанции, или Бога; эзотерики так и не могут предоставить убедительные доказательства относительно возможности или невозможности существования человеческого сознания вне или после смерти физического тела. Поэтому не надо забывать, что мы создаём для себя лишь описание мира, вне зависимости от того, в какой сфере религиозной, научной или философской это описание создаётся. Оно изменяется в соответствии с ростом нашего духовного, религиозного и научного сознания и здесь важно не разрешение каких-то спорных вопросов внутри отдельной области, а совокупные результаты из всех областей познания окружающей действительности. Важно то, какую дорогу откроют они человеку в его стремлении к Истине, станет ли человек на этом пути добрее, будет ли больше "любить ближнего своего", стараться помочь ему, понять его.

Создавая описание мира, мы создаём для себя почву под ногами - своё Миропонимание. Далее, мы строим свою деятельность согласно сформированного нами мировоззрения и, поэтому, очень важно дать человеку возможность сформирования наиболее точное представления об окружающем мире. Нужно дать ему возможность использовать знания не "противопоставленные" (религиозные - научные), а знания как результат синтеза всё тех же науки, религии и философии, где, в свою очередь, наука предоставляет данные проверенные приборно, религия выступает в качестве носители древнего духовного знания, переданного языком символов, а философия строит умозрительные концепции относительно природы нашего бытия, используя древние знания, которые возможно расшифровать и проверить с помощью средств всё той же науки, создавая целостную и законченную картину мира. Всё это, в совокупности, рождает новый взгляд на вещи, что служит толчком для новых исследований.

У каждой из сторон (богословской научной и философской) имеется свой вариант относительно событий происходивших в те незапамятные времена.

Библия, Бытие: 2:7, Шестой день творения: "26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Научные представления базируются на известной всем теории Ч. Дарвина "О происхождении и эволюции видов", где человеку отводится место одного из подвидов шимпанзе, развившего свой мозг благодаря трудовой деятельности.

В философии представления философов античности о божественном сознании как первичной субстанции и человеческом сознании как о богопостигающем начале граничат с научно-философским мировоззрением диалектического материализма, в котором за основу берётся всё та же теория о происхождении видов. Казалось бы, всё ясно, каждый имеет свою точку зрения на существующий факт, но где же синтез знаний? Возможно, приведённый ниже фактологический материал послужит иллюстрацией:

Несколько лет назад генетики Хенрик Кэссман и Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка опубликовали статью в журнале "Science" о своих исследованиях ДНК людей и шимпанзе. Результаты свидетельствуют, что шимпанзе имеют несравнимо больше предков, чем человек, так как они больше разнятся генетически, а люди произошли от очень ограниченного числа сородичей, не исключено, что всего от двух. У шимпанзе больше разных предков вносили свои гены в общий геном, но этот генетический "коктейль" не передался от шимпанзе к предку Homo sapiens, к тому же геном обезьяны в три раза древнее, чем человеческий. Дальнейшее изучение генофонда человека позволило сделать предположение, что наша "праматерь" Ева, обладавшая полным комплексом генов Homo sapiens, соблазнила, если верить писанию, доверчивого Адама приблизительно 180-300 тысяч лет назад.

Исследователь из Англии - Алан Элфорд, пытаясь воссоздать хронологическую последовательность событий изложенных на глиняных табличках шумеров, где подробно описывается процесс сотворения, пришел к выводу, что создание Адама происходило на территории современной Сирии, в междуречье Тигра и Евфрата, примерно в 180-200 тысячном году до н.э.

Исследования в области лингвистики, приведённые в книге А. Элфорда "Боги нового тысячелетия", сообщают нам ещё более сенсационные результаты. Здесь в качестве предмета исследования выступали некоторые полисемантичные слова, имевшие несколько значений на иврите, в шумерской или аккадской письменностях.

Так, древнееврейское слово "tit" (шумерское TI.IT) обозначало "то, что обладает жизнью". В контексте исследования проблемы божественного участия в сотворении первых людей это наводит на мысль о том, что Ева была создана путём клонирования из "ребра" (или "живой составляющей") Адама. Причём Бог (Боги) сперва экспериментировал с сотворением Адама и, как только был получен удачный экземпляр, его (Адама) погрузили в глубокий сон и, пока тот спал, Бог вынул у него ребро (или "то, что обладает жизнью" - TI) и создал из него женщину.

В одном древнем источнике под названием "Атрахазис" сотворению человека посвящена добрая сотня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы уже видим не одного Бога, а множество Богов, выполняющих различные функции.

Как известно, шумерские эпосы легли в основу более поздних вавилонских эпических сказаний, а многие главы Библии были основаны на вавилонских, древнееврейских, римских и греческих источниках. Поэтому даже в современном варианте Библии можно найти остатки древнейших строф, которые каким-то чудом прошли монотеистическую цензуру Средних Веков. Например, "по образу и подобию Нашему". Ветхозаветный Бог обращается к себе по принципу: "Мы - Николай 2-й"? Нет, - это и есть остаток древнего текста, так как, согласно вавилонским источникам, человека создавал целый пантеон Богов, а не один лишь Создатель. Также мало кому известно, что имя библейского Бога Элогим (Elohim) - есть не что иное, как форма множественного числа в древнееврейском языке. Причём сами шумеры, так же как и египтяне, были весьма дотошными летописцами: они создали "хронологию богов и людей" в которой, как в библейском "Ветхом Завете", была достаточно подробно изложена древнейшая история. Героями этой истории были, по их мнению, отнюдь не эфемерные существа, а существа из плоти и крови, будь то простые люди, герои или боги. Боги же, создав "по своему образу и подобию" рабочую силу - человека, управляли им до тех пор, пока не убедились в том, что человек стал умён, силён и красив, а также в том, что он может управлять своим народом самостоятельно.

После этого боги сели в свои "небесные колесницы", которые поднимались в небо на столбе огня, и навсегда покинули человечество, оставив его наедине с самим собой.

Что касается теории Ч. Дарвина, то, согласно современным представлениям многих учёных, она хорошо применима к эволюции видов животных и растений, но не к эволюции человека. Используя дарвиновскую концепцию эволюции и элементарные математические расчёты, учёные попытались рассчитать хронологию возможных эволюционных скачков в развитии мозга человека от шимпанзе до Homo Sapiens. Они пришли к выводу, что человеческому мозгу просто не хватило бы времени, чтобы развиться до объёмов мозга современного человека, несмотря на быстрый рост интеллектуального уровня нашего предка в результате трудовой деятельности. К тому же до сих пор официально не найдено то "недостающее звено", которое бы наглядно иллюстрировало переход человека от обезьяноподобных форм к человеку кроманьонского типа.

По-видимому, факты говорят в пользу сотворения человека. Хотя главное, что мне хотелось бы подчеркнуть в настоящей работе, заключается в том, что появление подобных сенсационных открытий было бы невозможно без совместной деятельности представителей научной и религиозной мысли. Прогрессивные и здравомыслящие люди, часто представители противоположных взглядов и мировоззрений, отодвинули в сторону чувство собственной важности и боязнь потерять карьеру для того, чтобы достичь реального знания путём исследования и синтеза имеющегося фактического материала, вооружась при этом философским мышлением, логикой, средствами научного познания и умением понимать язык символов религиозного наследия. Такие люди выступают в роли "соединительной ткани" между оппозиционными интеллектуальными группировками, а само наличие подобных людей позволяет надеяться, что когда-нибудь борьба "противоположностей" закончится и наука, философия и религия смогут выступить в роли дисциплины, дающей человеку наиболее полное и точное знание о мире, в котором он живёт и о роли самого человека в этом мире.


  1. Алан Ф. Элфорд. "Боги Нового Тысячелетия", - М., 1998.
  2. На переломе. Философия и мировоззрение (философские дискуссии 20-х годов). - М., 1990.