С.К. Носов
г. Горно-Алтайск

ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ И НЕСТЯЖАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема собственности всегда является актуальной в процессе духовного самосовершенствования личности, ибо каждый человек с первых дней своего бытия оказывается в сложной системе межличностных и социальных отношений, где отношение к собственности является важнейшим детерминатором, обусловливающим ценностные ориентации и мотивы поведения личности.

Православное христианство, как и любая религия, всегда уделяло существенное внимание проблеме собственности. И, несмотря на то, что в православном христианстве существует довольно стройное учение о собственности, проблема христианского отношения к собственности постоянна и требует своего конкретного решения.

Согласно православно-христианскому богословию, наличие и природа собственности детерминирована наличием несовершенной природы человека. Священное писание говорит, что все богатства мира созданы Богом для всех людей, но человек в своем грехопадении отделился от Бога, в результате чего земля теряет былое изобилие, а человек вынужден "в поте лица" добывать себе пропитание. Удаление от Бога и его благодатной любви к миру формирует эгоцентризм человека, проявляющийся в желании приобрести в собственность дарованные всему человечеству земные блага.

Высшим идеалом для христианских отношений являются отношения единения, любви и милосердия. Этот идеал распространяется и на отношение к собственности, от общественной до частной.

Земным идеалом общественной собственности призвана быть монастырская собственность. Человек, вступивший на путь монашеской жизни, берет обет нестяжания, добровольно отказываясь от личной собственности в пользу монашеского сообщества. Мотивацией трудовой деятельности члена монашеской общины должно быть не личное обогащение, а любовь к Богу и милосердие к ближним.

С точки зрения Православной Церкви, всякая собственность для инока - это опасность, которая может легко погубить его душу. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: "Если инок имеет деньги, или какие дорогие вещи, то невольно, по каким-то неотложным и неотразимым необходимости и закону, надежда его нисходит от Бога к имуществу. На имущество он возлагает свое упование; в имуществе он видит свою силу; в нем средство уклониться от превратностей, могущих встретиться на поприще земной жизни; в имуществе сосредотачивается его любовь, его сердце и ум, все существо его. И делается сердце веществолюбца жестоким и чуждым всякого духовного ощущения, как жестко и бесчувственно вещество. Копление денег и другого имущества иноком есть поклонение идолу" [2, 282]. А "идолопоклонение непременно сопряжено с отречением от бога" [2, 283].

В отличие от монашествующих миряне не могут не иметь собственности, так как наличие собственности является необходимым условием их жизнедеятельности. Православная Церковь признает право мирян на собственность, однако, при этом, подчеркивает, что собственность - это "тяжелая ноша", требующая к себе строгого отношения.

С точки зрения православного богословия, главную опасность для духовного мира человека со стороны собственности представляет страсть к вещам и стяжанию богатства, то есть накопительству излишней, нежели необходимо для жизнeдеятельности, собственности.

Другая опасность - самообольщение богатого человека, которое может иметь два нравственно негативных последствия и выражаться, во-первых, в "уповании на богатство" и прeнебрежении к повседневному труду, во-вторых, в ложном чувстве превосходства над бедными людьми.

Не менее серьезным испытанием для христианства являются базирующиеся на отношении к собственности отношения между людьми. Священное Писание регулирует эти отношения двумя заповедями "Синайского законодательства": "Не кради" и "Не желай... ничего, что у ближнего твоего" (Исход. 20, 15; 20, 17).

Православное богословие распространяет на собственность идеал христианского аскетизма. Собственность рассматривается как благо лишь в случае, когда человек использует ее на духовное преобразование мира. В других случаях, по мнению православного богословия, собственность становится "оковами для души". Человек, окруживший себя излишней роскошью и наслаждающийся вещами, становится зависимым от вещей и наслаждений. Его душа гибнет в пучине страстей и мучительных желаний.

Поэтому отцы Церкви рассматривали собственность и богатство как серьезное испытание для человека. Так, Василий Великий в обращении "К обогащающимся" говорит: "Испытывается же твое сердце, как бы на весах, куда оно наклонено, к истинной ли жизни, или к настоящим наслаждениям. Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что богатство можем употреблять, как приставники, а не как имеющие право им наслаждаться. И отказывающиеся от него должны радоваться, как уступающие чужое, а не огорчаться, как лишающиеся собственности" [1, 106].

Уделяя серьезное внимание собственности и богатству, Православная Церковь не менее серьезно относится и к бедности. Православие всегда прославляло бедность, вызванную естественным стечением обстоятельств жизни, порицало бедность, порожденную ленью или унынием человека. Например, Амвросий Медиоланский говорит: "Не всякая бедность свята, а богатство преступно" [4, 162]. А Блаженный Иероним заключает: "Богатому не вредит богатство, если он хорошо пользуется им, бедного бедность не делает достойным похвалы, если он в рубище и нищете не избегает греха" [4, 162].

Сегодня проблема отношения к собственности непросто решается в современном православном обществе. Нередко она политизируется и выплескивается на каналы СМИ митинговыми дискуссиями по поводу "наиболее приемлемой" для православных верующих форм собственности и перспективах дальнейшего социально-экономического развития России.

Так, известный православный публицист Николай Сомин считает, что отказ от "земных богатств" приводит человека к совершенству. По его мнению, идеалы христианского отношения к собственности можно представить тремя краткими тезисами:

  1. "Личным идеалом христианства является полное нестяжание;
  2. Социально-экономическим идеалом христианства является общественная собственность;
  3. Путь к осуществлению этих идеалов - милостыня" [6, 44].

Сторонники такого взгляда на проблему собственности считают, что общество, базирующееся на частной собственности и рыночных отношениях, неизбежно будет порождать порок, так как порок всегда привлекателен для "падшей" природы человека, а жаждущий наибольшей прибыли производитель продукта всегда будет соблазняться на удовлетворение низменных потребностей человека.

Однако, большинство современных православных верующих считает полное нестяжание нереалистической идеей. По их мнению, говорить "о грехе всякой собственности было бы то же самое, что отрицать необходимость питания только потому, что существует страсть чревоугодия" [7, 44]. Они убеждены, что приобретенная в результате честного труда собственность является естественным условием для дальнейшего социального служения и духовного самосовершенствования.

В то же время многие православные верующие порицают излишнюю собственность (богатство). Они, по традиционному советскому представлению, убеждены, что богатство всегда неправедно нажито и аморально. К сожалению, их убеждения питают многие яркие примеры из современной социальной действительности.

Пытаясь объединить различные социальные группы верующих в единое духовное целое, современные священнослужители напоминают о традиционном отношении Церкви к богатым и бедным. "В отношении богатых в обыденном смысле слова всегда у Церкви было такое правило - они ей служат, а в отношении бедных - она служит им. Бедные являются людьми, достойными помощи, богатые Богом прославляются - как люди, достойные служить другим" [8, 35].

Современная официальная позиция Русской Православной Церкви по вопросу отношения к собственности изложена в принятом архиерейским Собором 15 августа 2000 года документе, под названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". В нем говорится о признании права человека на собственность и осуждается посягательство на нее. При этом Церковь подчеркивает, что не отдает предпочтения ни одной из сложившихся форм собственности. "При каждой из них возможны как греховные явления - хищения, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ" [3, 47].

Открытая позиция Русской Православной Церкви в вопросе о собственности очень важна для современного российского общества, которое переживает процесс коренных социально-экономических изменений и нуждается в выработке новой нравственной парадигмы отношений к собственности, богатству и бедности.

Западная модель развития рыночных отношений, основанная на реформистско-пресвитерианском отношении к собственности, не может быть скопирована в условиях российского общества, где на протяжении тысячелетия доминировала православная культура. Поэтому новая модель развития рыночных отношений должна учитывать особенности национальной традиции отношения к собственности, богатству и бедности.

В общих чертах идеал этой традиции хорошо сформулирован известным православным миссионером митрополитом Макарием (М.А. Парвицким-Невским), который говорил: "Бог дал богатому богатство, чтобы он милостыней приобретал себе небесное наследие. Бедному дал бедность, чтобы он трудом и терпением достигал нравственного совершенства и богател в Бога" [5, 75].

Возможно, что только православно-христианское отношение к собственности богатству и бедности способно привести наше Отечество к могуществу и процветанию, избежать, в будущем, гражданских войн и революций, обеспечить высокий духовный и материальный уровень жизни народов России.


  1. Василий Великий. К обогащающимся // Творения. - М., 1848. - Ч. 4.
  2. Игнатий (Брянчанинов) Приношение современному монашеству // Творения. - М., 1998. - Т. 5.
  3. Журнал московской патриархии. - 2000. - N 10.
  4. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. - М., 1913.
  5. Макарий, митрополит. Беседа в неделю мироносиц // Слова, беседы и поучения, в дни праздничные и воскресные Макария митрополита Московского и Коломенского. - Сергиев Посад, 1914.
  6. Православная беседа. - 1999. N 2. - С. 44.
  7. Православная беседа. - 1999. N 3. - С. 44.
  8. Православная беседа. - 1998. N 5. - С. 35.