О.В. Новикова
г. Горно-Алтайск

РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Подход к проблемам деловой коммуникации, к кругу относящихся сюда вопросов предполагает социальное и собственно-лингвистическое осознание понятия "нравственная культура" и ее роли в сфере делового общения.

В повседневном смысле под нравственной культурой понимается уважительное, доброжелательное, заботливое отношение между людьми. В целом это понятие довольно многопланово: оно сопредельно с такими отраслями науками, как психология, социология, философия и с такими понятиями, как мораль, нормативность, этика.

На повестку дня данная проблема встала в связи с необходимостью решения ряда вопросов, связанных с развитием рыночных отношений, экономики, налаживанию международных связей. В бывшем СССР на протяжении десятилетий рядовым гражданам втолковывалась мысль о разлагающем влиянии западной культуры, вместо того, чтобы перенять лучшие образцы накопленного человечеством опыта. В современной России большое внимание уделяется развитию экономических связей, прокладыванию "капиталистических рельсов", но мало говорится о том, что основным условием получения положительного результата в любой коллективной деятельности является отношение сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания в противовес конфликтам и конфронтации.

Петр Великий еще в 1709 году издал указ, согласно которому подлежит наказанию каждый, кто вел себя в "нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство. Ведь недаром многие ученые: филологи, социологи, психологи и другие, выдвигают сегодня мысль о необходимости введения экзамена на знание культуры речи и делового этикета. Ведь знание этого является основой предпринимательского успеха.

Недостаточно высокий уровень общей культуры, склонность к силовым методам руководства, неуважение к коллективу, власти и закону, нецивилизованные формы делового общения, основанные либо на насилии, либо на взятке и подкупе, продиктовали появление и придали особое значение такой учебной дисциплине, как "Русский язык и культура речи". Она призвана помочь преодолеть стереотипы административно-командного стиля руководства и мышления, выработать умение руководить людьми, способность взвешенно анализировать любые деловые ситуации, не бояться новизны решений, научить объективно анализировать и оценивать свои действия и действия окружающих людей.

Относительная молодость самой дисциплины, называемой в разных языках то "культурой речи", то "культурой языка", объясняется во многом неразработанностью предваряющих эту дисциплину разделов языкознания. "Выделение литературной или "правильной" речи, - писал Л. Блумфилд, - есть побочный продукт определенных социальных условий... Исследователь письма, литературы... или правильной речи, если только достаточно настойчив и методичен, после напрасных усилий неизбежно приходит к выводу, что ему сначала надо изучить язык, а потом уже приниматься за эти проблемы" [1, 126].

Повышение нравственной культуры в условиях экономического, политического, духовного кризиса является одним из важнейших факторов, нормализующих отношения между сторонами, позволяющих находить пути выхода из конфликтных ситуаций. Знание основных правил культуры деловых коммуникаций помогает предотвратить, разрешить конфликты, возникшие в процессе общения. Кроме того, роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению человеческой потребности в общении.

Вопрос о состоянии поднимаемой проблемы наиболее остро встает в связи с общим кризисным состоянием общества, когда нередко наблюдается подмена человеческих ценностей кардинально противоположными понятиями: спекуляция воспринимается как нормальная практика деловой жизни, а способность и стремление к накоплению капитала объявляется примером для подражания.

Еще в начале века немецкие социологи проанализировали причины возникновения нравственной культуры и связанное с ней понятие деловой морали в условиях рыночных отношений. Под нравственной культурой и деловой моралью они понимали совокупность правил и предписаний делового человека по отношению к окружающим людям. Истинно деловой человек, по их мнению, должен быть наделен интеллектуальной способностью составлять планы предпринимательства, умением общаться и вести деловые переговоры, обладать волей к действиям. Бесспорно, между нравственной культурой и моральной ответственностью существует двусторонняя связь. Уровень образованности человека, его социальный статус, высокий уровень профессионализма не предполагает одновременно и наличия определенной нравственной культуры личности. А наличие определенной моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры. Высокая нравственная культура выступает залогом авторитета руководителя. Если он не обладает высокими нравственными качествами, то у него не будут сформированы и развиты в необходимом объеме и другие деловые качества, такие, как объективность, профессиональные навыки организаторской дисциплины.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существовало свое понятие нравственной культуры, но общество относило к области нравственности лишь те принципы, понятия, в которых выражались его интересы, его требования к поступкам людей.

Практическая необходимость согласования трудовой деятельности человека с деятельностью коллектива появилась уже в первобытном обществе. Из истории известно, что производственные потребности рода и племени вели к формированию моральных отношений, норм поведения. Следовательно, правомерно сказать о тесной связи нравственности с нормами человеческого поведения: моральными, речевыми. Ведь человеческое общение, в том числе и деловое, всегда выступает как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регламентирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общение руководителя и подчиненного, продавца и покупателя, индивидуальная и массовая коммуникации. Все они различны по форме, содержанию, стилю. В деловом общении нормативности придается значительно большее значение, чем в личностном, ведь люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной среде условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Таким образом, проблема культуры делового общения не может быть исследована вне связи с философской проблемой ценностей и нравственной культуры. Заслуживает внимания нравственная позиция, согласно которой бизнес, игнорирующий принципы нравственности, патриотизма, морали, малоэффективен, безрезультатен и, в конечном итоге, недолговечен. Тем острее встает эта проблема в современной России, многонациональном государстве, на территории которого проживает множество наций и народностей. А поскольку рыночная экономика обладает присущими только ей культурно-историческими особенностями и каждый народ имеет свой национальный характер, следует говорить о некотором синтезе культур. Поэтому слепое копирование западного опыта - японского, американского - и его бездумное перенесение на российскую почву невозможно. Следовательно, любой предприниматель, бизнесмен обязан учитывать национально-психологические особенности конкретной среды делового общения. Бесспорно, общественный прогресс способствует взаимопроникновению правил делового поведения, обогащению культуры в целом. Мир стал теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, учитывающий обычаи и традиции.

Как и в давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей, для которых прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало и создает основу для успеха сделки.

В заключение следует отметить, что современное общество как никогда нуждается в повышении нравственной культуры, в соблюдении норм этики делового общения, нуждается в различных стилях своего существования, особенно в диалоге, нацеленном на сотрудничество. Деловая коммуникация, направленная на равноправие в общении, на творчество и взаимопонимание, стимулирует высокую активность и эффективность общения. А это предполагает развитие нравственной культуры людей, желающих найти понимание и взаимопомощь в общении.

Нравственная культура призвана преодолеть распространенный сегодня нигилизм, способствовать консолидации людей, гармонии личного и общественного, позволяет человеку полнее реализовать свой творческий потенциал.

Дж. Рокфеллер писал: "Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире" [2, 5].


  1. Звягинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. - М., 1960.
  2. Рогозин Ю.П. Секреты общения. - М.: Знаниe, 1991.