В.П. Никишаева
г. Бийск

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Содержание курса русского языка в современной школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Цели обучения могут быть обозначены как формирование у учащихся элементарной языковой компетенции и обучение их речевой деятельности. Предметом обучения в школьном курсе русского языка является нормированный (кодифицированный на всех уровнях) русский литературный язык в различных этно- и социолингвистических условиях в качестве развивающейся многоуровневой системы. Школьный курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у учащихся широкого спектра речевой деятельности - чтение, письмо, аудирование, говорение и т.д. В соответствии с поставленной задачей, школьный курс русского языка должен содержать такой комплекс языковых фактов, законов и правил, который бы позволил ученикам по завершении его изучения свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке с учетом коммуникативных и эстетических функций. Языковую компетенцию у учащихся можно выработать и сформировать лишь при сознательно-коммуникативном обучении.

Известно, что проблема общения сегодня одна из самых важных в различных областях, как-то: менеджмент, социальная и возрастная психология, теория воспитания и т.п. Особый интерес она представляет для педагогов, поскольку любая человеческая деятельность так или иначе основана на общении, а учебная - прежде всего. В силу этого в профессиональной подготовке учителя-словесника приоритетную роль играет вопрос развития и совершенствования его профессиональной речевой деятельности. От оптимальности его решения зависит в конечном счете обеспечение высокого уровня интеллектуального общения учителя и ученика.

К сожалению, в пределах всего образовательного пространства современной российской школы прочные позиции занимает орфографоцентристское представление о школьном курсе русского языка. Подавляющее число учителей русского языка считает, что результатом образовательного процесса на выходе после одиннадцатилетнего обучения русскому языку в школе является орфографическая и пунктуационная грамотность выпускника.

Сама же древняя и неизменная природа человека состоит в том, что он постоянно и много говорит. Значение и силу слова в предназначении человека хорошо понимали те, кто стоял у истоков человеческого рода и духа. И это отразилось не только в магической силе первобытных заклинаний и заговоров, но и в величайшей Книге Бытия:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" [Евангелие от Иоанна. I. 1-5].

Обращаясь к проблеме профессиональной подготовки учителя-словесника в системе современного высшего образования, необходимо заметить, что определение содержательно-процессуальной насыщенности видов речевой деятельности поставило вопрос о разработке конкретных (частных) риторик профессиональной коммуникации учителя. Отправной точкой в определении спектра частных риторик служит теория существования, исследующая формы речевого общения между людьми и правила, регулирующие речевое поведение человека.

Разработка частных риторик в профессиональной подготовке учителя-словесника актуальна прежде всего потому, что его профессиональная деятельность будет осуществляться в сфере повышенной речевой ответственности, ибо он не просто педагог, не только предметник, а носитель ментальной речевой культуры, от уровня которой зависит и конечный результат его будущей деятельности. Таким образом, речевое поведение учителя-словесника должно быть определенным образом сформировано и воспитано. Вербальное поведение педагога определяет систему его коммуникативных отношений с коллегами, с родителями учащихся, с самими учащимися и, по большому счету, определяет успешность его предназначения в человеческом обществе, успешность его профессиональной состоятельности.

Определение спектра частных риторик с учетом специфики профессиональной деятельности связано с выбором оптимальных методов формирования умений и навыков профессиональной речи, пронизывающей все действия учителя-словесника. Представляется возможным определить ряд характеристик поэтапного формирования у студентов навыков профессиональной коммуникативности:

Каждая из характеристик профессионального общения составляет пропозицию конкретной частной риторики, определяющей выбор оптимальных путей и способов овладения коммуникативными навыками и умениями.

К примеру, одной из дискурсионных форм овладения презентационными характеристиками профессиональной коммуникации может служить риторика вербального живописания. Создание вербальной картины на основе художественного текста представляет собой не формальный репродуктивный экзерсис, а творчество, состоящее в интерпретации текста, в котором успешно совмещаются художественно-эстетическое начало и речевая прагматика. Компоненты вербальной картины, воплощенные в микротемах и микрообразах текста, позволяют выработать у учителя-словесника навыки интерпретации созданного писателем художественного текста и одновременно сформировать собственный читательский образ художественной картины мира средствами описания, повествования или рассуждения, поскольку эмоциональная сущность искусства, в том числе и искусства устного слова, вызывает потребность в творчестве и у того, кто это искусство постигает.

Когда к творчеству поэта подключается сотворчество учителя и учащегося, слово не только не искажается, но обнаруживает те смысловые оттенки, которые невозможно увидеть без творческой фантазии, без риторически нацеленного восприятия.

Частные риторики позволяют маркировать речевое поведение учителя, грамотно проектировать тактику профессиональной коммуникации в соответствии с законами эффективной речи в такой сфере профессиональной деятельности, как преподавание словесности, где роль слова особенно важна.