О.Н. Апанасенко
г. Бийск

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено пять этапов формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Рассмотрим некоторые из них. В основу рассмотрения этапов нами положен соответствующий уровень сформированности ценностных ориентаций школьников. Относительно каждого этапа на основании полученных теоретических и диагностических данных рассматриваются: своеобразие соотношения мыслей, чувств, поведения; их мотивационная функция, ведущее противоречие, а главное - в чем заключается своеобразие коррекции взаимодействия учащихся в процессе их деятельности и общения. Остановимся на кратком изложении результатов нашего рассмотрения.

На первом этапе формирования ценностных ориентаций школьников важно не только сообщить знания по художественной культуре края, но и вызвать к соответствующим явлениям ценностное отношение. Важно понимание того, что "важно", "хорошо". Такое понимание и адекватные переживания наиболее непосредственно возникают на основе восприятия конкретных образцов художественной культуры "хороших", "плохих", "книжных", "живых". Воспитаннику необходимо "увидеть" феномен ценностного отношения, осознать и прочувствовать его; важно вызвать в нем горячее одобрение нравственных и осуждение безнравственных отношений. Здесь завязывается нравственное формирование ценностного, а потому нравственного отношения к окружающему миру.

Организацией многочисленных мероприятий (встречи со знаменитыми людьми края, экскурсии, обсуждение всевозможных ситуаций, книг, фильмов, спектаклей и др.) очень часто не достигается решение поставленных воспитательных задач в силу того, что не учитывается соответствующий эмоциональный опыт воспитанников; имеет место повторяемость этих дел; в них учащийся занимает преимущественно пассивную позицию наблюдателя и от него не требуется нравственных усилий; организуемые дела не заставляют обмениваться отношениями (пониманием друг друга, сопереживанием, содействием друг другу); не заставляют проявлять определенные нравственные качества.

На первом этапе особенно важно вызвать непосредственный интерес к деятельности и общению, увлечь, заинтересовать детей. Движущим противоречием данного этапа является противоречие между непосредственными требованиями к деятельности и общению и возможностью школьника соответствовать этим требованиям. В связи с этим важно подвести учащегося к осознанию значимости проявления к человеку сопереживания, содействия со стороны окружающих. В этой связи велико значение таких элементов, как формы организуемых дел, их инструментовка, оформление, вызывающие этот непосредственный интерес. Следует выделить значимость видимого результата деятельности и общения, который поддается оценке как мыслями, так и чувствами. Необходима специальная аналитическая работа, актуализирующая мыслительную деятельность учащихся: привлечение внимания к значимости отношений людей для их общего самочувствия, настроения; опоры на ассоциации, вызванные прочитанной книгой, увиденной картиной, фильмом, спектаклем; анализ собственного опыта, поступков, переживаний, размышлений.

"Вербальная часть" процесса формирования ценностных ориентаций личности школьников не должна выступать как обособленная. Слово должно использоваться умело (В.А. Сухомлинский), не носить характер простого морализирования. Действенность слова в воспитательном процессе обеспечивается тогда, когда создана эмоциональная предрасположенность. Она создается в процессе непосредственного взаимодействия, обмена отношениями в деятельности и общении, которые вызывают у школьников собственные эмоциональные переживания. Специальная корректировка деятельности и общения необходима для получения педагогически эффективного, нравственно-формирующего взаимодействия.

На первом этапе формирования ценностных ориентаций учащихся необходима новизна ситуаций, их неординарность, эстетическая привлекательность. Важно, чтобы организация образа жизни, воспитательных воздействий, практика моральных действий позволяли видеть и воспринимать повторяющиеся положения с новых сторон, поэтому необходимо учитывать традиции, сложивщиеся у конкретных школьников в общении, в данной деятельности, сущностью которых является повторяемость. Известны следующие группы традиций: традиционные дела в коллективе; традиционные формы общения и, наконец, традиции отношений в коллективе. Традиции, предполагая какой-то установившийся порядок, создают установку на его восприятие, отражающуюся в мыслях, чувствах и поведении личности. Возникает повторяемость эмоционального фона общения, деятельности, соотношения меры субъектности взамодействующих сторон, трактовки субъектами взаимодействия тех или иных событий, схожие ценностные отношения. Это сопровождается чувством ожидания уже конкретных чувств, эмоциональных оттенков, становящихся стимулами к положительному, либо отрицательному настрою. Все это вступает в противоречие с тенденцией притупления восприятия при наличии повторяемости. Выход из противоречия - в сочетании традиционных форм с новым содержанием, либо традиционного содержания с новыми формами. В процессе формирования ценностных ориентаций школьников следует исходить из того, что в большинстве случаев должно иметь место изменение как самой объективной ситуации общения и деятельности (их целей, содержания, участников и др.), так и внутреннего состояния личности (ее целей, интересов, переживания опыта и др.), влияющих на соотношение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих сторон.

Итак, осознание значимости проявления понимания, сопереживания, содействия достигается не только с помощью вербального воздействия (слово учителя, книга, произведение искусства и т.п.), но и в ходе непосредственного взаимодействия, которое нарушается, терпит неудачу, если указанные проявления отсутствуют. Важно так организовать деятельность и общение, так организовать взаимодействие, чтобы выступала непосредственная необходимость, ценность именного такого взаимодействия.

Важным представляется организация специальной оценочной деятельности, когда обсуждается та или иная возникающая ситуация, правильно расставляются акценты с тем, чтобы всем стали видны положительные и отрицательные стороны взаимоотношений и поступков, их последствия. Кроме этого, необходимо обеспечивать активное, заинтересованное творческое обсуждение оттенков отношений.

Эффективному решению задач первого этапа процесса формирования ценностных ориентаций личности способствует реализация ряда требований к организации деятельности и общения. Перечислим эти требования. Это специальное выдвижение цели и обоснование предстоящих дел, что обеспечит их осмысленность, будет содействовать актуализации мыслей и чувств школьника, вызовет понимание того, зачем "это" нужно делать, кому от "этого" станет радостнее, теплее, эмоционально окрасит отношение к предстоящему; посильность деятельности, зависимость ее результатов от характера отношений, которые складываются между ее участниками; стимулирование непосредственного интереса к процессу; обеспечивание диалогического, равноправного характера общения; организация такого жизненного опыта школьников, который убедит их в важности взаимопонимания, сопереживания и содействия; организационно-обучающее педагогическое взаимодействие в системе учитель-ученик, что стимулирует перечисленные проявления взаимодействия. Результатом этого этапа выступают актуализация направленности личности на то, чтобы "увидеть" нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа формирования ценностных ориентаций личности школьников выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Для этого необходимо помочь воспитаннику разобраться в их конфликте и подвести его к тому, чтобы он сам захотел научиться умениям и навыкам нравственного отношения; чтобы на основе локализации аффективного внимания в конкретной ситуации он стремился к самостоятельному, независимому проявлению ценностного отношения к окружающему миру. Возникновение стремления поступать определенным образом, соответствующим лучшим образцам, уже свидетельствует о том, что мотив достижения целей, поставленных на данном этапе формирования ценностных ориентаций, оказался дееспособным. При этом важно идти от учащегося. Объективным законом является развитие личности по мере удовлетворения ее потребностей. Ребенок не будет поддаваться педагогическим воздействиям, если воспитателями не будут учитываться его потребности, а также то, насколько устраивают, удовлетворяют его особенности взаимодействия с другими людьми, возникающий при этом обмен отношениями. Поэтому если наши воспитательные дела не планируются таким образом, чтобы "высветить", показать окружающим те или иные творческие индивидуальные особенности личности, то организуемые дела, общение не актуализируют осознания ею проблемы нравственных отношений. Мы видели, что зачастую у ребят, для которых характерно предпочтение определенных ценностей (что говорит о наличии соответствующих потребностей), в процессе всевозможных видов деятельности и общения не наблюдалось адекватной волевой устремленности, активности.

В процессе своего исследования мы убедились, что движущим противоречием данного этапа является конфликт между мыслями, чувствами, действиями личности, основанный на трансформации эгоистического мотива ("для себя") в альтруистический ("для других"). Эта трансформация происходит в связи с приобщением и освоением новых видов деятельности и общения, в которых складываются, по существу, новые формы обмена отношениями.

Борьба между компонентами ценностных ориентаций за право стать доминирующими в мотивации может носить как позитивный, так и негативный характер, что обуславливает тип единства: гармонический или противоречиво-антагонистический. Наши коллеги-учителя учитывали эту противоречивую картину в процессе корректировки и построения своей воспитательной работы и обращали внимание на создание определенной настроенности участников взаимодействия, на проявление каждым своей творческой индивидуальности, а также того, или иного чувства, отношения друг к другу. Учителя заботились о правильной позиции учащихся, выполняемой ими социальной роли в совместной деятельности и общения.

На новом этапе слово должно нести преимущественно этическую информацию. Для этого важно ставить перед личностью, специально обсуждать в процессе индивидуального или группового общения этические задачи, проблемы типа "что движет человеком", "почему бывает так, что человек одно думает, а делает другое" и т.д. Именно обращение к этим явлениям, обдумывание их поможет личности осмыслить свои чувства, то или иное свое действие, задуматься над причинами их противоречивости. Это будит активность школьников, направляет ее на такое разрешение возникающих противоречий, которое укрепит стремление проявлять понимание, сопереживание, содействие окружающим людям. Однако важно, чтобы такие обдумывания и переживания при восприятии этической информации сопровождались чувственным приятием нравственных норм в ситуациях деятельности и общения. Иначе говоря, нужен адекватный опыт собственного поведения. При наличии соответствующих знаний и чувств от адекватных им действий могут удерживать нерешительность, неуверенность, природная застенчивость, отсутствие необходимых умений и навыков. Это и есть предмет педагогического корректирования.