Е.А. Матиенко
г. Горно-Алтайск

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ФИЛОСОФИИ И.Г. ФИХТЕ

В последние годы оживился интерес к творчеству Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), принадлежащего к числу классиков философской мысли. Его учение, в центре которого - самосознание, самодеятельность, свобода, диалектика абсолютного и конечного, является важным звеном в развитии немецкого классического идеализма.

Хотя социальная проблематика у Фихте разработана менее основательно, нежели онтологическая и гносеологическая, но многие вопросы, которые были сформулированы полтора столетия назад, достаточно актуально звучат сегодня. К таковым относятся рассуждения о предназначении ученого и его роли в общественной жизни. В работе "Несколько лекций о назначении ученого" можно выделить несколько основных моментов, объясняющих образ ученого.

Ученый предназначен для общества и существует благодаря нему. И в связи с этим он является - "учителем рода человеческого". Ученый постоянно должен восполнять свои знания и уметь передавать их другим людям.

"Ученый - воспитатель человечества", т.е. целью ученого должно стать нравственное облагораживание каждого индивида. Образовательный процесс должен быть творческим, ориентированным на человека, на формирование личности, обладающей такими качествами, как разумность, ответственность, свобода, достоинство и т.д.

И, наконец, "ученый... должен быть нравственно лучшим человеком своего века". Он должен представлять собой высшую ступень возможного в данную эпоху нравственного развития. Ведь учитель (ученый) учит, не только передавая знания, но и гораздо убедительнее - своим жизненным примером.

Ученый призван свидетельствовать об истине, его жизнь и его судьба не имеют значения; влияние его жизни на ход общественного развития бесконечно велико. Ученый - жрец истины, он служит ей и обязан сделать для нее все.

Фихте связывал вопрос о воспитании и воспитателе (учителе) прежде всего с высоким назначение науки в обществе и с важной деятельностью ученых внутри него. Учитель должен осуществлять не только образовательный процесс (обучение и воспитание), но и осуществлять социально-историческую миссию - вывода общества из состояния эгоизма к состоянию разума и свободы.


  1. Гайденко П.П. Фихте И.Г. Сочинения 1792-1801 гг. - М., 1995.
  2. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого: Сборник / пер. с нем.: ООО "Попурри", 1998.