Н.Ю. Мамаев
г. Горно-Алтайск

СИЛЛОГИЧЕСКОЕ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ СЛОГАНОВ

Политическая риторика весьма "разборчива" в выборе языковых средств. Наряду с расширением области понятий, к которым апеллирует агитация, активно создается группа лексики, используемая для предъявления этих понятий. Данная лексика (власть, лидер, борьба, родина и др.) частотна для агитационного дискурса и составляет в нем общее место. "Обкатка" этой лексики, т.е. превращение нейтрального слова в слово политическое, происходит, прежде всего, в политических слоганах. За счет краткости и возможности многократного воспроизведения (в отличие от речи политика, программы и других ферм политического дискурса) эта лексика приобретает четкий агитационный привкус, направленность на убеждения.

Разработка политического слогана является одной из составляющих успешной предвыборной кампании. В сфере агитации сложилось достаточно устойчивое представление о том, что такое слоган. "Слоган - оригинальная, запоминающаяся фраза, выражающая в концентрированном виде суть компании. Это может быть девиз, лозунг или призыв.

Слоган:

Как видим, имеется некоторое противоречие в требованиях к слогану: во-первых, слоган должен быть ассоциативным и образным; во-вторых, должен не допускать двоякого толкования. Это противоречие снимается с учетом того обстоятельства, что ассоциативность слогана имеет доминирующее, магистральное направление и не мешает однозначному прочтению слогана. Здесь уместно говорить о некоторых предпосылках прочтения слогана. Его ситуативная обусловленность, а именно предназначенность убеждает, задает вектор в его смысловой организации и, соответственно, его прочтении. В слогане, тем не менее, борются две силы, проявляющиеся в стремлении скрыть его предназначенность к убеждению, и реализовать эту предназначенность. Политический слоган имеет силлогическое и мифологическое настроение в зависимости от того, что ложится в основу слогана: части силлогизма (посылки, следствие), либо миф, а также в зависимости от его функций: убеждать избирателя или маскировать, прятать от избирателя агитацию.

Для силлогического построения характерно наличие трех частей (меньшая посылка, большая посылка и следствие, выводимое из этих посылок). Не всегда все части силлогизма эксплицированы. Наиболее распространена форма энтимемы, при которой отсутствует одна из посылок. В лозунге, девизе и призыве делается акцент на разных частях силлогизма.

Девиз соотносится с политическим кредо кандидата, положениями, за которые тот выступает; либо с образом кандидата. Часто автором девиза является сам кандидат (например, девиз может быть цитатой кандидата). Девиз состоит из нескольких ключевых слов, но может представлять собой связную фразу:

"Разум. Воля. Результат" (Г.А. Явлинский)
"Свобода. Достаток. Президент. Закон" (ЛДПР)
"Мир. Свет. Здоровье" (И.В. Солнцева)
"Милосердие - сердоболие, готовность делать добро всякому" (И.И. Щербак)
"Меньше слов - больше дела" (С.В. Кречетов)
"Я боролся и буду бороться" (С.С. Шеффер).

Данные девизы эксплицируют собой меньшую посылку силлогизма, которую можно представить в следующем виде:

- кандидат выступает за следующие положения (достаток, здоровье);
- обладает следующими качествами (разум, милосердие, умение бороться).

Данной меньшей посылке соответствует имплицитная большая посылка в виде общего суждения, связанного с представлениями избирателей о благе:

- данные положения или качества - благо для избирателей; кандидат достоин избрания.

На основе этих двух посылок выводится следствие:

- кандидат выступает за благо избирателей.

В контексте агитационного дискурса это следствие приобретает вид императива:

- голосуйте за кандидата!

Например, девиз Сергея Кречетова представляет собой следующий силлогизм:

Таким образом, в девизе строится силлогизм, в котором на основании полезности каких-либо качеств кандидата выводится следствие от том, что он достоин избрания. При этом эксплицируется меньшая посылка.

Лозунг - это суждение, в большей степени ориентированное на взгляды избирателей, нежели на политическое кредо кандидата. В нем представлена не оценка кандидата, а способ оценки кандидата, поэтому в лозунге эксплицируется большая посылка в виде общего суждения.

Например:

"Голосуйте за тех, кто уже оправдал Ваше доверие" (В.В. Бедарев)
"Дорогу осилит идущий" (Л.Н. Пешперова)
"Хочешь жить уверенно - выбирай проверенных" (Л.В. Щучинов)
"Республике нужен такой лидер. И он у нее есть" (В.И. Петров)
"Доверим власть профессионалам" (В.И. Петров)
"Поможем Путину и Сухову - сделаем власть цельной" (Анатолий Сухов)

Данные в качестве критерия оценки характеристики (целенаправленность, проверенность, профессионализм) сопровождается именем кандидата, тем самым, вводят его в некий виртуальный ряд политиков, которым присущи эти качества. За счет этого восстанавливается имплицитная меньшая посылка: Л.Н. Пешперова - целеустремленна; В.В. Бедарев - проверен и т.д.

Кстати, под лозунгом "Хочешь жить уверенно - выбирай проверенных" выступало сразу несколько кандидатов, и группа кандидатов, с которым соотносился каждый из них, таким образом, была не виртуальна, а вполне реальна.

Следствием данного силлогизма выступает императив:

- голосуй за данного кандидата!

Примером такого силлогизма служит лозунг П.В. Иванова "Доверим власть профессионалам".

- большая посылка - доверять власть нужно профессионалам;
- меньшая имплицитная посылка - Иванов - профессионал;
- следствие - голосуйте за Иванова!

В лозунге нередко присутствует меньшая посылка в экплицированном виде:

- большая посылка - республике нужен такой лидер;
- меньшая посылка - и он у нее есть.

Но в лозунге не дается непосредственная оценка кандидата, как в девизе.

Если в девизе силлогизм строится на основе оценки кандидата (меньшая посылка), в лозунге - на основе критерия этой оценки, то призыв по возможности редуцирует эти части, оставляя лишь следствие.

Призыв выражается либо непосредственно в форме императива, либо в форме схожих по форме конструкций:

"В новый год - с Новой Главой" (М.И. Лапшин)
"Были вместе с Лапшиным в испытаниях, будем вместе с ним и в победах" (М.И. Лапшин)
"Кончев - наш депутат" (В.Е. Кончев)
"Чтоб на жизнь не сетовать, голосуй за Кретова" (Кретов).

В последнем призыве вывод о необходимости голосовать за кандидата обосновывается слабо в отличиe от лозунга типа: "хочешь быть уверенным - выбирай проверенных", в котором следствие выводится на основании принадлежности кандидата к группе "проверенных".

Однако призыв может композиционно завершать листовку и являться следствием из всего текста листовки.

Мифологическое построение политического слогана преследует своей целью "скрыть с глаз политику" [I]. Одно из существенных свойств мифа, реализуемых с этой целью, заключается в том, что миф может имитировать действительность, или являться, используя терминологию Бодрийяра, симулякром [2].

Агитация может быть оформлена как стилизация под агитацию 20-х гг. или времен Великой Отечественной войны, при этом внимание избирателей с содержания слогана будет переключено на его форму. Миф, содержащийся в слогане, может посредством ассоциаций направлять внимание читателей листовки за ее пределы.

В девизе, лозунге и призыве мифологизация проявляется в целом одинаково, но есть и некоторые отличия.

В девизе зачастую миф позволяет обратиться читателю к некоторым политическим традициям. Это осуществляется, во-первых, за счет подражания старым политическим девизам (например, девизы, начинающиеся словом "свобода", могут отсылать избирателей как к девизу французских революционеров "Свобода. Равенство. Братство", так и к идеологии "острова свободы"); во-вторых, за счет использования геральдического оформления девиза: гербов, эмблем и пр. - здесь возможны различные варианты стилизации. Девиз может обыгрывать фамилию кандидата (Сухов, Корчагин, несомненно, несут в своих фамилиях революционные мотивы).

В лозунге миф строится на основе какого-либо центрального положения, - либо ключевого слова программы кандидата. Так, в лозунге А.В. Бердникова "Сильная власть - сильный Алтай" обыгрывается понятие силы как свойства власти.

В лозунге С.И. Зубакина "Никакого волшебства - только работа" - реалистичный взгляд на вещи.

Лозунг может "отвлекать" от политики стихотворной формой: "Хочешь жить уверенно - выбирай проверенных".

По форме и содержанию лозунги более демократичны, нежели девизы, хотя обращаться они могут к тем же мифам.

В призыве мифологизируется связь между избирателем и кандидатом:

"Кончев - наш депутат" (В.Е. Кончев).
"Голосуй за нашего кандидата" (С.В. Сергеенко).

Частотна стилизация призывов, выполненных народно-патриотическими организациями, под известный слоган: "А ты записался добровольцем?!"

Призыв может быть оформлен как бюллетень для голосования (фамилия кандидата и квадратик с галочкой)- в данном случае внимание избирателя перемещается с содержательной стороны выборов на формальную.

Таким образом, наряду с силлогической организацией политического слогана, которая составляет его каркас, политический слоган нередко обволакивается в форму некоего мифа, что позволяет делать агитацию менее навязчивой. Силлогизм и миф могут как вытеснять друг друга, так и составлять единую цепь аргументов, в которой к аргументам логическим добавляются аргументы психологические.


  1. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1999.
  3. Ляпина Т.В. Политическая реклама. - Киев, 2000.