А.Я. Кузнецова
г. Новосибирск

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Философия образования в последние десятилетия стала тем направлением научной мысли, которое предлагает ответ на вопрос о целостном интеллектуальном развитии человека в процессе его образования. Комплексность развития человека в процессе его обучения нарушена предметностью содержания образования. Противоречие в условиях развития молодого человека, получающего современное образование, обнаружили прежде всего практикующие педагоги. Их предложения по интеграции предметного обучения носят, особенно в старшей ступени воспитания, характер внешнего соединения, в то время как интегрировать предметы необходимо глубоко на уровне методологии.

В связи с этим появляется необходимость обратиться к философии образования. В ее содержании как в развивающейся науке возможно объединение различных идеалов, разделенных в исторически сложившихся философских течениях. В современной философии образования возможен как. аналитический подход с его тяготением к формам рациональности, характерных для естествознания, отличающих науку от всех других направлений интеллектуальной деятельности, так и "континентальный", проповедующий когнитивный релятивизм с обилием моделей интерпретации мыслительного процесса.

Наиболее общий продуктивный путь развития философии образования требует оптимального освоения различных методологических подходов современной науки. Такая интеграция допускается философами при поиске при поиске новых путей. Т. Кун, внесший вклад в "континентальную" философию, в то же время не отрицает возможность в некоторой степени интеграции методологических подходов на основе использования кросспарадигмальных критериев научности. Более определённо по этому пути идёт В.С. Степин [1], называя кросспарадигмальным критерием научности - объективность. В результате таких интегративных процессов философия должна будет объединить науки о природе и науки о культуре, разъединённые в Новое время на Западе. Опыт объединения научных теорий показывает, что философия образования, обращённая к человеку, может стать существенным фактором в таком объединении. Её основанием может стать логическая реконструкция истории науки на материале физики (В.С. Степин, И. Лакагос) с выделением философско-метафйзического аспекта, учением о метафизическом ядре научных программ. Понятая так философия образования создаст оптимальную метатеоретическую основу для осмысления проблем теории и практики образования. Их решение лежит в русле интеграции науки и культуры.

Наука конца XVIII - первой половины XIX веков характеризовалась увеличением объёма и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации.

Все это приводило к изменениям институциональных форм научного познания. "Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований" [1, 87].

К моменту формирования системы дисциплин наука становится всё более универсальной, а образ человека всё более частичным. Появилась необходимость в усилении процесса интеграции, в поиске категорий культуры, систематизирующих и аккумулирующих накапливаемый человеческий опыт.

В.С. Степин приводит анализ мировоззренческих универсалий: "Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т.д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира" [1, 270].

Система образования решает задачу освоения в процессе социализации данного типа культуры настолько, насколько в ней созданы условия для усвоения мировоззренческих универсалий. Социализация индивида, формирование личности предполагают усвоение на уровне осознания того целостного образа человеческого мира, который концентрируется, сворачивается, а затем развертывается в виде разнообразных конкретных образцов деятельности, знаний, предписаний, норм, идеалов, регулирующих жизнь человека в рамках данного типа культуры. В этом отношении система универсалий культуры предстанет в качестве своеобразного "генома социальной жизни".

Универсалии культуры можно разделить на два блока категорий: содержащий наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности, т.е. объектные категории" и блок "субъектных категорий", универсалий культуры, характеризующих человека, людей, общество, структуры общения как субъектов деятельности.

"Субъектные" и "объектные" категории относятся как к неживой природе так и к сфере социальных отношений. Они концентрируют в себе в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт согласования человека природы и включения индивида в социум.

Реальное сознание человека каждой эпохи содержит все универсальные категории как единое целое. Оно содержит характерные для различных, исторически сменяющих друг друга типов и видов общества инварианты, и, в то же время, ему принадлежат особенные, специфические черты конкретного преходящего содержания, относительного, исторически изменчивого.

В содержании образования, разделенного на предметы, универсалии должны пронизывать все его дисциплины. Интегрирующая роль универсалий проявляется в том, что они не локализованы в какой-то одной области культуры, а пронизывают все её сферы. Любое преобразование категориальных смыслов, которое возможно под влиянием новых социальных потребностей и других социальных изменений в одних областях культуры, в результате социокультурной динамики со временем отражается на других. Поэтому возможно освоение универсалий при изучении любого предметного курса, освоения любой фундаментальной науки.

В результате понятые так универсалии культуры обеспечивают структурирование, сортировку накопленного в них многообразного, социального опыта, трансляцию его в содержание образования. Становится возможным передача культуры, социального опыта от человека к человеку, от одного поколения к другому.

Универсалии культуры в данной модели выступают элементом структуры человеческого сознания. Особый смысл получает категориальный строй сознания, как реальная основа сознания.

Система универсалий образует обобщенную картину мира человека, мировоззрение эпохи, включающее общие представления о человеке и мире, содержащее определенную шкалу ценностей, и эмоциональное переживание мира человеком.

Смыслы универсалий культуры должны быть усвоены индивидом в процессе его образования, личностного становления, в процессе его обучения, воспитания и жизни в обществе. Они становятся строительным материалом его внутреннего интеллектуального мира, мира сознания, той платформой, с которой он выходит во внешний мир, мир действий и поступков.

Связь мира сознания и мира практической жизни проявляется в том, что по мере развития философии в ней сохраняется метафорический способ мышления о мире, и все не сводится к строго понятийным формам рассуждения. "Причина не только в том, что в любом человеческом познании, включая области науки, подчиненные, казалось бы, самым строгим логическим стандартам, обязательно присутствует наглядно-образная компонента, но и в том, что сама природа философии как теоретического ядра мировоззрения требует от неё постоянного обращения к наиболее общим мировоззренческим каркасам культуры, которые необходимо уловить и выявить, чтобы сделать предметом философского рассуждения" [1, 280].

Философия образования является той профессиональной сферой, в которой наряду с литературой, искусством, художественной критикой происходит осмысление и освоение, рефлексия мира нравственного сознания, мышления, проблем мировоззренческого характера.

Философия образования наряду с интегрирующей функцией несет в себе и продуктивную генерирующую функцию. "Познание выступает как особое самосознание культуры, которое активно воздействует на её развитие. Генерируя теоретическое ядро нового мировоззрения, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с тем её постоянная интенция на выработку новых категориальных смыслов, постановка и решение проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно имманентным теоретическим развитием философии, сближают её со способами научного мышления" [1, 284].

Философские основания образования не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов её решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, дидактика использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Их синтез в общую картину мира направляют нормы научного познания, которые регулируют становление и развитие специальных картин мира различных наук и выступают в качестве основ построения общей научной картины мира.


1. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000.