М.Ю. Ключникова
г. Горно-Алтайск

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Коренные преобразования в ведущих сферах общественной жизни обусловили необходимость изменения роли и функций образования, сместившихся с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Важнейшим итогом предшествующего этапа государственной политики в области образования явился переход от прежней жестко унифицированной системы к многообразной системе образования, ориентированной на саморазвитие личности и социальной защищённости выпускников учебных заведений. Специфика современного состояния и развития системы профессионального педагогического образования связана с расширением разнообразия, повышением сложности, усилением динамичности содержания образования и форм реализации профессиональных образовательных программ. Одним из проявлений указанных процессов является развитие многоуровневости профессиональных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений.

В средней профессиональной школе развитие многоуровневости связано с введением повышенного уровня среднего профессионального образования и созданием колледжей, представляющих собой новый вид средних специальных учебных заведений.

Содержательной основой деятельности колледжа как вида средних специальных учебных заведений является реализация профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня. Отличительными характеристиками содержания среднего профессионального образования повышенного уровня по сравнению с базовым уровнем являются усиление фундаментальной подготовки, изменение соотношения теоретической и практической подготовки (увеличение доли теоретической подготовки), усиление гуманитарной подготовки; расширение содержания подготовки, усиление ориентации на овладение новыми информационными технологиями.

В 1995 году Горно-Алтайское педагогическое училище было преобразовано в педагогический колледж, вместе с этим началась работа по интегрированию в структуру Горно-Алтайского государственного университета. Основной задачей интегрирования стала отработка концепции непрерывного многоуровневого профессионального образования по схеме "колледж-вуз", что позволило учебному заведению выйти на новую модель подготовки специалистов. Одними из задач данного эксперимента стали: формирование нового содержания образования на I ступени в колледже, обеспечивающего практическую и теоретическую базу для получения высшего образования на II ступени в университете; создание механизма непрерывного профессионального образования в комплексе "колледж-университет"; обеспечение социальной защищённости будущих специалистов.

В результате напряженной творческой и целенаправленной работы педагогического коллектива колледжа при непосредственной помощи со стороны ректората и ученых университета в сжатые сроки было разработано большое количество принципиально новых научных, нормативно-правовых и программно-методических документов, которые сегодня успешно претворяются в жизнь и дают неплохие результаты.

В процессе реорганизации Горно-Алтайского педагогического училища в педагогический колледж происходила реализация профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня как совокупности программы базового уровня и программы дополнительной подготовки. В рамках этого способа стало возможно построение образовательного процесса по двум моделям.

Первая модель, при которой происходит расширение подготовки будущего специалиста, предполагающее получение дополнительного образования, что обеспечивает более высокий уровень профессиональной мобильности за счет расширения профиля подготовки. При формировании профессиональной образовательной программы по этой модели выпускник со средним педагогическим профессиональным образованием повышенного уровня получает квалификацию базового уровня с указанием направления дополнительной подготовки, например:

Вторая модель - углубление подготовки, предполагающее дальнейшее повышение профессиональной компетенции, достижение более высокой образованности в локальной области знаний, обеспечение готовности выпускника к решению более сложных профессиональных задач на базе усиленной теоретической подготовки. При формировании профессиональной образовательной программы по этой модели осуществляется переход на обучение студентов по принципиально новым экспериментальным учебным планам модульно-блочной структуры по родственным специальностям, с тесной увязкой их с учебными планами университета согласно государственному образовательному стандарту. Так, по новым специальностям ("учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы", "учитель физкультуры, учитель биологии", "учитель начальных классов, воспитатель ДОУ с преподаванием иностранных языков", "учитель начальных классов, педагог-психолог") был разработан и принят сквозной модульно-блочный учебный план, по которому в течение двух первых курсов обучения студенты работают по единым программам и только на последних курсах ведется профильная подготовка с учетом специализации.

Методистами колледжа и университета разработаны экспериментальные учебные планы по всем изучаемым специальностям, в которые включены все обязательные дисциплины, содержащиеся в образовательно-профессиональных программах подготовки специалистов в ВУЗе. Учебные планы по перечню дисциплин, срокам изучения максимально приближены к вузовским, реализован принцип непрерывности образования в условиях двухступенчатой подготовки при профессиональной завершенности каждого из циклов образования.

Первоначально в течение двух лет студенты проходят обучение в колледже по унифицированным образовательно-профессиональным программам. Это первый этап обучения и первая ступень образования - так называемое неполное высшее образование. На этом этапе студенты получают широкую гуманитарную и социально-экономическую, глубокую фундаментальную естественнонаучную подготовку и в небольшом объеме подготовку по избранному предметному направлению.

Гибкая организация и быстрая перестройка учебного процесса позволяют быстро ориентироваться в изменяющихся условиях на рынке труда, создают благоприятные условия для реализации целевой индивидуальной подготовки специалистов различных квалификационных уровней. В условиях формирующихся социально-экономических рыночных отношений это весьма важно не только для выпускников вузов в плане последующего трудоустройства, но и для учреждений образования, нуждающихся в кадрах с более качественной подготовкой.

Анализ учебной работы показывает, что педагогический колледж стал наиболее близок к высшему образованию, что такая интеграция способствует объединению педагогов и студентов на профессиональной основе, дает возможность путем маркетинговых исследований гибко реагировать на потребности общества, оперативно вводя при необходимости новые специализации.

Благодаря использованию новейших образовательных технологий и привлечению в учебном процессе высококвалифицированных преподавателей университета достигнут более высокий уровень фундаментальной гуманитарной, психолого-педагогической, естественно-научной, социально-экономической подготовки выпускников. Наличие большого количества специализаций по каждой специальности обеспечивает студентам большую свободу выбора своего образовательного маршрута с учетом уровня и динамики развития их способностей, склонностей и интересов.

С созданием такого интегративного комплекса для выпускников педагогического колледжа открылись перспективы для непрерывного образования и получения диплома специалиста с высшим образованием за более короткие сроки без ущерба для профессионального уровня.