Л.В. Денисова, И.А. Костюк
г. Омск

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Есть у китайского народа такая мудрость - пожелание своему врагу - "Жить тебе в эпоху перемен!" И наше общество, начиная с 90-х годов, переживает такое время. Все меняется: экономический уклад, взгляды людей на многие понятия. А самое главное - меняется общественно-политический строй. Мы создаем демократическое общество. Отличительной чертой демократии является верховенство закона, а безусловное следование ему обеспечивает всем гражданам свободу. Нет демократии без рационально мыслящего избирателя, одновременно вобравшего в себя как "активистскую, так и подданническую культуру". Названные ценности обозначили востребованный современностью идеал человека-гражданина - станет ли он реальностью в ближайшее время? Осмыслению этой проблемы посвящено проведенное исследование.

Идея развития научного поиска не по отраслям науки, а по проблемам, высказанная В.И. Вернадским в начале прошлого века, актуальна и сегодня. Это позволило соединить в исследовании философский и психологический подходы к пониманию личности в реальности через иерархию ее ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и выражают ее отношение к миру, являясь элементом мировоззрения. Формирование их как целостной психологической структуры начинается в подростковом возрасте. Главным условием для этого является наличие достаточно высокого уровня рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения. Личность есть самоуправляемая система, которая может сама себя совершенствовать.

Для 17-18-ти летних является актуальным формирование социальной компетентности, принятие системы личных ценностей, обеспечивающих характер поведения в социуме. Расширение пространства социальных интересов приводит к осознанию возможного участия в жизни общества. Стремлению к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей предшествует осмысление ценностей и принятие их как своих. В противном случае развивается зависимость от внешней реакции и оценки окружающих.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации, которые в свою очередь определяют приоритет тех или иных личностных. Личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей обусловлена его социальной идентичностью и ценностями контактных групп. Таким образом, ценности есть этические императивы, формирующиеся под воздействием социального опыта. Ценностные ориентации в раннем юношеском возрасте, когда воля лишь формируется, выступают в роли цели, предопределяя поведение в целом.

Исследование проводилось среди студентов 2-го курса Омского аграрного техникума. Город Омск, будучи крупным промышленным сибирским центром, характеризуется достаточно развитой экономической жизнью, а также сложившейся культурной традицией, хотя назвать его историческое развитие самобытным и исключительным в рамках региона не совсем верно. Основные вехи событий тесно переплетены с исторической судьбой Сибири в целом. Это позволяет рассматривать результаты исследования как типичные для 17-18-ти летних молодых людей, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, которых в Омске насчитывается сорок три.

Исследование проводилось в 1999 г., продублировано в 2002 г. Всего задействовано 314 респондентов из 12 групп, в 1999 г. - 188 из 7-ми учебных групп, в 2002 г. соответственно - 126 из - 5-ти. Использовались методики: М. Рокича "Ценностные ориентации", (является наиболее распространенной для изучения ценностных ориентаций) и А.С. Шарова "Ценностные ориентации как механизм регуляции поведения" (кроме степени сформированности ценностных ориентаций, выявляет уровень их осознанности и доминирующий аспект взаимодействия).

Предпочтение всеми испытуемыми было отдано "здоровью", а затем названы ценности, характеризующие социальную позицию человека в обществе: "интересная работа", "материально обеспеченная жизнь", "активная деятельная жизнь", "наличие хороших друзей", "любовь" и "счастливая семейная жизнь". В то время как "творчество", "познание", "самостоятельность" - во всех группах были отодвинуты на последние места. Недооценка роли собственной социальной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать ее на себя, а также неготовности работать в команде. Отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакции и неумение находить разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств.

Интересен тот факт, что идеалы равенства утратили свою значимость, занимают последние ранги в выборе ценностей. Хотя уместно вспомнить, что демократия отождествляется с равенством и социальной справедливостью. Данный выбор, на наш взгляд, связан с осознанием изменения возможностей для реализации потребностей.

Красота и творчество занимают последние места, что соотносится с отвержением эстетических эмоций.

Заслуживает внимания следующее: основным противоречием в системе терминальных и инструментальных ценностей является то, что на первых местах в списке терминальных ценностей (ценности-цели) стоят "любовь" и "наличие верных друзей", тогда как инструментальные ценности (ценности-средства) по их достижению "чуткость", "терпимость", "широта взглядов" - на последнем месте.

Далее, важными являются наличие "интересной работы" и "активная деятельная жизнь", но ценности-средства, посредством которых это можно достичь - "эффективность в делах", "рационализм" - стоят на последних местах.

Результаты исследования 2002 г.: ценностью номер один названо "здоровье", затем "любовь", "интересная работа", "материально обеспеченная жизнь", "наличие хороших друзей". И лишь в одной группе, где коллектив стал реальностью, "наличие хороших друзей" следовало за "здоровьем" с небольшим отрывом. Сделанный выбор - общение со сверстниками - соответствует возрасту. Оно позволяет подросткам активно осваивать нормы, цели, способы социального поведения, вырабатывать критерии оценки себя и других, одновременно являясь специфическим видом эмоционального контакта.

В плане выбора инструментальных ценностей, как и в прошлый раз, предпочтение было отдано "образованности", "ответственности", "воспитанности", "самоконтролю", в то время как на последнем оказались "рационализм", "чуткость", "смелость в отстаивании своего мнения".

В рамках заявленной темы представляет интерес следующее: такие ценности, как "самостоятельность (независимость в оценках и суждениях)" и "свобода (как независимость в поступках и действиях)" в 1999 г. имели больший разброс в ранжировании и занимали 12-14 места. В 2002 г. разброс меньше места - 10-12. В структуре ценностных ориентаций происходит смена предпочтений.

В ходе исследования выявлено: 70% респондентов - отдали предпочтение отдаленной перспективе, это актуальный уровень развития данного возраста, предполагающий ценностное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. На втором месте находится проектировочный уровень - 12,5%, он характеризует осмысленное отношение к возможной деятельности, целям, вещам, людям, с позиции их включения в реальную жизнь человека. На третьем месте находится мотивационный уровень - 10% от числа всех опрошенных. Отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей, имеют место предпочтения и пристрастия. Во внутреннем мире человека формируются иерархии мотивов.

В целом, высокая степень осознанности ценностных ориентаций (73 % опрошенных) позволяет говорить об избирательном подходе к оценке суждений. Для 27 % характерно слабое различие оцениваемых суждений. Таким образом, динамика ценностных ориентаций испытуемых позволила отметить следующее:

В целом по тем ценностям, которые получили приоритетный статус, видится личность, о которой А.Ф. Лосев говорил: "И миф и религия есть сферы суть бытия личностного. Религия и мифология обе живут самоутверждением личности. Но религия есть всегда то или иное самоутверждение личности в вечности. В то время, как мифология не есть ни субстанциональное утверждение, ни тем более утверждение в вечности, но энергийное самоутверждение личности" [4]. Личность А.Ф. Лосева - это чудо, миф. А, значит, первостепенная роль отводится человеческому, духовному. Цельное доминирует, "человек не факт, а акт", так он виделся П.А. Флоренскому. Ценностные ориентации определяют конкретно в каждом лицо или маску.


  1. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - N 5.
  2. Захарчук В.А. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. - 1999. - N 2.
  3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
  4. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. - 1992. - N 7.
  5. Шаров А.С. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - Омск, 1993.