О.И. Гербет
г. Бийск

ЛИЧНОСТНЫЙ РИСК КАК СПОСОБ ОБРЕТЕНИЯ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ

Криминализация общества, социально-экономический, духовный и материальный кризис вызывают особую тревогу в связи с явлениями социальной патологии в среде молодежи: наркомания, проституция, рост алкоголизации, бродяжничество и т.д. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных проявлений в детской среде. В этих условиях особенно актуальным является проблема саморазвития подростка. Парадоксальная конфликтность подросткового "Я" состоит в том, что это, с одной стороны, энергетически мощная, рвущаяся к самовыражению реальность, а с другой стороны - бытие, еще не определенное личными выборами и поступками. Напряженность этого переживания для подростка труднопереносима, как и то, что труднопереносимы подростки в быту.

Механизмом происхождения подросткового самосознания является самооценка, понятие "Я" и "самость".

"Самость" - это такой поведенческий текст, который подросток создает неумышленно, не ведая, что творит. Подросток узнает от других о своем поступке, тем самым о существовании своей "самости", и моменты попадания "самости" в сознание подростка рождают самосознание. Таким образом, самосознание - это знание о своей "самости". Соответственно, самооценка, самопринятие, самоуважение - это оценка, принятие, уважение к своей "самости". А "Я" - это "самость", рефлексируемая и осваиваемая, т.е. субъект собственного развития. Саморазвитие - это сознательное изменение и (или) сознательное стремление сохранить в неизменности "Я" - "самость".

Подросток, начавший переживать чувство взрослости, вступивший в период освоения себя через общение со сверстниками - этот подросток уже находится на пути саморазвития, что является безусловной ценностью. С этой ценностной точки зрения самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда подросток становится игрушкой ролевых ожиданий подростковой группы или "усвоителем" социальных норм, конвенциональных чувств, мыслей, способов жизни. Все это приводит к тому, что личность превращается в социального функционера. Ради развития своей личности подросток сознательно или неосознанно идет на риск, и платит за это развитие внутреннюю, а порой и внешнюю цену.

Личностный риск включает в себя:

Тему социального риска наглядно иллюстрируют процессы, о которых говорил Л.С. Выготский: взаимозависимость, "взаимопротекаемость" интерпсихического - процессы взаимодействия (динамика групповых ценностей, оценивание со стороны "значимых других" и т.д.); и интрапсихического - построение образа "Я", самооценки, взаимоотношения идеального и реального "Я".

При попадании подростка в ситуацию несоответствия личность прибегает к компенсаторным психологическим защитам. Переживание несоответствия - модель личностного кризиса - имеет два пути: либо, внутренне перерабатывая опыт, пойти вперед, либо компенсировать несоответствие за счет чего-то другого, избавиться от тяжелого, эмоционального состояния. Подросток нарушает достигнутый баланс самовосприятия и самооценки, испытывает себя, ищет новые качества и возможности к своему "Я", разрушает и снова строит образ "Я". В этом постоянном движении, в опорах на получаемый в этих пробах опыт, самосознание активизируется, помогает определиться в поступках. Подросток делает осознанный выбор поведения и ценностей. Проблема выбора связана, с одной стороны, с прошлым опытом успехов и неудач, а с другой - с осознанием собственных возможностей. Оказываясь перед лицом выбора, подростку необходимо соответствовать большому количеству ценностей или системе ценностей, когда внутренние критерии самооценки начинают конкурировать друг с другом. Ситуации, касающиеся выбора, чаще всего у подростка проходят полуинтуитивно, полусознательно, активизируя самосознание, которое само начинает создавать ситуации выбора. В выборе того или иного поступка действию предшествует внутренняя работа, которая завершается сознательным решением и пониманием того, для чего он совершается.

Личностный риск является одним из необходимых условий развития подростка. Оказываясь в ситуации риска случайно, или сознательно рискуя, подросток обеспечивает себе тот "материал" непосредственного опыта, который так необходим для образа "Я", делая его ощутимым и настоящим. Риск активизирует рефлексные процессы самосознания, позволяет строительству своего "Я" и самооценки. Рискуя, подросток освобождается от диктата групповых норм, моделей поведения, становится ответственным за себя, за свою жизнь.

Личностный риск подростка, в целом, связан с концептуальной системой личностной организации и с "Я-концепцией". Но, как известно, "Я-концепция" является довольно ригидным образованием, а человек чаще всего выбирает цели и строит стратегию своего поведения, исходя из мотива подтверждения своей "Я-концепции" и увеличения чувства самоценности собственной личности, что в конечном итоге вызывает определенный уровень доверия к себе. В ситуации личностного риска подросток либо доверяется условиям, требованиям, потребностям, интересам, возможностям, предоставленным миром, или же исходит из личных интересов, потребностей и желаний в ситуации выбора, риска. Доверие к себе выступает средством гармонизации отношений с миром, так как выступает условием развития подростка, позволяет ему идти на личностный риск и испытывать себя и свои возможности. Благодаря умению доверять себе подросток совершает "выход за пределы себя", определяет масштабы этого "выхода", соединяет прошлое и будущее в единый процесс жизнедеятельности.

Явление доверия к себе, рассматриваемое нами как средство формирования самооценки подростка, означает прежде всего умение самоорганизовываться. Самооценка подростка, базирующаяся на оптимальном уровне доверия к себе, позволяет личности становиться способной и выступать активным субъектом жизни. Доверие выступает условием развития, изменения самого человека, именно оно позволяет рисковать, испытывать себя, строить свои отношения с миром и с собой, находить личностные смыслы.

Доверие к себе проявляется в поступках человека. Самоорганизация личности на субъективном уровне означает прежде всего умение человека доверять себе, своим возможностям, понимаемым как полноценное овладение собой, своей сущностью, как способностью действовать самостоятельно, самостоятельно ставить цели и строить стратегию их достижения с внутренними личностными смыслами.

Итак, личностный риск связан с выработкой определенного уровня доверия к себе, с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни.