Ю.В. Табакаев, Л.Т. Толубаева,
г. Горно-Алтайск

ТЕХНОЛОГИИ ВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ
(на примере Республики Алтай)

Процесс демократизации в сфере политической жизни России неизбежно привёл к периодически проводимым в обществе избирательным компаниям как на уровне всей страны, так и в её регионах.

В свою очередь, предвыборные кампании нередко становятся ареной острой конкурентной борьбы между претендентами на места в представительных органах власти. В целях привлечь голоса избирателей кандидатами используются самые различные предвыборные технологии. Показательными в этом плане были прошедшие в конце 2001- начале 2002 гг. выборы в Республике Алтай. В целом они во многом повторяли уже накопленный опыт предвыборной борьбы на общероссийском уровне, или в отдельных регионах Российской Федерации. Но имели место и специфические технологии, которые применялись в РА как многонациональном регионе со сложной географией и территорией.

В первую очередь стоит выделить те технологии, которыми пользовались большинство кандидатов и которые принесли успех многим их них. Широко использовались технологии, направленные на поддержку авторитета кандидата.

Работа по поддержке авторитета кандидата направлялась прежде всего на то, чтобы у избирателя сложился положительный комплекс представлений о конкретном политическом лидере. За основу здесь брались личностные и деятельные характеристики кандидата. Так, среди кандидатов в депутаты упор делался на подчеркивании их положительного опыта работы с людьми, знания нужд простого гражданина, подчеркивались достижения в их хозяйственной деятельности. У кандидатов, имевших депутатский опыт законодательной работы в составе прошлого созыва Эл-Курултая, либо иного уровня законодательной деятельности, можно было наблюдать использование установок на ориентацию во времени - прошлый опыт, который обязательно принесет успех в будущей работе для всех избирателей РА. Например, в изданной брошюре "Про это... Полуночные беседы с Семеном Зубакиным" многие вопросы и ответы на них были направлены на подчеркивание ценности для жителей РА приобретенного опыта в руководстве республикой действующего Главы. Отсюда вывод, который должны были сделать избиратели - не упустить свой шанс на лучшее обустройство собственной жизни и проголосовать за опытного кандидата на должность Главы РА, Председателя Правительства РА Зубакина С.И.

У кандидата Лапшина М.И. свой опыт успешной деятельности по повышению благополучия простого народа: активная работа в качестве депутата Думы РФ от Республики Алтай, деятельность в качестве председателя "Аграрной партии России". Данный опыт также предлагалось избирателям учесть во время голосования.

Обращение к прошлому опыту, который в будущем даст положительный результат, имел место и у многих других кандидатов.

Так, у кандидата Думновой Н.Г. при встречах с избирателями часто приводился пример ее успешной работы в качестве депутата в городском Совете Горно-Алтайска. Кандидат Бердников А.В. делал упор на свой опыт работы в силовой структуре, который в перспективе принесет жителям РА порядок, покончит с преступностью.

Часто для поднятия имиджа кандидата использовались установки на его интеллектуальные, эмоциональные, волевые особенности.

В процессе конкурентной борьбы к первоначальному имиджу кандидата добавлялись новые черты, которые зеркально отражали чаяния избирателей. При этом некоторые, первоначально объявленные черты, характеризовавшие кандидата, но не работавшие на поднятие его авторитета, затушевывались в ходе избирательной компании.

Большое значение придавалось процессу предъявления избирателям информации о кандидате. Ведущее место в этом занимали электронные средства массовой информации. Но также широко использовались печатные средства массовой информации, листовочные и буклетные обращения, личные встречи с избирателями. Все вышеперечисленные средства были весьма эффективными, т.к. помогали снять неосознанные предубеждения зрителей, читателей, слушателей по отношению к кандидату. В тоже время они служили достаточно хорошим основанием для проведения психотехнических приемов воздействия на процесс восприятия положительных качеств кандидата. Целью психотехнических приемов, прежде всего, было блокирование предубеждений избирателей. Например, прием "отзеркаливания" использовался для придания информации о кандидате такого образа, который в наибольшей степени импонировал бы избирателям.

Описанный выше технологический прием "отзеркаливания" информации о кандидате мог достичь ожидаемого успеха только в том случае, если он направлен на "свою" электоральную группу, в которой кандидат рассчитывает завоевать позицию лидера среди своих конкурентов. Поэтому для кандидата очень важно четко оценить свое политическое пространство. Когда такое пространство было оценено, определялась своя электоральная группа и вырабатывалась соответствующая стратегия в предвыборной борьбе. Например, для кандидата Ромашкина В.В. такой электоральной группой были в основном лица старшего поколения, поскольку его политическое пространство было отражено в прокоммунистических идеях. Выбрав свою электоральную группу и определив доминирующие в этой группе стратегии восприятия, данный кандидат на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства РА построил свою предвыборную программу и свои действия в этот период на традиционных прокоммунистических ценностях. Его штабом широко использовались такие формы встреч с избирателями как митинги, на которых нередко можно было услышать призывы к борьбе.

Основой выделения политического пространства и определения в нем электоральной группы поддержки кандидата на пост Главы РА, Председателя Правительства РА Петрова В.В. были национальные идеи. Доминирующим в стратегии восприятия его электоральной группы была идея возрождения алтайского этноса.

Кандидат на пост Главы РА, Председателя Правительства РА Думнова Н.Г. определила свое политическое пространство в сфере тендерных проблем, рассчитывая приобрести электоральную поддерживающую группу среди женщин РА.

Наиболее успешно определил свое политическое пространство кандидат на пост Главы РА, Председателя Правительства РА Лапшин М.И. Им был избран аграрный сектор, его электоральной группой, где изначально он занял лидирующее положение, были сельские жители. Доминирующей стратегией восприятия для данной электоральной группы были идеи возрождения села, поддержка на всех уровнях сельскохозяйственного производства. Эти идеи были полностью отражены в предвыборной программе Лапшина М.И. На них же он делал упор во время своих многочисленных встреч с избирателями. Учитывая, что три четверти населения Республики Алтай - это сельские жители, уже изначально кандидат Лапшин М.И. занял лидирующее положение почти во всех районах РА.

Создание положительного имиджа кандидата еще не решает его успеха. Необходимо заставить избирателя принять этот образ, поверить в него. Поэтому в ходе предвыборной компании можно было наблюдать широкое использование почти всеми кандидатами такого метода как создание ситуативной установки на принятие положительного авторитета кандидата.

В современных предвыборных технологиях широко применяется способ управляющего воздействия на систему восприятия информации о кандидате. Нередко этот способ можно было наблюдать в предвыборной агитации кандидатов в депутаты и кандидатов на должность Главы РА, Председателя Правительства РА. Ими использовались такие слова, обороты речи, которые вызывали иллюзию причинно-следственной взаимосвязи между ожиданиями электоральной группы и реальными действиями кандидата. Например, обращалось внимание, что только этот и никакой другой кандидат спасет от экономической разрухи, безработицы, нищеты, выведет Республику Алтай на высокий уровень социально-экономической жизни.

К приемам, имеющим большую результативность в формировании положительного имиджа в глазах избирателей, можно отнести "работу на герритории избирателя". Предпочтения у избирателей заслуживают те кандидаты, которые стремились встречаться с избирателями по месту их проживания. Особенно этот прием был эффективен, если такие встречи органи-ювывались задолго до выборов. В качестве примера можно привести "феномен" Лапшина М.И. Еще задолго до начала предвыборной кампании он побывал во всех районах республики. При этом встречался не только с администрацией на местах, но в первую очередь стремился встретиться с рядовыми жителями.

При использовании этого метода работы с избирателями кандидаты эередко применяют одновременно и такой прием как "перенос части тяжести на другие плечи", имеется в виду "взять на себя" часть забот избирателя. Этот метод практически беспроигрышный. Избиратель, уставший от житейских проблем, с благодарностью отнесется к кандидату, который хотя бы просто выслушает его, как, например, в выше приведенной выдержке из "Обращения...": "Он (Лапшин М.И.) всегда вместе с народом, он всегда приходит туда, где остро нуждаются во внимании".

Немаловажным для любого кандидата является время его выдвижения и регистрации. Здесь кандидату и его группе поддержки необходимо точно выбрать для себя это время. Нельзя, чтобы весь запас авторитета кандидата сработал впустую, если он слишком рано объявляет о своем намерении участвовать в выборах. Но и опоздать с таким решением также нельзя. На примере кандидата Лапшина М.И. можно сказать, что он в первом туре выборов потерял довольно большое количество голосов прежде всего потому, что не мог окончательно определиться со своим решением об участии в выборной кампании. Уже в первом мониторинге по изучению избирательных настроений, проведенном нами с 21 по 25 октября 2001 г. многие респонденты вписывали его имя как того кандидата на должность Главы РА, Председателя Правительства Республики Алтай, за которого они хотели бы проголосовать, хотя на тот период Лапшин М.И. еще не выдвигал своей кандидатуры. Его колебания привели к тому, что впоследствии его рейтинг на порядок сказался ниже, чем можно было ожидать.

Нередко использовались и такие приемы, как привлечение поддержки со стороны. Анализируя прошедшие выборы в Республике Алтай, можно сделать вывод, что кандидатами применялись самые различные выборные технологии. При этом практически всеми кандидатами учитывалось, что избирательная кампания - это весьма динамичный процесс, но она имеет различные этапы, на которых необходимо использовать различные методы предвыборной деятельности. Для любого кандидата было важно выявить психологические закономерности, лежащие в основе перехода от одного этапа к другому, и использовать эти знания для выбора тех или иных технологий, которые будут задействованы в предвыборной деятельности и направлены на мобилизацию активности избирателей. На начальном этапе для кандидата важно проанализировать политическую ситуацию, оценить групповые ожидания, настроения будущих избирателей, установить величину социальной группы, на которую может опереться кандидат. Все эти данные в последствии помогают выявить адресную электоральную группу, наметить основные черты имиджа кандидата и выбрать формы, методы преподнесения имиджа кандидата избирателям.

На втором этапе оцениваются динамика массовых настроений и та политическая ситуация, в которой окончательно формируется имидж кандидата.

Все это дает возможность перейти к третьему этапу, задачей которого является мобилизация активности потенциальных сторонников кандидата и нейтрализация активности потенциальных сторонников соперников.

Как на любых выборах, так и на прошедших выборах в Республике Алтай главной задачей кандидатов было предложить себя избирателям как наиболее лучший выбор на место либо депутатов Эл-Курултая, либо на должность Главы РА, Председателя Правительства РА. В нашей республике, как и в других регионах России, не обошлось без использования таких технологий, как "черный пиар". Вот некоторые приёмы манипулирования избирателями с целью избрания себя на желаемое выборное место в высших органах власти РА.

Прежде всего широко использовалось кандидатами общественное мнение, его непостоянство и неоднородность. Использовался тот факт, что мнение людей весьма чувствительно к происходящим политическим событиям, которые могут вызвать колебания от одной крайности в позициях избирателей к другой. Большой эффект на формирование оказывали не только события, но и слова, если они сами интерпретировались как события. При этом учитывалось, что люди лучше воспринимают поставленную перед ними цель и формируют по этому поводу свое мнение (или воспринимают навязанное им мнение как свое личное), чем обращают внимание на методы, которыми достигаются эти цели. Оценить же правоту общественного мнения бывает не только трудно, но зачастую невозможно. Манипуляция общественным мнением в предвыборной кампании имела целью поддержать своих активных сторонников, попытаться склонить на свою сторону нерешительных, не определившихся избирателей, нейтрализовать или сильно ослабить своих оппонентов, тех, кто собирался голосовать за других кандидатов. Для этого использовались разные методы и далеко не всегда честные. Например: навешивание ярлыков; использование звучных выражений, хотя и туманных ("толпа приветствующих", "всенародная любовь"); обращения к свидетельствам известных людей; использование роли простого человека - "я такой же простой человек", как и вы; односторонняя подача фактов; умолчание, намеки, клевета и т.д.

В последние годы при прохождении выборов в отдельных российских субъектах наблюдается такое явление, как попытка хорошо организованных "пришельцев", не проживающих в данных регионах, участвовать в региональных выборах с целью вхождения в законодательные органы этих субъектов. Каковы цели и задачи тех, кто пытается проникнуть в представительные органы власти субъектов не являющихся жителями этих регионов, какие последствия от этого явления - эти и другие моменты могут составить предмет отдельного научного исследования. В нашем же случае мы остановимся на анализе некоторых технологий, применяемых такой группой на территории Республики Алтай во время предвыборной кампании 16 декабря 2001 г. - 6 января 2002 г. Среди жителей нашей республики эта группа получила название "уральская группа", хотя в ее составе были не только жители Урала. По данным Избирательной Комиссии РА по полной программе выборного процесса участвовало 16 человек из "уральской группы". 14 человек: Марценюк В.Г., Щербаков А.А., Кириллов К.В., Сухов А.Г., Парфенов С.В., Шаховнин В.И., Шемелев А.Ю., Моисеев А.В., Пономарев О.В., Захаров С.А., Рябин А.А., Гамимшин Д.Р., Ушенин А.А., Ищенко М.В. участвовали в выборной кампании в качестве кандидатов в депутаты Эл-Курултая РА, зарегистрировав себя по разным округам. Двое: Куликов В.В. и Панчишин В.В. баллотировались на должность Главы РА, Председателя Правительства РА.

Правовую поддержку всех баллотировавшихся "уральцев" обеспечивала прибывшая с ними группа юристов: Николаева Е.В., Плаксин А.В., Литвинов А.А., Толстикова Л.А., Абраменко О.А. В группе поддержки был и бывший член избирательной комиссии Свердловской области Шемелев А.Ю., который сам баллотировался кандидатом в депутаты в Законодательное Собрание - Эл-Курултай РА.

Заблаговременно до выборов представители "уральской" группы прописались в городе и ряде сел Республики Алтай. Например, в г. Горно-Алтайске по ул. Барнаульская, 73 прописалось несколько приезжих участников выборного процесса. Заслуживают анализа технологии, так называемый "черный пиар", который использовался этой группой.

Прежде всего они зарегистрировали на территории Республики Алтай различные "общественные объединения", "фонды", "центры". Так в г. Горно-Алтайске были зарегистрированы 000 "Центр социально-экономического развития Горного Алтая", "Информационная кампания "Горналтайсвязьинформ", "Ару Кей", В Усть-Коксе, Усть-Кане зарегистрировали 000 "Патриоты КНР", "Достоинство". По составу членов, входящих во все эти организации, они были различны - от пяти человек до двух и даже одного, но везде директорами, начальниками департаментов стратегического планирования, демографической политики, социальной и правовой защиты стали члены "уральской группы". Таким образом обеспечивалась информация о месте работы кандидата на территории РА, которую необходимо было предоставить в Избирательную комиссию в момент выдвижения и регистрации. Кроме того, в ходе предвыборной борьбы "уральцы" широко использовали все эти организации для контактов с избирателями. Броские, многообещающие названия "центров", "фондов" играли свою весьма эффективную роль в наработке положительного имиджа "кандидатов от уральцев" в глазах избирателя. Ими раздавались самые невероятные обещания избирателям и помощникам из местных жителей в случае, если они побеждают на выборах. Так, например, в "Удостоверении общественного помощника кандидата Сергея Парфенова", которое раздавалось агитаторам, помощникам из местного населения, кандидат делегировал обладателю удостоверения большие права. А в случае, если кандидат одерживал победу на выборах, обладателю удостоверения обещались огромные блага. Кандидат в депутаты Эл-Курултая РА Кириллов К.В. предлагал составить договор между избирателем и собою как кандидатом. В случае, если избиратель обещает 16 декабря 2001 г. проголосовать за Кириллова К.В., он в свою очередь обязывался защитить и обеспечить избирателя по 23 позициям, включая строительство и ремонт 22 улиц, переулков, установку телефонов, открытия автобусных маршрутов и досугового центра для молодежи и т.д. Иначе говоря, широко использовался отдельными кандидатами предвыборный популизм, раздача в целях поднятия своего рейтинга обещаний "по максимуму".

Использовались "уральцами" и такие позиции, как семейно-клановые противоречия. На выборах в РА можно было нередко наблюдать, когда родственники голосуют только за представителя своего сеока. В результате голоса "рассредоточиваются" между кандидатами, а побеждает совершенно посторонний человек, т.к. в этом противоречии ему удается собрать нужное количество голосов. Так победил представитель "уральской" группы, кандидат в депутаты Законодательного Собрания РА - Эл-Курултай Пономарев О.В. в Турочакском районе. Пока жители сел Бийка, Чуйка, Курмач-Байгол, Суранаш и других разбирались, кто лучше: Пустогачев - за него призывали отдать голоса все проживающие в районе Пустогачевы, или Кандараков - его поддерживали все проживающие в районе родственники Кандараковы и т.д., Пономареву О.В. как человеку нейтральному удалось собрать наибольшее количество голосов и пройти в состав депутатов Эл-Курултая.

На последних выборах избиратели РА столкнулись с таким явлением, когда отдельные кандидаты в целях избежания серьезной оппозиции организовали сами себе оппозицию. Так, в списке претендентов на должность Главы РА, Председателя Правительства РА появились никому не известные имена Куликова В.В., Пан-чишина В.А. - членов "уральской группы". Цель: заполнить политические ниши, заняться борьбой с самим собою. Это дает возможность избежать неожиданности в критике своей предшествующей деятельности. Подставная оппозиция, перехватив инициативу, делает бессмысленной критику реальной оппозиции. Перехвачена риторика, высказаны идеи. Повторять за кем-то уже сказанное результата на даст, а только навредит тому, кто на это решится.

Этой же оппозицией широко использовался такой прием, как "сковывание" деятельности Избирательной Комиссии РА. Ими практически ежедневно представлялись в избирательные комиссии различных уровней (территориальные (межокружные), избирком республики, ЦИК РФ) по несколько жалоб и заявлений различного характера, на рассмотрение которых вынуждены были отвлекать большое количество людей, затрачивать много времени и средств.

Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о напряженной борьбе, особенно в последние дни перед выборами, которую вели кандидаты за избирателей. В ход пускали самые разнообразные методы, не останавливаясь ни перед чем. В частности в попытке убрать основного конкурента через отмену его регистрации.

Мы рассмотрели только некоторые технологии, примененные кандидатами на выборах 16 декабря 2001 г. - 6 января 2002 г. Они свидетельствуют о том, что уровень политической культуры самих избранников подчас находится не на высоте. По-видимому, пройдут еще не одни выборы, прежде чем возобладают такие технологии, которые будут содержать в себе сдержанность и уважение к соперникам и нести в себе ответственность перед избирателями за те обещания, которые щедро раздаются в предвыборный период.