Содержание

Ссылки в тексте

Авторы
  1. Первые сведения о народах, населяющих Горный Алтай, относятся к XVI в.- Д.Н. Анучин. К истории ознакомления Сибири до Ермака. М., 1890.
  2. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям российского государства. Ч. III., пол.2-я. Спб., 1788.
  3. Записки путешествия академика Фалька И.П.// Полн. собр. ученых путешествий. Т.6. Спб., 1824.
  4. Gmelin I/G/ Reise durch Sibirien von dem jahre 1733 bis 1743.Bd.2, Gottengen, 1751-1752;
    Белковец Л.П. Сведения И.Г. Гмелина о народах Сибири // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск, 1980. С.34-38.
  5. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские ведомости. 1845 © 22. С. 92-96;
    Гуляев С.И. Этнографические очерки южной Сибири. М., 1902.
  6. Потанин Г.Н. Полгода на Алтае // Русское слово. 1859. ©6;
    Потанин Г.Н.. несколько вопросов по изучению поверий и суеверий, обычаев и обрядов сибирских инородцев. Спб., 1881.
  7. Щапов А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения // Русское слово. 1865 ©3.
  8. Шашков С.С. Очерки русских нравов в стариной Сибири // Отечественные записки. 1867. Т.174 ©10. С.683;
    Шашков С.С. Сибирские инородцы в 19 столетии. Спб., 1867.
  9. Костров Н. Юридические обычаи крестьян сторожилов Томской губернии. Томск, 1876;
    Костров Н. Женщина у иноверцев Томской губернии. Томск, 1876.
  10. Ядринцев Н.М. Поездка по западной Сибири и в Горно-Алтайский округ // Записки Западно-Сибирского отдела РГО. Кн.II. Омск. 1880;
    Ядринцев Н.М. Об алтайских и черневых татарах. Спб., 1881;
    Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. Спб., 1891.
  11. Чулков М.Д. "Абевега русских суеверий" // Сказания о чудесах. Т.I. М., 1990. С. 189-210.
  12. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // Сказания о чудесах. Т.М., 1990. С.366-408.
  13. Даль В.И. О поверьях и суевериях русского народа. М., 1996.
  14. Максимов С. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово, 1991. С.272-280.
  15. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893.
  16. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. I. Спб., 1890.
  17. Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989.
  18. Головачев П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902.
  19. Потканов С. О приросте инородческого населения Сибири: Статистический материал для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. Спб., 1911.
  20. Сафьянова А.В. Положение русской женщины в алтайской деревне до революции и ее роль в общественной жизни в годы советской власти // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., 1969. С.77-85.
  21. Сафьянова А.В. Положение русской женщины в алтайской деревне до революции и ее роль в общественной жизни в годы советской власти // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., 1969. С. 80.
  22. Некоторые выводы, размышления и гипотезы опубликованы в следующих работах: Петряев А.П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины // Советская этнография, 1975. © 6. С. 156-159;
    Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // Советская этнография, 1976. © 5. С.4-13 и др.
  23. Бромлей Ю.В. Указ. соч. С.10.
  24. Русские старожилы в Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973;
    Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978;
    Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1978;
    Хозяйство и быт Западносибирских крестьян XVII-XX вв. М., 1979;
    Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980 и др.
  25. Покровский Н.Н. Материалы по истории магических верований сибиряков в XVII-XVIII вв. // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1975. С.110-127.
  26. Островская Л.В. Мировоззренческие аспекты народной медицины русского крестьянского населения Сибири второй половины XIXв.// Из истории сибирского крестьянства XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1975. С,131-140.
  27. Островская Л.В. Указ. соч. С.132.
  28. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX- начало XX вв.) // Новосибирск, 1973; Шатинова Н.Н. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. С.71-78.
  29. Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск, 1988;
    Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Человек и общество. Отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск, 1989.
  30. Миненко Б.Н. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма. Новосибирск, 1986;
    Миненко Б.Н. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1991;
    Миненко Б.Н. К истории русской народной медицины в Сибири в XVIII-XIX вв.// Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. Новосибирск, 1993.
  31. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в составе России (Материалы по истории Горного Алтая в помощь учителю средней школы). Горно-Алтайск, 1991.
  32. Чанчибаева Л. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С.90-100 и др.
  33. История развития медицины и здравоохранения в России. Обзор документальных материалов. Сост. Р.Ю. Мацкина. Ред. Б.Д. Петров. М-Л., 1960;
    Петров Б.Д. Итоги и задачи исследований по истории медицины // Материалы к истории медицины и здравоохранения Сибири. Томск, 1960. С.30;
    Петров Б.Д. Важнейший аспект историко-медицинский исследований // Советское здравоохранение. 1966. ©3. С.3;
    Социально-философские и мировозренческие проблемы здоровья человека. М., 1984;
    Общественные науки и здравоохранение. М., 1987;
    Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989 и др.
  34. Маадай-Кара (алтайский героический эпос). М., 1973;
    Каташ С.С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978;
    Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985;
    Ойротские народные сказки. Новосибирск, 1990 и др.
  35. Полное собрание сочинений ученых путешественников по России. Т.VI. Спб. 1824;
    Н.М. Ядринцев. Положение переселенцев в Сибири. Томск,1881;
    Н.М. Ядринцев. Сибирь как колония. Спб, 1882;
    С.П. Швецов. Горный Алтай и его население. Т.I. Вып. I. Барнаул, 1890;
    С.И. Гуляев. Этнографические очерки южной Сибири. М.,1902;
    А.В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924;
    А.В. Анохин Душа и ее свойства по представлению телеутов. Сб. МАЭ. Т.8.Л., 1928;
    Путешествия русских послов в XVI-XVII вв. М-Л., 1954.
  36. Материалы по исследованию крестьянского инородческого хозяйства в Бийском уезде. Вып. I-III. Барнаул, 1897-1900;
    Обзор Томской губернии за 1895 г. Томск, 1896;
    Памятники сибирской истории XVIII в. Кн.1-2. Спб, 1882-1885;
    Сибирские летописи. Изд. Археологической комиссии. 1907;
    Борьба трудящихся Горного Алтая за установление Советской власти. Сб. статей и документов. Горно-Алтайск, 1957;
    Культурное строительство на Алтае. Барнаул, 1978.
  37. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984.
  38. Хранилищем этих материалов является Республиканский музей им. А.В. Анохина, районные музеи (с. Ело Онгудайского района).
  39. Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 гг. Горно-Алтайск, 1983;
    Материалы по истории и археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983;
    Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул. Изд. АГУ, 1985;
    Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1986.
  40. Народный лечебник. Рецепты исцеления. Тюмень: СП "Комета", 1991;
    Степанова Н. Заговоры сибирской целительницы. М., 1995;
    Панкеев И. Тайны русских суеверий. М., 1996;
    Данников Н. и др. Советы целителей. М., 1997.
  41. Отчет Алтайской духовной миссии за 1887 год. Томск, 1888;
    Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 год. Томск, 1896;
    Отчет Алтайской духовной миссии за 1904 г. Томск, 1905;
    Отчет Алтайской духовной миссии за 1910 год. Томск, 1911.
  42. Екеев Н.В. Этно-демографическая характеристика населения Алтая ХIХ - начала ХХ веков //Актуальные вопросы истории и культуры Саяно-Алтая. Материалы международной научной конференции. Горно-Алтайск. 21-23 сентября 1998 г. Вып.2. Горно-Алтайск, 1998. С.49.
  43. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав Сибири, язык и род инородцев. Т.2 // Записки Русского Географического общества по отделению статистики. Т.ХI, вып. 2. С-Петербург, 1911;
    Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. С-Петербург, 1991.
  44. Алтайско-Томская часть Сибири по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Томск, 1916;
    Екеев Н.В. Указ.соч. с.51.
  45. ГАТО, ф.3, Оп.71, д.3;
    ГАТО, ф.234, Оп.1, д.439, д.177, д.414;
    Патканов С. Указ.соч. с.71-76;
    Екеев Н.В. Указ.соч. с.51.
  46. Эдоков И.П. Коллективизация в Горном Алтае. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1987 г., с.15-17.
  47. Для коренных народов Сибири медикаментозное лечение не всегда было необходимым и злободневным. Значительная часть болезней искоренялась с помощью народных традиционных методов. Поэтому и лекарства в национальные окраины высылались ограниченно.
  48. Сидоров П.М. На страже здоровья трудящихся // Под знаменем Октября. Горно-Алтайск, 1967. С.137.
  49. Михаил Александрович Иволгин работал в с.Улала /ныне г.Горно-Алтайск/ с 1899 по 1906 гг. после окончания Томского университета.
  50. Отчет Алтайского подотдела Западно-Сибирского отделения русского географического общества за 1903 г. Барнаул, 1904. С.13-16.
  51. Здравоохранение Сибири. 1922-1923 //Жизнь Сибири. 1923. Авг.-сент. С.207-209.
  52. Головачев П. Указ.соч. С.267.
  53. ЦХАФАК, ф.189, Оп.1, д.28, л.1-60.
  54. ЦХАФАК, ф.189, Оп.1, д.28. л.1-16.
  55. ЦХАФАК, ф.189, оп.1, д.28, л.55.
  56. ЦХАФАК, ф.189, оп.1, д.28, л.22.
  57. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-культурные и экономические отношения (ХVII-ХIХ вв.) Горно-Алтайск, 1996. С.265.
  58. Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 год. Томск, 1996. С41.
  59. Федотов Н.П. История становления здравоохранения Сибири. Томск. 1975. С.76-78.
  60. Отчет Алтайской духовной миссии за 1887 год. Томск, 1888. С.54-55.
  61. Отчет Алтайской духовной миссии за 1910 год. Томск, 1911. С.14.
  62. Отчет Алтайской духовной миссии за 1904 г. Томск, 1905. С.17.
  63. Народное хозяйство Горно-Алтайской автономной области: Стат.сборник. Горно-Алтайск, 1967. С.132.
  64. Красная Ойротия. 1935. 10 июля.
  65. ГАРА, Ф. 44. Оп.I, Д. 27, Л. 4.
  66. Комсомол Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980. С.4.
  67. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. Спб., 1891. С.146.
  68. Островских П. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края. С. 334-336.
  69. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. С. 80.
  70. ГАРА, Ф.44, Оп. I, Д. 222, Л. 10.
  71. Швецов С.П. Горный Алтай и его население /Статотдел при Главном управлении Алтайского округа. Барнаул, 1900. С.71.
  72. Традиционные мировоззрения тюрков южной Сибири. Новосибирск, 1989. С.3-8.
  73. Традиционные мировоззрения тюрков южной Сибири. Новосибирск, 1989. С.15-29.
  74. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С.97-139.
  75. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С.100.
  76. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975. С.З; Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. С.26-127.
  77. Алексеев Н.А. Указ. Соч.С.130-133.
  78. Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлению телеутов //СБ.МАЭАНСССР. Т.VIII. Л., 1929. С.253.
  79. Анохин А.В. Указ.соч. С.253-257.
  80. Анохин А.В. Указ.соч. С.261.
  81. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884. С.276.
  82. Вербицкий В.И. Указ.соч. С.60.
  83. Ойротские народные сказки. Новосибирск, 1990. С.100..
  84. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985. С.45.
  85. Традиционное мировоззрение... С.70-71.
  86. Сатлаев Ф. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк. Горно-Алтайск, 1974. С.161-162.
  87. Сатлаев Ф.А. Коча-кан - старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX-начале XX века: Сб.музея антропологии и этнографии. Т.XXVII. Л., 1971. C.130-141.
  88. Традиционное мировоззрение... . С.71.
  89. Голан А. Мифисимвол. Иерусалим. Гарбут. Москва. Русслит. 1994. С.118.
  90. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сб.МАЭАНСССР. Т.6. 1927;
    Тощакова Е.М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом // Учен. зап. ГАНИИИЯЛ. Вып.2. Горно-Алтайск, 1958;
    Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. Новосибирск, 1973;
    Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев. Новосибирск, 1978;
    Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981;
    Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. Статей. Л., 1988.
  91. Тощакова Е.М. Алтайская женщина... С.126.
  92. Как отмечает С.И. Вайнштейн, положение полусидя или на коленях, а не лежа, является древним обычаем, зафиксированным еще в XIII в. у монголов В. Рубиком. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. С. 296.
  93. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб.статей. Л., 1988. С.182-185.
  94. Шатинова Н.И. Указ. соч. С.72; Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 172.
  95. Шатинова Н.И. Указ. соч. С.75-77.
  96. Каруновская Л.Э. Из алтайский верований и обрядов, связанных с ребенком. Сб. МАЭАНСССР. Т.6.Л., 1927. С.27.
  97. Ефимов А. Телеутская свадьба // В кн.: Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С.226-228. 230.
  98. Каруновская Л.Э. Указ. соч. С.28.
  99. Шатинова Н.И. Указ. соч. С. 71-76.
  100. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Л., 1948. С.267.
  101. Шатинова Н.И. Указ. соч. С. 76. Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 169.
  102. Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 168.
  103. Каруновская Л.Э. Указ. соч. С. 26.
  104. Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 169.
  105. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул: Статотдел при главном управлении Алтайского округа, 1900. С. 69.
  106. Швецов В.П. Указ. соч. С. 75-80.
  107. Анохин А.Н. Материалы по шаманству у алтайцев. С.5.
  108. Бедюров Б.Я. Алтайдын Алкыштары. Горно-Алтайск, 1985. С.18.
  109. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. С.167-170;
    Алексеев Н.А. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. С.71-100.
  110. Костров Н. Женщины у инородцев Томской губернии. Спб., 1859. С. 30-34.
  111. Костров Н. Указ.соч. С. 33.
  112. Благопожелания Шемдышевой Д.Н., с.Беш-Озек, 70 лет. Архив автора.
  113. Ядринцев Н. Об алтайцах и черневых татарах. Спб., 1881;
    Легенды северного Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С.3-22.
  114. Вербицкий В.И. Указ. соч. С. 89-100.
  115. Вербицкий В.И. Указ.соч. С. 89-100.
  116. Свиридов П. Полезные растения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978. С.7-11.
  117. Чалчикова Д.К., 87 лет, с.Шаргайта Архив автора.
  118. Ченкурекова Т.И., 70 лет, с.Барагаш Архив автора.
  119. Звезда Алтая. 20 авг .1992.
  120. Елекова К.Б., 1930 г. р. Архив автора.
  121. Матвеева К.С., 1928 г.р. Архив автора.
  122. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1986. С. 66-67.
  123. Звезда Алтая. 1990. 20авг.
  124. Голан А. Миф и символ. Иерусалим. Гарбут. Москва. Русслит. 1994. С.76.
  125. Окладникова Е.А. Шаманские петроглифы Сибири // Этнография народов Сибири. Новосибирск. 1984. С. 131-135.
  126. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов // Сб. МАЭАНСССР. Л., 1949. Т.10. С. 120;
    Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сб. МАЭАНСССР. 1928. Т. VIII. С. 258;
    Вербицкий В. Алтайские инородцы. М., 1893;
    Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989;
    Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 319 с.
  127. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. С.130.
  128. Кроме шаманов посредниками между людьми и потусторонним миром были различные ясновидцы (коспокчи), предсказатели (ырымчы), гадатели. Ясновидцы могли видеть злых духов (кормос). Однако, как отмечают исследователи Н.А. Баскаков и Н.А. Яимова ни гадатели, ни ясновидцы не имели функций избавления человека от болезни. Для излечения необходимо было привлекать шамана.
    См.подробнее: Баскаков Н.А., Яимова Н.А. Шаманские мистерии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1993. С.21.
  129. Майнагашев С.Д. Отчет о поездке к турецким племенам Минусинского и Алчинского уездов летом 1914г.
  130. Аза - злой дух. С этим значением зафиксировано данное слово у тувинцев и сагайцев.
  131. Составлено по: Дьяконова В.П. Некоторые этно-культурные параллели в шаманстве тюрко-язычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984. С. 34-35.
  132. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ореального исследования). Новосибирск, 1994. С.82-83.
  133. Ойротская правда. 1927. 28 янв.
  134. Из рассказов историков Ф.А. Сатлаева, В.А. Кочеева.
  135. Подробно лечебное камлание изучено у ненцев и тувинцев.
    Кенин-Ложан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шамана. Новосибирск, 1987.
  136. Анохин А.В. Указ.соч.С.88.
  137. Анохин А.В. Указ.соч. С.97.
  138. Анохин А.В. Указ.соч. С.97.
  139. Головачев П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902. С.137-138.
  140. Дьяконова В.П. Некоторые этно-культурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этно-культурные контакты народов Сибири. Ленинград, 1984. С.34-35.
  141. Душа.
  142. Каруновская Л.Э. Указ. соч. С.33.
  143. Анохин А.В. Указ.соч. С.8.
  144. Потканов С. Указ.соч. С. 168.
  145. Ядринцев Н.М. Указ.соч. С.149.
  146. Потканов С. Указ. соч. С.64.
Содержание

Ссылки в тексте

Авторы
Горно-Алтайский государственный университет
2003