- Первые сведения о народах, населяющих Горный Алтай, относятся к XVI в.- Д.Н. Анучин. К истории ознакомления Сибири до Ермака. М., 1890.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям российского государства. Ч. III., пол.2-я. Спб., 1788.
- Записки путешествия академика Фалька И.П.// Полн. собр. ученых путешествий. Т.6. Спб., 1824.
- Gmelin I/G/ Reise durch Sibirien von dem jahre 1733 bis 1743.Bd.2, Gottengen, 1751-1752;
Белковец Л.П. Сведения И.Г. Гмелина о народах Сибири // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск, 1980. С.34-38.
- Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские ведомости. 1845 © 22. С. 92-96;
Гуляев С.И. Этнографические очерки южной Сибири. М., 1902.
- Потанин Г.Н. Полгода на Алтае // Русское слово. 1859. ©6;
Потанин Г.Н.. несколько вопросов по изучению поверий и суеверий, обычаев и обрядов сибирских инородцев. Спб., 1881.
- Щапов А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения // Русское слово. 1865 ©3.
- Шашков С.С. Очерки русских нравов в стариной Сибири // Отечественные записки. 1867. Т.174 ©10. С.683;
Шашков С.С. Сибирские инородцы в 19 столетии. Спб., 1867.
- Костров Н. Юридические обычаи крестьян сторожилов Томской губернии. Томск, 1876;
Костров Н. Женщина у иноверцев Томской губернии. Томск, 1876.
- Ядринцев Н.М. Поездка по западной Сибири и в Горно-Алтайский округ // Записки Западно-Сибирского отдела РГО. Кн.II. Омск. 1880;
Ядринцев Н.М. Об алтайских и черневых татарах. Спб., 1881;
Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. Спб., 1891.
- Чулков М.Д. "Абевега русских суеверий" // Сказания о чудесах. Т.I. М., 1990. С. 189-210.
- Попов Г. Русская народно-бытовая медицина // Сказания о чудесах. Т.М., 1990. С.366-408.
- Даль В.И. О поверьях и суевериях русского народа. М., 1996.
- Максимов С. Нечистая сила. Неведомая сила. Кемерово, 1991. С.272-280.
- Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893.
- Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. I. Спб., 1890.
- Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989.
- Головачев П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902.
- Потканов С. О приросте инородческого населения Сибири: Статистический материал для освещения вопроса о вымирании первобытных племен. Спб., 1911.
- Сафьянова А.В. Положение русской женщины в алтайской деревне до революции и ее роль в общественной жизни в годы советской власти // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., 1969. С.77-85.
- Сафьянова А.В. Положение русской женщины в алтайской деревне до революции и ее роль в общественной жизни в годы советской власти // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. М., 1969. С. 80.
- Некоторые выводы, размышления и гипотезы опубликованы в следующих работах: Петряев А.П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины // Советская этнография, 1975. © 6. С. 156-159;
Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // Советская этнография, 1976. © 5. С.4-13 и др.
- Бромлей Ю.В. Указ. соч. С.10.
- Русские старожилы в Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973;
Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978;
Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1978;
Хозяйство и быт Западносибирских крестьян XVII-XX вв. М., 1979;
Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980 и др.
- Покровский Н.Н. Материалы по истории магических верований сибиряков в XVII-XVIII вв. // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1975. С.110-127.
- Островская Л.В. Мировоззренческие аспекты народной медицины русского крестьянского населения Сибири второй половины XIXв.// Из истории сибирского крестьянства XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1975. С,131-140.
- Островская Л.В. Указ. соч. С.132.
- Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX- начало XX вв.) // Новосибирск, 1973; Шатинова Н.Н. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981. С.71-78.
- Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск, 1988;
Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Человек и общество. Отв. ред. И.Н. Гемуев. Новосибирск, 1989.
- Миненко Б.Н. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма. Новосибирск, 1986;
Миненко Б.Н. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1991;
Миненко Б.Н. К истории русской народной медицины в Сибири в XVIII-XIX вв.// Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. Новосибирск, 1993.
- Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в составе России (Материалы по истории Горного Алтая в помощь учителю средней школы). Горно-Алтайск, 1991.
- Чанчибаева Л. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С.90-100 и др.
- История развития медицины и здравоохранения в России. Обзор документальных материалов. Сост. Р.Ю. Мацкина. Ред. Б.Д. Петров. М-Л., 1960;
Петров Б.Д. Итоги и задачи исследований по истории медицины // Материалы к истории медицины и здравоохранения Сибири. Томск, 1960. С.30;
Петров Б.Д. Важнейший аспект историко-медицинский исследований // Советское здравоохранение. 1966. ©3. С.3;
Социально-философские и мировозренческие проблемы здоровья человека. М., 1984;
Общественные науки и здравоохранение. М., 1987;
Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989 и др.
- Маадай-Кара (алтайский героический эпос). М., 1973;
Каташ С.С. Мифы, легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978;
Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985;
Ойротские народные сказки. Новосибирск, 1990 и др.
- Полное собрание сочинений ученых путешественников по России. Т.VI. Спб. 1824;
Н.М. Ядринцев. Положение переселенцев в Сибири. Томск,1881;
Н.М. Ядринцев. Сибирь как колония. Спб, 1882;
С.П. Швецов. Горный Алтай и его население. Т.I. Вып. I. Барнаул, 1890;
С.И. Гуляев. Этнографические очерки южной Сибири. М.,1902;
А.В. Анохин. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924;
А.В. Анохин Душа и ее свойства по представлению телеутов. Сб. МАЭ. Т.8.Л., 1928;
Путешествия русских послов в XVI-XVII вв. М-Л., 1954.
- Материалы по исследованию крестьянского инородческого хозяйства в Бийском уезде. Вып. I-III. Барнаул, 1897-1900;
Обзор Томской губернии за 1895 г. Томск, 1896;
Памятники сибирской истории XVIII в. Кн.1-2. Спб, 1882-1885;
Сибирские летописи. Изд. Археологической комиссии. 1907;
Борьба трудящихся Горного Алтая за установление Советской власти. Сб. статей и документов. Горно-Алтайск, 1957;
Культурное строительство на Алтае. Барнаул, 1978.
- Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984.
- Хранилищем этих материалов является Республиканский музей им. А.В. Анохина, районные музеи (с. Ело Онгудайского района).
- Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 гг. Горно-Алтайск, 1983;
Материалы по истории и археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1983;
Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул. Изд. АГУ, 1985;
Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1986.
- Народный лечебник. Рецепты исцеления. Тюмень: СП "Комета", 1991;
Степанова Н. Заговоры сибирской целительницы. М., 1995;
Панкеев И. Тайны русских суеверий. М., 1996;
Данников Н. и др. Советы целителей. М., 1997.
- Отчет Алтайской духовной миссии за 1887 год. Томск, 1888;
Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 год. Томск, 1896;
Отчет Алтайской духовной миссии за 1904 г. Томск, 1905;
Отчет Алтайской духовной миссии за 1910 год. Томск, 1911.
- Екеев Н.В. Этно-демографическая характеристика населения Алтая ХIХ - начала ХХ веков //Актуальные вопросы истории и культуры Саяно-Алтая. Материалы международной научной конференции. Горно-Алтайск. 21-23 сентября 1998 г. Вып.2. Горно-Алтайск, 1998. С.49.
- Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав Сибири, язык и род инородцев. Т.2 // Записки Русского Географического общества по отделению статистики. Т.ХI, вып. 2. С-Петербург, 1911;
Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. С-Петербург, 1991.
- Алтайско-Томская часть Сибири по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Томск, 1916;
Екеев Н.В. Указ.соч. с.51.
- ГАТО, ф.3, Оп.71, д.3;
ГАТО, ф.234, Оп.1, д.439, д.177, д.414;
Патканов С. Указ.соч. с.71-76;
Екеев Н.В. Указ.соч. с.51.
- Эдоков И.П. Коллективизация в Горном Алтае. Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1987 г., с.15-17.
- Для коренных народов Сибири медикаментозное лечение не всегда было необходимым и злободневным. Значительная часть болезней искоренялась с помощью народных традиционных методов. Поэтому и лекарства в национальные окраины высылались ограниченно.
- Сидоров П.М. На страже здоровья трудящихся // Под знаменем Октября. Горно-Алтайск, 1967. С.137.
- Михаил Александрович Иволгин работал в с.Улала /ныне г.Горно-Алтайск/ с 1899 по 1906 гг. после окончания Томского университета.
- Отчет Алтайского подотдела Западно-Сибирского отделения русского географического общества за 1903 г. Барнаул, 1904. С.13-16.
- Здравоохранение Сибири. 1922-1923 //Жизнь Сибири. 1923. Авг.-сент. С.207-209.
- Головачев П. Указ.соч. С.267.
- ЦХАФАК, ф.189, Оп.1, д.28, л.1-60.
- ЦХАФАК, ф.189, Оп.1, д.28. л.1-16.
- ЦХАФАК, ф.189, оп.1, д.28, л.55.
- ЦХАФАК, ф.189, оп.1, д.28, л.22.
- Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-культурные и экономические отношения (ХVII-ХIХ вв.) Горно-Алтайск, 1996. С.265.
- Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 год. Томск, 1996. С41.
- Федотов Н.П. История становления здравоохранения Сибири. Томск. 1975. С.76-78.
- Отчет Алтайской духовной миссии за 1887 год. Томск, 1888. С.54-55.
- Отчет Алтайской духовной миссии за 1910 год. Томск, 1911. С.14.
- Отчет Алтайской духовной миссии за 1904 г. Томск, 1905. С.17.
- Народное хозяйство Горно-Алтайской автономной области: Стат.сборник. Горно-Алтайск, 1967. С.132.
- Красная Ойротия. 1935. 10 июля.
- ГАРА, Ф. 44. Оп.I, Д. 27, Л. 4.
- Комсомол Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980. С.4.
- Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. Спб., 1891. С.146.
- Островских П. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края. С. 334-336.
- Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. С. 80.
- ГАРА, Ф.44, Оп. I, Д. 222, Л. 10.
- Швецов С.П. Горный Алтай и его население /Статотдел при Главном управлении Алтайского округа. Барнаул, 1900. С.71.
- Традиционные мировоззрения тюрков южной Сибири. Новосибирск, 1989. С.3-8.
- Традиционные мировоззрения тюрков южной Сибири. Новосибирск, 1989. С.15-29.
- Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С.97-139.
- Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С.100.
- Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975. С.З; Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. С.26-127.
- Алексеев Н.А. Указ. Соч.С.130-133.
- Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлению телеутов //СБ.МАЭАНСССР. Т.VIII. Л., 1929. С.253.
- Анохин А.В. Указ.соч. С.253-257.
- Анохин А.В. Указ.соч. С.261.
- Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884. С.276.
- Вербицкий В.И. Указ.соч. С.60.
- Ойротские народные сказки. Новосибирск, 1990. С.100..
- Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. М., 1985. С.45.
- Традиционное мировоззрение... С.70-71.
- Сатлаев Ф. Кумандинцы. Историко-этнографический очерк. Горно-Алтайск, 1974. С.161-162.
- Сатлаев Ф.А. Коча-кан - старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX-начале XX века: Сб.музея антропологии и этнографии. Т.XXVII. Л., 1971. C.130-141.
- Традиционное мировоззрение... . С.71.
- Голан А. Мифисимвол. Иерусалим. Гарбут. Москва. Русслит. 1994. С.118.
- Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сб.МАЭАНСССР. Т.6. 1927;
Тощакова Е.М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом // Учен. зап. ГАНИИИЯЛ. Вып.2. Горно-Алтайск, 1958;
Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. Новосибирск, 1973;
Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев. Новосибирск, 1978;
Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск, 1981;
Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. Статей. Л., 1988.
- Тощакова Е.М. Алтайская женщина... С.126.
- Как отмечает С.И. Вайнштейн, положение полусидя или на коленях, а не лежа, является древним обычаем, зафиксированным еще в XIII в. у монголов В. Рубиком. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. С. 296.
- Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб.статей. Л., 1988. С.182-185.
- Шатинова Н.И. Указ. соч. С.72; Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 172.
- Шатинова Н.И. Указ. соч. С.75-77.
- Каруновская Л.Э. Из алтайский верований и обрядов, связанных с ребенком. Сб. МАЭАНСССР. Т.6.Л., 1927. С.27.
- Ефимов А. Телеутская свадьба // В кн.: Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С.226-228. 230.
- Каруновская Л.Э. Указ. соч. С.28.
- Шатинова Н.И. Указ. соч. С. 71-76.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Л., 1948. С.267.
- Шатинова Н.И. Указ. соч. С. 76. Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 169.
- Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 168.
- Каруновская Л.Э. Указ. соч. С. 26.
- Дьяконова В.П. Указ. соч. С. 169.
- Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул: Статотдел при главном управлении Алтайского округа, 1900. С. 69.
- Швецов В.П. Указ. соч. С. 75-80.
- Анохин А.Н. Материалы по шаманству у алтайцев. С.5.
- Бедюров Б.Я. Алтайдын Алкыштары. Горно-Алтайск, 1985. С.18.
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. С.167-170;
Алексеев Н.А. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. С.71-100.
- Костров Н. Женщины у инородцев Томской губернии. Спб., 1859. С. 30-34.
- Костров Н. Указ.соч. С. 33.
- Благопожелания Шемдышевой Д.Н., с.Беш-Озек, 70 лет. Архив автора.
- Ядринцев Н. Об алтайцах и черневых татарах. Спб., 1881;
Легенды северного Алтая. Горно-Алтайск, 1994. С.3-22.
- Вербицкий В.И. Указ. соч. С. 89-100.
- Вербицкий В.И. Указ.соч. С. 89-100.
- Свиридов П. Полезные растения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978. С.7-11.
- Чалчикова Д.К., 87 лет, с.Шаргайта Архив автора.
- Ченкурекова Т.И., 70 лет, с.Барагаш Архив автора.
- Звезда Алтая. 20 авг .1992.
- Елекова К.Б., 1930 г. р. Архив автора.
- Матвеева К.С., 1928 г.р. Архив автора.
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1986. С. 66-67.
- Звезда Алтая. 1990. 20авг.
- Голан А. Миф и символ. Иерусалим. Гарбут. Москва. Русслит. 1994. С.76.
- Окладникова Е.А. Шаманские петроглифы Сибири // Этнография народов Сибири. Новосибирск. 1984. С. 131-135.
- Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов // Сб. МАЭАНСССР. Л., 1949. Т.10. С. 120;
Анохин А.В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сб. МАЭАНСССР. 1928. Т. VIII. С. 258;
Вербицкий В. Алтайские инородцы. М., 1893;
Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989;
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. 319 с.
- Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. С.130.
- Кроме шаманов посредниками между людьми и потусторонним миром были различные ясновидцы (коспокчи), предсказатели (ырымчы), гадатели. Ясновидцы могли видеть злых духов (кормос). Однако, как отмечают исследователи Н.А. Баскаков и Н.А. Яимова ни гадатели, ни ясновидцы не имели функций избавления человека от болезни. Для излечения необходимо было привлекать шамана.
См.подробнее: Баскаков Н.А., Яимова Н.А. Шаманские мистерии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1993. С.21.
- Майнагашев С.Д. Отчет о поездке к турецким племенам Минусинского и Алчинского уездов летом 1914г.
- Аза - злой дух. С этим значением зафиксировано данное слово у тувинцев и сагайцев.
- Составлено по: Дьяконова В.П. Некоторые этно-культурные параллели в шаманстве тюрко-язычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984. С. 34-35.
- Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ореального исследования). Новосибирск, 1994. С.82-83.
- Ойротская правда. 1927. 28 янв.
- Из рассказов историков Ф.А. Сатлаева, В.А. Кочеева.
- Подробно лечебное камлание изучено у ненцев и тувинцев.
Кенин-Ложан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шамана. Новосибирск, 1987.
- Анохин А.В. Указ.соч.С.88.
- Анохин А.В. Указ.соч. С.97.
- Анохин А.В. Указ.соч. С.97.
- Головачев П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902. С.137-138.
- Дьяконова В.П. Некоторые этно-культурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этно-культурные контакты народов Сибири. Ленинград, 1984. С.34-35.
- Душа.
- Каруновская Л.Э. Указ. соч. С.33.
- Анохин А.В. Указ.соч. С.8.
- Потканов С. Указ.соч. С. 168.
- Ядринцев Н.М. Указ.соч. С.149.
- Потканов С. Указ. соч. С.64.
|
|