Историография проблемы

Источники по изучению народной медицины в Горном Алтае.

Формирование здравоохранения в Горном Алтае на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Изучение истории народной медицины в Горном Алтае основано, прежде всего, на опубликованных и неопубликованных, главным образом архивных источниках. Отметим, что, восстанавливая историю народной медицины, мы в основном опирались на опубликованные источники. Дополнительное представление о теме дали собранные в ходе этнографических экспедиций и в частных коллекциях материалы. Конечно, характер и содержание их различны. Но использование их в комплексе, сравнивание и сопоставление данных позволили создать картину развития здравоохранения и народной медицины населения Горного Алтая на рубеже ХIХ-ХХ веков. Комплексный анализ источников позволил отметить несколько моментов.

Во-первых, подавляющее большинство средневековых письменных и других памятников связано с религиозной догматикой и тем самым лишь косвенно отражает основной фактор истории - бытие и деятельность человека.

Во-вторых, перед исследователем неизбежно встает проблема разноуровневости источников. Поэтому при изучении темы необходимо привлечение всего комплекса имеющихся источников, в котором выделяются следующие компоненты: материалы по мифологии Горного Алтая; фольклор (как алтайский, так и русский); этнографический и археологический материалы; народные лечебники и травники; отчеты алтайской духовной миссии; материалы по политической истории Горного Алтая.

При изучении здоровьесберегающей жизнедеятельности народов особым источником являются традиционные народные верования, обряды, обычаи. Это целостная система мировоззренческих представлений, норм поведения в быту, обществе, ритуальных действий, которые сопровождали все события, происходившие в социальных общностях людей - в их семейном, хозяйственном и общественном быту. В традиционных обрядах сосредоточены основные устои жизни народа, его насущные интересы и ценностные установки. Все это, так или иначе, отражает богатейший алтайский этнос и фольклор34. Что есть человек, как он связан с миром, природой, как он осознает себя, строит свою жизнь - эти вопросы являлись предметом не только алтайского фольклора, но и русского.

Актуальным и ценным для рассмотрения темы истории народной медицины является этнографический материал, включающий несколько комплексов. Первый. Значительная часть сведений и данных по этнографии народов Горного Алтая была собрана и частично опубликована собирателями и исследователями А.В. Анохиным, Г.А. Гуляевым, С.П. Швецовым, Н.М. Ядринцевым и др35. В их работах содержатся целые пласты не изученных и неосмысленных современными исследователями с позиции здоровьсберегающей деятельности, данных, в частности, по народной медицине, как-то: конкретные знания о лечении и предупреждении болезней, данные о способах и средствах народного врачевания и т.п.

Второй. Не теряют своей актуальности и различные "этнические" воспоминания, опубликованные в тематических сборниках36, газетах и журналах. Эти публикации отражают видение событий их непосредственными участниками, несут в себе особое мироощущение и настроение очевидцев лечебного камлания, поклонения источнику, бытового лечения и тп.. Среди подобных этноисточников нельзя не упомянуть рассказы и наблюдения о жизни народа алтайских писателей и поэтов. Описывая жизнь, они дают красочные и правдивые картины, в том числе касающиеся и проблем народной медицины.

Базовым источником по вопросам народной медицины и здоровьесберегающей жизнедеятельности являются конкретные историко-этнографичекие данные, собранные автором в Горном Алтае. Характеризуя этот комплекс источников, следует отметить, что сведения собранные от информаторов в конце ХХ столетия - остаток когда-то бытовавших преданий и традиций. Этот пласт культуры время стирает безвозвратно, подобные источники "ускользают" от исследователей. Вместе в исторической и этнографической литературе неоднократно отмечалось, что современные этнографические сведения содержат комплекс наслоений и влияний различных времен и народов.

Так, А. М. Сагалаев неоднократно в своих работах отмечал, что в традициях и верованиях алтайского народа прослеживаются тибетские и ламаистские параллели37, велико влияние русской культуры. Вместе с тем, исследователи Горного Алтая указывают на то, что "кочевническая культура складывалась на протяжении столетий", и в какой-то мере подвергалась изменениям, совершенствовалась, но сохраняла основные традиции ...". С учетом указанных замечаний можно активно использовать данные информаторов по проблемам народной медицины. В настоящей работе отражены сведения от знахарок, собранные в Шебалинском районе (с. Шебалино, с. Беш-Озек, с. Шаргайта) и в г. Горно-Алтайске Республики Алтай.

Специфическим этнографическим источником по восстановлению картины здоровьесберегающей деятельности продолжают оставаться, как сохранившиеся, так и описанные в научной литературе, предметы быта народов Горного Алтая. Обереги, приспособления для лечения, различных обрядов, детские люльки и т.п., открывают еще одну "материальную" грань народной медицины38. Близким к этноматериалам являются археологические источники. Как археологи по останкам восстанавливают картину жизни народа, так эти же материалы помогают уточнить отдельные аспекты деятельности этносов направленные на сохранение жизни и здоровья39.

Ценным источником для восстановления картины народной медицины в Горном Алтае являются создаваемые на протяжении многих веков народные травники и лечебники40. В них отражается не просто конкретная практика знахарства (способы и средства лечения), но и особое глубинное понимание природы, где человек не покоритель, а органическая часть целого.

Интересным источником являются материалы алтайской духовной миссии, хранящиеся в республиканском музее им. А.В. Анохина. Они дают представление о роли миссии в борьбе за здоровье алтайского народа, в распространении гигиенических знаний и традиций. Авторы не раз дают описание реальных событий рубежа XIX-XX вв., в том числе и бытующих традиций и обрядов41.

Историография проблемы

Источники по изучению народной медицины в Горном Алтае.

Формирование здравоохранения в Горном Алтае на рубеже ХIХ - ХХ веков.
Горно-Алтайский государственный университет
2003