Изучение истории народной медицины в Горном Алтае основано, прежде
всего, на опубликованных и неопубликованных, главным образом архивных
источниках. Отметим, что, восстанавливая историю народной медицины, мы
в основном опирались на опубликованные источники. Дополнительное
представление о теме дали собранные в ходе этнографических экспедиций
и в частных коллекциях материалы. Конечно, характер и содержание их
различны. Но использование их в комплексе, сравнивание и сопоставление
данных позволили создать картину развития здравоохранения и народной
медицины населения Горного Алтая на рубеже ХIХ-ХХ веков. Комплексный
анализ источников позволил отметить несколько моментов.
Во-первых, подавляющее большинство средневековых письменных и других
памятников связано с религиозной догматикой и тем самым лишь косвенно
отражает основной фактор истории - бытие и деятельность человека.
Во-вторых, перед исследователем неизбежно встает проблема
разноуровневости источников. Поэтому при изучении темы необходимо
привлечение всего комплекса имеющихся источников, в котором выделяются
следующие компоненты: материалы по мифологии Горного Алтая; фольклор
(как алтайский, так и русский); этнографический и археологический
материалы; народные лечебники и травники; отчеты алтайской духовной
миссии; материалы по политической истории Горного Алтая.
При изучении здоровьесберегающей жизнедеятельности народов особым
источником являются традиционные народные верования, обряды, обычаи.
Это целостная система мировоззренческих представлений, норм поведения
в быту, обществе, ритуальных действий, которые сопровождали все
события, происходившие в социальных общностях людей - в их семейном,
хозяйственном и общественном быту. В традиционных обрядах сосредоточены
основные устои жизни народа, его насущные интересы и ценностные
установки. Все это, так или иначе, отражает богатейший алтайский этнос
и фольклор34.
Что есть человек, как он связан с миром, природой, как он осознает
себя, строит свою жизнь - эти вопросы являлись предметом не только
алтайского фольклора, но и русского.
Актуальным и ценным для рассмотрения темы истории народной медицины
является этнографический материал, включающий несколько комплексов.
Первый. Значительная часть сведений и данных по этнографии народов
Горного Алтая была собрана и частично опубликована собирателями и
исследователями А.В. Анохиным, Г.А. Гуляевым, С.П. Швецовым, Н.М.
Ядринцевым и др35. В их работах содержатся целые пласты не изученных
и неосмысленных современными исследователями с позиции
здоровьсберегающей деятельности, данных, в частности, по народной
медицине, как-то: конкретные знания о лечении и предупреждении
болезней, данные о способах и средствах народного врачевания и т.п.
Второй. Не теряют своей актуальности и различные "этнические"
воспоминания, опубликованные в тематических сборниках36, газетах
и журналах. Эти публикации отражают видение событий их непосредственными
участниками, несут в себе особое мироощущение и настроение очевидцев
лечебного камлания, поклонения источнику, бытового лечения и тп..
Среди подобных этноисточников нельзя не упомянуть рассказы и наблюдения
о жизни народа алтайских писателей и поэтов. Описывая жизнь, они дают
красочные и правдивые картины, в том числе касающиеся и проблем
народной медицины.
Базовым источником по вопросам народной медицины и здоровьесберегающей
жизнедеятельности являются конкретные историко-этнографичекие данные,
собранные автором в Горном Алтае. Характеризуя этот комплекс
источников, следует отметить, что сведения собранные от информаторов в
конце ХХ столетия - остаток когда-то бытовавших преданий и традиций.
Этот пласт культуры время стирает безвозвратно, подобные источники
"ускользают" от исследователей. Вместе в исторической и этнографической
литературе неоднократно отмечалось, что современные этнографические
сведения содержат комплекс наслоений и влияний различных времен и
народов.
Так, А. М. Сагалаев неоднократно в своих работах отмечал, что в
традициях и верованиях алтайского народа прослеживаются тибетские и
ламаистские параллели37,
велико влияние русской культуры. Вместе с тем, исследователи Горного
Алтая указывают на то, что "кочевническая культура складывалась на
протяжении столетий", и в какой-то мере подвергалась изменениям,
совершенствовалась, но сохраняла основные традиции ...". С учетом
указанных замечаний можно активно использовать данные информаторов
по проблемам народной медицины. В настоящей работе отражены сведения
от знахарок, собранные в Шебалинском районе (с. Шебалино, с. Беш-Озек,
с. Шаргайта) и в г. Горно-Алтайске Республики Алтай.
Специфическим этнографическим источником по восстановлению картины
здоровьесберегающей деятельности продолжают оставаться, как
сохранившиеся, так и описанные в научной литературе, предметы быта
народов Горного Алтая. Обереги, приспособления для лечения, различных
обрядов, детские люльки и т.п., открывают еще одну "материальную" грань
народной медицины38.
Близким к этноматериалам являются археологические источники. Как
археологи по останкам восстанавливают картину жизни народа, так эти же
материалы помогают уточнить отдельные аспекты деятельности этносов
направленные на сохранение жизни и здоровья39.
Ценным источником для восстановления картины народной медицины в Горном
Алтае являются создаваемые на протяжении многих веков народные травники
и лечебники40.
В них отражается не просто конкретная практика знахарства (способы и
средства лечения), но и особое глубинное понимание природы, где человек
не покоритель, а органическая часть целого.
Интересным источником являются материалы алтайской духовной миссии,
хранящиеся в республиканском музее им. А.В. Анохина. Они дают
представление о роли миссии в борьбе за здоровье алтайского народа,
в распространении гигиенических знаний и традиций. Авторы не раз дают
описание реальных событий рубежа XIX-XX вв., в том числе и бытующих
традиций и обрядов41.
|
|