8.4. Олигополия

 

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует неболь-шое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает су-щественную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Например, в США на долю четырех компаний приходится 92% выпуска всех автомо-билей. Олигополия характерна для многих отраслей промыш-ленности в России. Так, легковые автомобили производятся пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш). Ча-сто те или иные фирмы, являются олигополистами на местном рынке (например, магазины, рестораны, зрелищные предприятия).

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприбо-ры, табачные изделия).

Характерной особенностью олигополистической структу-ры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конку-рентов, т. е. все производители, выступающие на олигополи-стическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсут-ствуют), при совершенной и монополистической конкурен-ции - также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Для этого рынка характерно такое явление как <ценовые войны>. Это последовательное снижение цены фирмами олигополистами, в надежде получить конкурентное преимущество на рынке. Обычно в <войну цен> между собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать.

Олигополистические цены являются жесткими (негибкими), меняются очень редко, реже, чем при других моделях рынка. Причем, фирмы меняют цены все вместе, наблюдается тенденция к согласованным действиям и тайному сговору при ценообразовании. Негибкость цен объясняется реакцией конкурентов на любое изменение цены. Если фирма понижает цены, то конкуренты поступают также, чтобы препятствовать оттоку покупателей. При повышении фирмой цены конкуренты перехватывают покупателей данной фирмы, чтобы захватить долю ее бизнеса на рынке. Поэтому любые изменения цены фирмой может принести мало выгоды, а то и привести к потерям.

В результате фирмы приходят к непосредственному или молчаливому тайному соглашению по поводу определения цены, распределения рынков с целью ограничения конкуренции. Соглашение может принимать разные формы. Сговор может быть не только письменным, но и молчаливым, непрямым. Это происходит, когда лидирующая фирма меняет цену, а другие следуют за ней.

Говоря о совершенной конкуренции и монополии, мы указывали лишь на два ограничения, действующих при установлении цен - предельные издержки и объем спроса на продукцию. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное огра-ничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Рассмотрим некоторые из вариан-тов рыночного поведения фирм-олигополистов.

1. Картели. В отличие от совершенной и монополистической конкуренции, когда сговор между конкурентами практи-чески невозможен из-за их большого числа, олигополисты часто вступают в сговор по поводу установления цен и объемов продаж. Благодаря этому достигается увеличение прибыли и сокращение риска. Сговор может быть как тай-ным, так и легальным. Существу-ет много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).

2. Лидерство в ценах. Оно имеет место, когда все фирмы отрасли, устанавливая цены на продукцию, следуют за цено-вым лидером, в остальном проводя самостоятельную полити-ку.

3. Неценовая конкуренция. К разновидностям неценовой конкурен-ции относится, прежде всего, обновление выпускаемой про-дукции. Обычно выигрывает та фирма, которая раньше дру-гих создает и поставляет на рынок новые виды товаров и услуг. Потребитель часто предпочитает покупать не самую дешевую, а наиболее высо-кокачественную продукцию, добиваясь тем самым меньших затрат на единицу потребительского эффекта. В неценовой конкуренции большое место отводится рекламе. В некоторых случаях имеет место искусственная дифференциация продук-ции, когда чисто внешние изменения (например, дизайн) выдаются за существенные