РАЗДЕЛ II . ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

ГЛАВА 6. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 


6.1. Спрос. Изменение спроса

 

Зачастую люди говорят о необходимости что-то получить или купить. Но не всякая потребность удовлетворяется, то есть действительно приводит к приобретению необходимого товара. Потребность становится спросом после того, как покупатель, учитывая множество факторов, принимает решение о покупке. Например, одним из важнейших факторов является альтернативная стоимость приобретаемого товара. То есть покупатель анализирует полезность тех благ, которыми он вынужден пожертвовать при приобретении выбранного товара. Кроме этого при покупке учитываются наличие товаров-субститутов. Товары-субституты - это заменители какого-либо блага. Почти у каждого блага есть заменители. Например, уголь можно заменить дровами, масло маргарином, для получения электрической энергии можно использовать тепловую, атомную, солнечную энергии и гидроэнергию. В таблице 6.1. приведены примеры анализ необходимости приобретения некоторых благ.

Разумный выбор между субститутами требует сопоставления затрат и дополнительных выгод. В результате выбора выявляется степень настоятельности потребности в благе. Готовность же людей удовлетворить имеющуюся потребность и заплатить определенную цену проявляется в понятии спроса.

Спрос - желание и возможность приобретать товары, исчисляемое, как правило, за определенный промежуток времени. Под спросом всегда подразумевается платежеспособный спрос. Спрос отражает поведение потенциальных (возможных) и фактических покупателей товара.

 

Таблица 6.1.

Анализ потребности в приобретении некоторых благ

Примеры высказанных потребностей

Затраты на приобретение благ

Заменители блага

Ожидаемые дополнительные затраты и выгоды в сравнении с субститутами

1. Для обеспечения пожарной безопасности требуется, чтобы в каждой квартире было по два выхода

Второй выход потребует за траты на устройство второй лестницы, ее освещение, дополнительную охрану от взломщиков

Огнетушители, автоматическая система пожаротушения

При сравнении расходов на устройство второго выхода с расходами на приобретение огнетушителей или автоматической системы пожаротушения выявляется, что при- обретение заменителей более выгодно

2.Нам нужен новый автомобиль

Придется пожертвовать поездкой в очередной отпуск, новой одеждой, походами в кино и т.д.

Капитальный ремонт старого автомобиля

 

 

Выгоднее приобрести новый автомобиль, кроме этого при наших доходах и положении в обществе старый автомобиль

не престижен

Спрос одного покупателя называется  индивидуальным, а спрос группы покупателей данного товара называется  рыночным спросом на этот товар. Пример индивидуального и рыночного спроса продемонстрирован в таблице 6.2.

Таблица 6.2.

Цена молока, руб./литр

Величина спроса каждого покупателя, л.

Величина рыночного спроса, литр

1-й покупатель

2-й покупатель

3-й покупатель

5

13

11

6

30

4

19

15

9

49

3

25

20

15

60

2

35

25

20

80

1

50

30

30

110

Следует различать понятия "спроса" и "величина спроса". Величиной спроса (объемом спроса)  называется количество благ, которые покупатель желает и готов приобрести по определенной цене за некоторый период времени. То есть понятие величина спроса предполагает связь между конкретной ценой и определенным количеством товара. Так, например, 1-й покупатель согласен приобрести 13 литров молока по цене 5 рублей. Здесь величиной спроса выступает 13 литров . У 2-го покупателя при этой же цене величина спроса равна 11 литров .

Связь между ценой и объемом спроса носит закономерный характер: чем выше цена, тем меньше объем спроса (и наоборот). Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса . Графическое изображение закона спроса называется кривая спроса .

По данным таблицы 6.2. построим кривую спроса D (см. рис. 6.1.). По горизонтальной оси (ось абсцисс) откладывается объем спроса, который обозначается буквой Q, а по вертикальной (ось ординат) - цена товара, обозначаемая буквой Р.

 

Отрицательный наклон кривой спроса обусловлен:

А) законом убывающей предельной полезности;

Б) эффектом дохода и эффектом замещения.

Согласно закону убывающей предельной полезности, чем большее количество блага потребляет человек, тем меньше предельной полезности приносит каждая дополнительная единица блага. Таким образом, по мере увеличения количества приобретаемых благ и снижения предельной полезности, покупатель согласится купить дополнительное количество только при более низкой цене.

Эффект дохода означает, что покупатель при более низкой цене может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от покупки других товаров.

Эффект замещения выражается в том, что если цена на данный товар падает, то покупатель готов заменить им аналогичные товары (субституты), которые при этом относительно подорожают, при этом полезность приобретаемых благ не изменяется.

Эффект дохода и замещения проявляются как при снижении цены так и при ее возрастании, и всегда действуют одновременно.

Следует различать изменения величины спроса и изменения самого спроса. Когда говорят об изменении величины спроса, то имеют в виду, что сама зависимость между количеством покупаемых благ и ценами остается неизменной. То есть, изменение происходит вдоль кривой спроса путем передвижения точки на кривой. Изменение самого спроса - более сложное явление. Оно означает, что при одних и тех же уровнях цен величина спроса уменьшается или увеличивается, иначе говоря, изменяется зависимость между ценой и величиной спроса.

Например, после изменения спроса, величина спроса 1-го покупателя может измениться и выглядеть так, как показано в таблице 6.3.

 

Таблица 6.3.

Изменившаяся зависимость между ценой и величиной спроса у 1-го покупателя

Цена молока, руб./литр

5

4

3

2

1

Величина спроса, литр

10

16

22

32

47

 

Таким образом, необходимо различать факторы изменения величины спроса и самого спроса. Величина спроса меняет свое значение под воздействием единственного фактора - цены товара. А спрос подвергается изменению благодаря нескольким факторам, называемым неценовыми факторами спроса.

Графически изменение спроса выражается в перемещении точки вдоль кривой спроса, а изменение спроса в сдвиге кривой спроса.

"

 

Что может стать причиной изменения спроса при неизменном уровне цен? Причинами изменения спроса могут быть различные биологические и психологические процессы, проходящие как непосредственное у покупателей, так и в окружающей их среде, общественные отношения и экономические переменные, такие как доходы покупателей, качество и количество заменителей и цены на них и т.д.

Американский экономист Пол Хейне в книге "Экономический образ мышления" (Пол Хейне. Экономический образ мышления. - М.: Изд-во Новости, 1991. - С. 46-50) рассматривает примеры того, как различные факторы могут повлиять на изменение спроса на товары. Так, снижение цены на чай может привести к изменению поведения потребителей в отношении потребления кофе. Некоторые из потребителей предпочтут чай, нежели кофе. В результате происходит уменьшение спроса на кофе и, соответственно, цены на него. Другой пример связан с изменением спроса на велосипеды. В определенный период времени спрос на велосипеды может увеличиться вследствие сочетания трех факторов: возросших доходов населения, обеспокоенностью состоянием окружающей среды и возобновлением интереса к упражнениям на свежем воздухе. Количество покупателей велосипедов увеличилось, они были готовы покупать велосипеды по более высокой цене, чем прежде.

Неценовые факторы изменения спроса при всем их многообразии распределяются на пять групп:

1) вкусы или предпочтения покупателей;

2) число потребителей на рынке;

3) денежные доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары;

5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

1. Изменения во вкусах и предпочтениях под влиянием рекламы, моды или появления новых продуктов могут быть для одних товаров благоприятными, а для других неблагоприятными. Благоприятные изменения во вкусах увеличивают спрос на товар, неблагоприятные перемены в предпочтениях уменьшают спрос. Сами вкусы и предпочтения определяются возрастом, полом, социальным положением человека и другими факторами.

2. Число потребителей товара может увеличиваться или сокращаться за счет изменения демографической ситуации (увеличения или снижения рождаемости, смертности, миграции населения, увеличения продолжительности жизни людей), расширения возможностей транспортировки товаров (появление новых авиалиний, строительство железных дорог, наладка спутниковой связи), установление или снижение торговых барьеров между государствами. Увеличение числа потребителей повышает спрос на товары, сокращение числа потребителей уменьшает спрос.

3. Уровень доходов потребителей по-разному сказывается на спросе по отдельным товарам. Для большинства товаров характерно прямое изменение спроса вследствие изменения доходов: чем выше доход покупателя, тем больше спрос на товар. Такие товары называют товарами высшей категории или нормальными товарами. Но для некоторых товаров происходит противоположное изменение - уменьшение дохода увеличивает спрос на эти товары, которые называются товарами низшей категории или инфериорными. К таким товарам относятся низкосортные продукты питания, подержанные автомобили, ношенная одежда.

4. Сопряженные товары - это сопутствующие товары (комплименты) или заменители (субституты). Сопутствующие товары взаимодополняют друг друга и поэтому спрос на них предъявляется одновременно. Например, если цена на бензин повышается, то спрос на него снижается, следовательно, будет снижаться и спрос на автомобили. То есть, между ценой на товар и спросом на сопряженный товар существует обратная связь. Что касается заменителей, то снижение цены на один из взаимозаменяемых товаров увеличивает спрос на другой товар, и наоборот. Например, увеличение цены на сливочное масло снижает спрос на масло и увеличивает спрос на маргарин.

5. Ожидания потребителей роста цен на товар приводит к стремлению покупать товары впрок по более низким ценам, чем ожидаемые. Спрос в текущем периоде начинает расти. И наоборот, если ожидается снижение цен на товар в ближайшем будущем, покупатель может отложить покупку товара до снижения цены, таким образом, снижая спрос в текущем периоде. Предположение, что в скором времени возможно увеличение дохода покупателя (повышение заработной платы, пенсии, премия, дивиденды или проценты по ценным бумагам) приводит к увеличению спроса на товары, как правило, покупаемые в кредит.

Различие между величиной спроса и спросом приводятся в сводной таблице 6.4.

 

Таблица 6.4.