1.3. Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической теории

 

Люди всегда должны выбирать, куда направить имеющиеся ресурсы, как их распределить. Поэтому экономическую теорию, которая изучает деятельность людей в условиях редкости ресурсов, еще называют теорией выборов людей, использующих ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний и потребностей. Основными видами экономических выборов являются ответы на следующие вопросы:

1. Какие товары следует производить?

2. Как их следует производить?

3. Кто и какую работу должен выполнять?

4. Для кого предназначены результаты этой работы?

Таким образом, предметом экономической теории являются проблемы использования ограниченных экономических ресурсов в процессе производства экономических благ, их распределения и обмена в целях максимального удовлетворения потребностей человека.

Первый вопрос: какие товары следует производить? Эта проблема возникает вследствие ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Какие потребности следует удовлетворить в первую очередь? Какие во вторую? Так же этот вопрос возникает потому что из имеющихся ресурсов можно производить различные виды продуктов. На этот вопрос можно ответить при помощи границы производственных возможностей, которая показывает, что и в каком количество можно производить, обладая определенным количеством ресурсов. Кроме этого на этот вопрос можно ответить исследуя потребительские предпочтения.

Второй вопрос: как следует производить товары? Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Поэтому при ответе на вопрос "как производить" экономисты используют понятие технологии. С точки зрения экономической теории, технология ? это различные способы сочетания факторов производства для выпуска какого либо продукта

Новые способы использования ресурсов включают в себя новые технологии, новые формы организации труда, новые пути удовлетворения потребностей в результате развития предпринимательства.

Третий вопрос: кто и какую работу должен выполнять?

Этот вопрос связан с общественным разделением труда, которое в свою очередь обусловливает кооперацию труда.

Разделением труда называется специализация людей на выполнении какой-либо одной операции или на изготовлении одного продукта труда. Разделение труда может быть обусловлено природными возможностями человека - это естественное разделение труда. Например, разделение труда между женщинами и мужчинами, между детьми и взрослыми.

Развитие производительных сил вызвало необходимость в общественном разделении труда внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества представляет собой систему отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта. Разделение труда внутри предприятия идет по цехам, рабочим местам, между рабочими и инженерно-техническими работниками, управляющим звеном.

Под кооперацией труда понимается такая деятельность людей, когда в одних и тех же или связанных между собой процессах труда участвует много людей. Существует прямая связь между уровнем специализации и кооперации. Чем более специализировано производство, тем выше степень кооперации труда. Кооперация труда характеризуется тремя факторами. Это совместная работа, обучение в процессе деятельности, выявление и применение сравнительного преимущества.

Под сравнительным преимуществом понимается способность выполнять работу с относительно меньшей альтернативной стоимостью.

Например, Елена и Маша подрядились шить носовые платки. Елена быстрее кроит материал по сравнению с Машей. Зато Маша меньше времени затрачивает на обработку скроенного материала на швейной машине. За один и тот же период времени Елена может скроить 50 платков, то Маша только 30. За то же время Елена может обработать на машине лишь 10 платков, а Маша 20.

То есть альтернативная стоимость кройки платков у Елены меньше, чем у Маши. Следовательно, Елена обладает сравнительным преимуществом по отношению к Маше в крое. Зато у Маши меньшая альтернативная стоимость при обработке платков на машине: если она будет шить, то не скроит 20 платков, если Елена будет шить - не будет скроено 50 платков (см. табл.2).

Таблица 2.1.

Сравнительные преимущества в выполнении работы

Выполняемая работа

Количество

Альтернативная работа

Количество

Елена кроит платки

50

Елена обрабатывает платки на машине

10

Маша кроит платки

30

Маша обрабатывает платки на машине

20

То есть, Маша обладает сравнительным преимуществом в швейной обработке. В соответствие с принципом сравнительного преимущества Елена должна в основном кроить, а Маша - шить. Тогда общие затраты рабочего времени у них будут минимальными и при такой кооперации труда они сделают наибольшее количество носовых платков.

4. Четвертый вопрос: для кого производить товары? Иначе говоря, как должна распределяться произведенная продукция между членами общества? Принципы распределения могут строиться с двух позиций: с позиции эффективности распределения и с позиции справедливости распределения.

Эффективность в распределении продуктов труда - это такая ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующих количеств благ удовлетворить желание одного человека, не нанося ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Эффективность в распределении существующих благ может быть улучшена путем обмена продуктами труда, то есть в результате действия рыночного механизма спроса и предложения. До тех пор пока обмен существующих благ позволяет более полно удовлетворять желания одних людей, не нанося ущерба удовлетворению желаний других людей, эффективность в распределении может быть улучшена.

Но не всегда эффективное распределение благ может считаться справедливым. К справедливости в распределении существует несколько подходов. Одни люди рассматривает справедливость как равенство в получении каких-то благ. Равенство в распределении основывается на том, что все люди принадлежат к человеческой цивилизации и в этом отношении они все равны.

Выдвигается несколько вариантов распределения, основанных на принципе равенства.

1. Весь доход и богатство общества должны распределяться поровну. Этот принцип распределения осуществлялся в первобытной общине, когда продуктов труда не хватало и, чтобы выжить, они распределялись поровну.

2. Каждый человек должен иметь право на минимально необходимый уровень доходов, а излишек сверх этого уровня должен распределяться по другим стандартам.

3. Определенные блага (например, пища, услуги здравоохранения, образования, жилища) должны распределяться поровну, а остальные нет.

Другой подход к справедливости распределения основывается на представлении, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Так, в социалистическом обществе считается справедливым механизм, основанный на принципе распределения по труду. При этом механизме распределения создаваемые общественные фонды потребления давали возможность всем членам общества получать бесплатные услуги здравоохранения, образования, культуры, все же остальные блага в основном должны были распределяться через систему заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В рыночной экономики справедливым считается механизм распределения, основанный на охране права частной собственности.