12.3. Инфляция

 

Инфляция - повышение общего уровня цен, в результате чего покупательная способность денег сокращается. Инфляция измеряется с помощью индекса цен (см. стр. 158).

Темп инфляции (скорость) для любого года можно вычис-лить следующим образом: вычесть индекс цен 2002 г. из индекса 2003 г., разделить эту разницу на индекс этого года (2003 г.), а затем, с тем, чтобы выразить полученный результат в процентах, умножить его на 100. Например, в 2003 г. индекс цен на потреби-тельские товары был равен 30, а в 2002 г. - 45. Следовательно, уровень инфляции для 2003 г. вы-числяется следующим образом:

        45-30

Темп инфляции = -----х 100 = 50%.

        30

Так называемое <правило 70> дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро подсчитать число лет, необ-ходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Например, при ежегодных темпах инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 (70/3) года. При 8%-ной инфляции уровень цен удвоится приблизительно через 9 (70/8) лет. <Правило 70> применятся достаточно широко. Например, с его помощью можно вычислить, сколько потребуется времени для того, чтобы реальный ВВП или ваши личные сбережения удвоились.

Экономисты различают два основных типа инфляции по причинам ее возникновения - инфляция спроса и инфляция, вызванная нарушениями в механизме предложения.

Инфляция спроса. Инфляционный спрос возникает тогда, когда слишком много денег находится в обращении по сравнению со стоимостью продаваемых товаров и услуг. Соотношение между совокупным спросом с одной стороны и объемом производства, занятостью и уровнем цен с другой, можно рассмотреть на графике долгосрочного макроэкономического равновесия.

Как уже отмечалось в главе 11, вертикальный отрезок совокупного предложения соответствует экономической ситуации с полной занятостью и с максимально возможным при этом объемом национального производства (потенциальный уровень). На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения уровень общих расходов (совокупный спрос) значительно отстает от своего максимального значения. При возрастании величины совокупного спроса уровень безработицы постепенно снижается, так как увеличиваются объемы производства. Пока объемы производства значительно ниже потенциального ВНП издержки производства могут находиться на неизменном уровне, в связи с тем, что предприятия используют имеющиеся у них запасы ресурсов, купленные или произведенные ранее при прежнем уровне цен. В условиях циклической безработицы и наемные работники готовы устроиться на работу при установившемся невысоком уровне зарплаты.

Совокупный спрос продолжает расти и соответственно должно нарастать совокупное предложение. Промежуточный участок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда производственные запасы при росте объемов производства, приближающихся к потенциальному ВНП, начинают истощаться. Увеличивается спрос на ресурсы, и цены на них начинают соответственно возрастать. С наращиванием объемов производства увеличивается и занятость. Более полное использование рабочей силы (увеличение спроса на труд) вызывает рост заработной платы. Это совместно с ростом цен на другие ресурсы приводит к росту издержек производства, а значит и цен на производимую продукцию. Объемы совокупного предложения в этих условиях могут увеличиваться лишь при росте цен.

На классическом участке совокупного предложения, когда объем национального производства достигает максимума при полной занятости, совокупный спрос продолжает расти. Наращивание совокупного спроса при неизменном объеме совокупного предложения ведет к росту цен. Здесь наблюдается "чистая" инфляция, то есть инфляция спроса, когда реальный (физический) объем ВНП не меняется, а растет лишь номинальный ВНП.

Механизм инфляции спроса показан на рис. 12.2.

Инфляция спроса может иметь как внутренние для рынка источники, так и внерыночные источники. К внутренним источникам относятся факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение, и нарушающие равновесие на национальном рынке (см. главу 11). К внерыночным источникам можно отнести: официальное изменение стоимости национальной денежной единицы правительством; увеличение спроса на товары вследствие стихийных бедствий; увеличение денежной массы со стороны правительства для покрытия дефицита бюджета, не обеспеченное соответствующим ростом предложения товаров.

Инфляция предложения. Второй тип инфляции проявляется в тех ситуациях, когда совокупный спрос не превышает совокупного предложения. В этих случаях инфляция может быть вызвана: а) ростом издержек; б) снижением совокупного предложения.

Одним из факторов повышения издержек производства является рост заработной платы вследствие требований профсоюзов. Повышение заработной платы по требованию профсоюза не сопровождается соответствующим наращиванием объемов производства - за те же объемы работ начинают больше платить. Это соответственно приводит к росту средних издержек производства, и предприниматели вынуждены повышать цены на свою продукцию.

Издержки также могут расти при внезапном увеличении цен на энергоносители, сырье, материалы, транспортные перевозки.

На практике бывают трудно различить два типа инфляции, так как они тесно взаимосвязаны. Например, исследуя рост заработной платы, следует четко определять, насколько заработная плата выросла вследствие изменения спроса, и насколько вследствие повышения номинальной заработной платы.

По формам проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Открытая инфляция проявляется в росте цен, который может быть измерен с помощью индекса цен. Подавленная инфляция проявляется в дефиците товаров, когда цены остаются неизменными под жестким контролем государства.

В зависимости от темпов роста цен открытая инфляция может быть ползучей, галопирующей и гиперинфляцией. Ползучая инфляция может иметь уровень равный до 10%. Галопирующая инфляция - инфляция до 200% в год. Для гиперинфляции характерен рост цен на уровне 50 % за месяц, а за год он может составлять 1000 и более процентов (увеличивается в 10 и более раз).

Инфляция имеет следующие последствия.

1.Инфляция имеет тенденцию к ускорению, то есть срабатывают инфляционные ожидания. Ожидания роста цен в будущем заставляет рабочих требовать повышения заработной платы, а предпринимателей устанавливать более высокие цены на собственную продукцию.

2. Инфляция влияет на распределение дохода. Стремясь компенсировать рост цен, люди пытаются добиться повышения доходов. У одних групп людей имеется больше возможностей преуспеть в этом, а у других - меньше. В результате, те люди, доходы которых индексируются (автоматически регулируются) с ростом инфляции, могут избежать снижения реальных доходов, а у лиц с фиксированными доходами уровень жизни понижается.

3. При инфляции выигрывают те, которые берут в долг за счет дающих в долг.

4. Инфляция ведет к дефициту платежного баланса. Более быстрый темп роста цен внутри страны по сравнению со странами, покупающими экспортную продукцию или поставляющими импортную, приводит к тому, что экспортная продукция, став дороже, продается в меньшей степени, а внутри страны увеличиваются объемы покупок более дешевой импортной продукции. В результате страна начинает меньше продавать продуктов национального производства и больше покупать заграничных товаров.

5. Инфляция может стать галопирующей, когда цены начинают увеличиваться за год в два - три раза, и перерасти в гиперинфляцию, то есть выйти из-под контроля. Ее последствиями могут быть разрушение экономической системы общества, смена политической власти.