Тема 11. Международная торговля

 

План семинарского занятия

 

•  Место международной торговли в системе международных экономических отношений.

•  Теории международной торговли.

•  Динамика международной торговли, ее основные показатели.

 

Основные понятия: товар, экспорт, импорт, торговое сальдо, торгуемые товары, неторгуемые товары, абсолютное преимущество, сравнительное преимущество, фактороинтенсивность, факторонасыщенность, эффект масштаба, жизненный цикл товара, свобода торговли.

 

Практические задания

 

•  Предположим, что спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в США имеют следующую динамику:

 

Цена, долл.

5

10

15

20

Объем спроса, млн. шт.

5

4

3

2

Объем предложения, млн. шт.

2

3

4

5

 

Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в Японии имеют следующую динамику:

 

Цена, долл.

5

10

15

20

Объем спроса, млн. шт.

2,5

2,0

1,5

1,0

Объем предложения, млн. шт.

1

3

5

7

 

а) Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная взаимная торговля. Какова будет равновесная цена на радиоприемник?

б) Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну?

в) Каков будет объем экспорта?

г) Предположим, что импортер вводят импортную пошлину в размере 10 долл. на каждый радиоприемник. Что произойдет с объемом экспорта и импорта?

•  Кривая спроса на пшеницу Отечества выражается так: D = 100-20Р. А кривая предложения: S = 20+20Р. Какова будет цена пшеницы в отсутствие торговли. Теперь включим в условие Заграницу. Ее кривая спроса выражается формулой: D = 80-20Р, а кривая предложения имеет вид: S =40+20Р. Предположим, вступление двух стран в условиях свободной торговли при нулевых транспортных издержках. Изобразите равновесие в условиях свободной торговли. Какова мировая цена? Каким будет объем торговли?

•  Россия и Германия производят по два товара каждая - велосипеды и очки. В России общее количество труда, расходуемое на их производство, составляет 1000 часов, а в Германии - 1200. В России необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа - на каждые очки. В Германии и на велосипед, и на очки требуется по 3 часа.

а) Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Германии.

б) Подсчитайте выигрыш от торговли соответственно для России и Германии, если они обменяют 1 велосипед на одни очки.

в) Подсчитайте относительную цену велосипедов, выраженную через цену очков, в России и в Германии.

г) Изобразите графически расширение возможностей потребления и велосипедов и очков в России и в Германии в результате специализации.

•  Затраты рабочего времени в России и Германии на производство товаров А - D следующие:

 

Товары

Германия

Россия

А

1

12

В

2

18

С

4

24

Д

15

30

 

а) По каким товарам Германия имеет наибольшее и наименьшее абсолютное преимущество перед Россией?

б) Если немецкая зарплата в 8 раз выше российской, какие товары будут производиться в Германии, а какие - в России?

в) Покажите выгодность торговли для каждой из стран.

г) Как изменится торговля, если разница в зарплатах сократится до 6 раз?

•  Телевизоры требуют для производства 20 часов труда и 4 га земли и продаются за 60 долл. каждый. На производство 1 т риса требуется 1 час труда и 4 га земли, при этом 1 т риса можно продать за 40 долл.

а) Если в России 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а во Вьетнаме - 40 млн. работников и 50 млн. га земли, то в каком соотношении будет происходить торговля двумя товарами между Россией и Вьетнамом?

б) Почему специализация в реальной торговле может быть совершенно иной, чем следует из теории соотношения факторов производства?

 

Контрольные вопросы

 

•  В чем основные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами?

•  Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?

•  До какой степени равновесная цена на товар на мировом рынке может отличаться от равновесных цен на этот же товар в каждой из торгующих стран? Может ли внутренняя цена каждой из стран быть выше мировой равновесной цены?

•  В чем заключается смысл и в чем ограниченность меркантилистской теории внешней торговли?

•  Дайте определение закону абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется?

•  Дайте определение закону сравнительных преимуществ.

•  Как определяется соотношение цен при торговле в соответствии с законом сравнительных преимуществ? Какие существуют варианты соотношения относительных цен?

•  Что такое выигрыш от торговли? Как он определяется со стороны затрат труда и со стороны увеличения потребления?

•  Как определяется уровень относительных зарплат в соответствии с законом сравнительных преимуществ?

•  Какие допущения лежат в основе теории соотношения факторов производства?

•  Дайте определение фактороинтенсивности товаров и фактороизбыточности страны.

•  Сформулируйте теорему выравнивания цен на факторы производства Хекшера-Олина-Самуэльсона.

•  В чем сильные и слабые сторон

•  ы теории соотношения факторов производства.

•  В чем парадокс Леонтьева? Почему нельзя его считать полным опровержением теории соотношения факторов производства?