Тема I . Предмет и задачи курса <Мировая экономика>

 

План семинарского занятия

 

1. Понятие мирового хозяйства и мирового рынка.

2.Сущность и основные этапы формирования и развития мирового (всемирного) хозяйства.

3.Субъекты современного мирового хозяйства.

4.Международное разделение труда.

 

Основные понятия: мировое хозяйство, мировой рынок, промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, валовой мировой продукт, валовой внутренний продукт, система национальных счетов, национальный доход, международное разделение труда, мобильные и немобильные факторы производства, специальные факторы, общие факторы.

 

Практические задания

 

•  Развитие мировой экономики в эпоху империализма имело характер плавный, поступательный или скачкообразный? Каково ваше мнение?

•  Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия - землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкурентного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?

•  Иногда мировой экономикой считают только внешнеэкономические связи государств друг с другом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.

•  Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?

 

 

 

Контрольные вопросы

 

•  Существуют ли различия в понимании мирового хозяйства, каковы они ?

•  Раскройте основные черты мировой хозяйственной системы.

•  Различаются ли понятия <мировой рынок> и <мировое хозяйство>? Обоснуйте свою точку зрения.

•  Раскройте основные черты отдельных периодов развития мирового хозяйства, предварительно выделив их.

•  Проанализируйте основные концепции, которые объясняют развитие мирового хозяйства.

•  Назовите основные типы государств в мировой экономике.

•  Каковы причины разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами третьего мира и развитыми?

•  Каковы различия в подсчете ВМП на основе валютных курсов и характеров покупательной способности валют, почему они возникают?

•  Что такое экономическая интеграция? Каковы ее предпосылки и цели?

•  Каковы основные этапы интеграционного процесса, что в них общего и разного?

•  Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка.

•  Назовите основные этапы развития ЕС.

•  Каковы главные механизмы управления ЕС?

•  Что такое международное разделение труда, и частным случаем какого типа разделения труда оно является?

•  Объясните, как вы понимаете международное разделение таких факторов производства, как земля, капитал и технология.

•  Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе производства, как земля? Приведите аргументы за и против положительного ответа.