Практическое занятие 5

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕОРЕМОЙ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

  1. Аксиомы. Постулаты. Математические предложения. Утверждения. Примеры аксиом, математических предложений, математических утверждений.
  2. Назовите структурные элементы теоремы. Формы теорем (категоричная и условная). Приведите примеры.
  3. Какова взаимосвязь между прямой, обратной, противоположной, обратной противоположной теоремами. Необходимость и достаточность.
  4. Математические доказательства: содержательные (неформальные) и формальные доказательства. Оформление доказательств теорем.
  5. Метод доказательства от противного и его сущность.
  6. Основные этапы работы над теоремой.
  7. Логико-математический анализ теоремы.
Практические задания

1. Выполните логико-математический анализ утверждения: “Вертикальные углы равны”. В какой форме сформулировано утверждение? Сформулируйте утверждение в импликативной форме. Выделите разъяснительную часть. Выделите условие и заключение утверждения. Установите в зависимости от числа условий и заключений, является ли данное утверждение простым или сложным.Результаты анализа оформите в виде таблицы.

Таблица 1

 

Импликативная форма теоремы

Если ..............................................., то .........................…………...........

 

Структура

теоремы

Разъяснительная часть: ………............................

Условие: .................................………………...............

Заключение: ..............................………………............

 

Характеристика теоремы:

Теорема ............ , так как ..........................................................

 

 2. Разработайте карточки таблицы (с пропусками) для доказательства любой из теорем школьного курса геометрии (по усмотрению преподавателя).
3. Составьте план работы над теоремой: “Если внутренние накрест лежащие углы равны или сумма внутренних односторонних углов равна 180 0 , то прямые параллельны”. Разработайте методику ее доказательства и оформите доказательство в тетради.
4. Рассмотрите вопрос о способах доказательств геометрических теорем. Проиллюстрируйте примерами наиболее рациональные из них.
Замечание . Одним из таких способов является запись доказательства с помощью таблицы, в которой отражаются этапы доказательства. Замена текста многоточиями позволяет получить карточку, которая может быть использована при проведении самостоятельной работы. В этом случае, заполнив пропуски, количество которых дает возможность варьировать степень сложности, учащиеся должны восстановить “цепочку“ доказательства.
5. Докажите, что сумма углов треугольника равна 180 0 . Последовательность шагов доказательства оформите в таблицу 2.

Таблица 2

№ п/п

 

 

Утверждения

 

Обоснования

1

MN // AB

По построению

2

< 1 = < 6; < 3 = < 4

Углы с сонаправленными сторонами

3

< 5 = < 2

Вертикальные углы

4

< 4 + < 5 + < 6 = 180 0

< MCN - развернутый

5

< 1 + < 2 + < 3 = 180 0

Утверждения 2,3,4.

 

Таблица 3

№ п/п

Утверждения

Обоснования

1

 MN // AB

..................................................................

2

.....................................

Углы с сонаправленными сторонами

3

< 5 = < 2

..................................................................

4

.....................................

< MCN - развернутый

5

.....................................

Утверждения 2,3,4.

 

6. Составьте дидактический материал по закреплению теорем и раскройте методику работы с разрезными теоремами (на примере любой теоремы школьного курса математики.).

  Таблица 4

 

Теорема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Условие

Чертеж

 

Доказательство: ……………………………. . . . . . . . . . . . . . . . .

 

7. Установите взаимосвязь ложности и истинности разных видов теорем (на примере одной из теорем школьного курса математики) путем заполнения таблицы 5:

Таблица 5

№ п/п

Вид

Формулировка

Контрпример

1 или 0

Теорема (импликативная форма): . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

P = G

. . . . . . . . .

. . . . . . . . .

. . . . . . . . .

2

G = P

. . . . . . . . .

. . . . . . . . .

. . . . . . . . .


3

_     _
P = G


. . . . . . . . .


. . . . . . . . .


. . . . . . . . .


4

_     _
G = P


. . . . . . . . .


. . . . . . . . .


. . . . . . . . .