Практическое
занятие 5
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕОРЕМОЙ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
- Аксиомы.
Постулаты. Математические предложения. Утверждения. Примеры аксиом,
математических предложений, математических утверждений.
- Назовите
структурные элементы теоремы. Формы теорем (категоричная и условная).
Приведите примеры.
- Какова
взаимосвязь между прямой, обратной, противоположной, обратной противоположной
теоремами. Необходимость и достаточность.
- Математические
доказательства: содержательные (неформальные) и формальные доказательства.
Оформление доказательств теорем.
- Метод
доказательства от противного и его сущность.
- Основные
этапы работы над теоремой.
- Логико-математический
анализ теоремы.
Практические
задания
1.
Выполните логико-математический анализ утверждения: “Вертикальные углы
равны”. В какой форме сформулировано утверждение? Сформулируйте утверждение
в импликативной форме. Выделите разъяснительную часть. Выделите условие
и заключение утверждения. Установите в зависимости от числа условий
и заключений, является ли данное утверждение простым или сложным.Результаты
анализа оформите в виде таблицы.
Таблица
1
Импликативная
форма теоремы
Если
..............................................., то .........................…………...........
|
Структура
теоремы
|
Разъяснительная
часть: ………............................
Условие:
.................................………………...............
Заключение:
..............................………………............ |
Характеристика
теоремы:
Теорема
............ , так как ..........................................................
|
2.
Разработайте карточки таблицы (с пропусками) для доказательства любой
из теорем школьного курса геометрии (по усмотрению преподавателя).
3. Составьте план работы над теоремой: “Если внутренние накрест лежащие
углы равны или сумма внутренних односторонних углов равна 180 0 , то
прямые параллельны”. Разработайте методику ее доказательства и оформите
доказательство в тетради.
4. Рассмотрите вопрос о способах доказательств геометрических теорем.
Проиллюстрируйте примерами наиболее рациональные из них.
Замечание . Одним из таких способов является запись
доказательства с помощью таблицы, в которой отражаются этапы доказательства.
Замена текста многоточиями позволяет получить карточку, которая может
быть использована при проведении самостоятельной работы. В этом случае,
заполнив пропуски, количество которых дает возможность варьировать степень
сложности, учащиеся должны восстановить “цепочку“ доказательства.
5. Докажите, что сумма углов треугольника равна 180 0 . Последовательность
шагов доказательства оформите в таблицу 2.
Таблица
2
№
п/п
|
Утверждения
|
Обоснования
|
1
|
MN
// AB |
По
построению |
2
|
<
1 = < 6; < 3 = < 4 |
Углы
с сонаправленными сторонами |
3
|
<
5 = < 2 |
Вертикальные
углы |
4
|
<
4 + < 5 + < 6 = 180 0 |
<
MCN - развернутый |
5
|
<
1 + < 2 + < 3 = 180 0 |
Утверждения
2,3,4. |
Таблица
3
№
п/п |
Утверждения
|
Обоснования
|
1
|
MN
// AB |
..................................................................
|
2
|
.....................................
|
Углы
с сонаправленными сторонами |
3
|
<
5 = < 2 |
..................................................................
|
4
|
.....................................
|
<
MCN - развернутый |
5
|
.....................................
|
Утверждения
2,3,4. |
6.
Составьте дидактический материал по закреплению теорем и раскройте методику
работы с разрезными теоремами (на примере любой теоремы школьного курса
математики.).
Таблица 4
Теорема
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
|
Условие
|
Чертеж
|
Доказательство:
……………………………. . . . . . . . . . . . . . . . .
|
7.
Установите взаимосвязь ложности и истинности разных видов теорем (на
примере одной из теорем школьного курса математики) путем заполнения
таблицы 5:
Таблица
5
№
п/п |
Вид
|
Формулировка
|
Контрпример
|
1
или 0 |
Теорема
(импликативная форма): . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . |
1
|
P
= G |
.
. . . . . . . . |
.
. . . . . . . . |
.
. . . . . . . . |
2
|
G
= P |
.
. . . . . . . . |
.
. . . . . . . . |
.
. . . . . . . . |
3
|
_
_
P = G |
. . . . . . . . .
|
. . . . . . . . .
|
. . . . . . . . .
|
4
|
_
_
G = P |
. . . . . . . . .
|
. . . . . . . . .
|
. . . . . . . . .
|
|