7. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ

После сбора и изучения литературных источников, результатов передового педагогического опыта, опыта работы учителей школ республики, результатов педагогического эксперимента по теме курсовой или дипломной работы, студент приступает к написанию работы. Это самый сложный этап в работе над научно-исследовательской темой. Он требует от студента сосредоточенности, умения использовать все имеющиеся знания и умения, приобретенные при изучении рядя дисциплин. Изложение вопросов должно быть логичным, последовательным, аргументированным и доказательным. Не допускается произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены постраничными ссылками на источники. Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, тоже должны иметь ссылки на источники.

Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц. Текст может быть рукописным при условии четкого и аккуратного его написания. Объем дипломной работы обычно составляет от 60 до 100 страниц. Дипломную работу рекомендуется представлять в печатном виде. Оценка курсовой или дипломной работы никак не может зависеть от ее объема.

Титульный лист оформляется по определенному образцу. На нем указывается наименование вуза и выпускающей кафедры; специальность; тема дипломной работы. Ниже, с правой стороны, указывают вид работы (дипломная или курсовая); номер учебной группы; фамилию, имя, отчество исполнителя; ученые звания, ученые степени или должности, инициалы и фамилии руководителей работы и консультантов. После завершения научно-исследовательской работы студента руководитель и консультанты ставят подписи перед своими фамилиями. В самом низу указывается местонахождение (город), где выполнялась работа и год ее оформления.

 

Образец титульного листа

Министерство образования Российской Федерации
Горно-Алтайский госуниверситет
Кафедра алгебры, геометрии и МПМ



Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Тема: "АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ"

 

 

Работу выполнила: студентка 5 курса, 641

группы ФМФ
Пупкова Марина Николаевна __________

Научный руководитель: к. п. н., доцент
кафедры алгебры, геометрии и МПМ
Темербекова А.А. ____________________

Зав. кафедрой алгебры, геометрии и МПМ,
к. ф.-м. н., доцент __________ Деев М.Е.

" ____ " _____________________ 2003 г.
Оценка: ___________________________
Председатель ГАК: __________________

Горно-Алтайск
2003

Оглавление или содержание. За титульным листом следует оглавление или содержание. Содержание и оглавление являются путеводителями по научной работе студента. Они находятся в начале работы. В оглавлении следует наглядно выделить взаимную подчиненность заголовков и подзаголовков. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же словесной формулировке, в какой они приводятся в работе. Для каждого из разделов работы обязательно указываются страницы. Все разделы, кроме введения, заключения, списка литературы и приложения получают порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Каждую главу подразделяют на параграфы, номера которых должны состоять из двух арабских цифр, разделенных точкой: первая означает номер соответствующей главы, вторая - параграфа. Например: 1.3. Номера главы или параграфа указывают перед заголовком.

Если названия глав не раскрывают их содержания или во - вообще отсутствуют, то рекомендуется применять термин "оглавление":

Оглавление

Введение ............................................................... 3

I. Обзор литературы ........................................... 5
II. Методика .......................................................... 14
III. Результаты и выводы .................................. 34

Заключение ......................................................... 38
Литература .......................................................... 40
Приложения ......................................................... 42


Если же названия глав отражают существо излагаемой темы, то употребляют термин "содержание". Например:

Содержание


Введение ...................................................... 3


Глава I. Классификация методов активного обучения
математике .................................................. 5

Глава II. Способы активизации познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения
математике ................................................. 16

Глава III. Активизация работы учащихся при контроле
знаний по математике ............................. 24

Заключение ................................................ 45
Литература ................................................. 48
Приложения................................................. 50

Текст дипломной работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х 297 мм) через два интервала. Поля вокруг текста должны быть согласно ГОСТ 7.32.91: слева - не менее 35 мм, справа - поле шириной не менее 10. Вверху и внизу оставляют свободное поле по 20 мм. Поля слева оставляют для переплета. Поля справа - во избежание того, чтобы в строках не было неправильных переносов из-за не уместившихся частей слов. При таких полях каждая страница содержит 28-30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак.

Страницы должны быть пронумерованы. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа, цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего или нижнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не рекомендуется подчеркивать заголовки. Не допускается перенос частей слов в заголовке.

Абзацы начинаются с новой (красной) строки, их печатают с отступом, равным 1 см.

В соответствии с Инструкцией по подготовке дипломной работы в высших учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР, дипломная работа должна быть написана от руки разборчивым почерком или набрана и отпечатана на компьютере, формулы должны быть вписаны от руки или набраны и отпечатаны на компьютере с помощью Редактора формул.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной дипломником темы, ее цель, задачи, практическую значимость, объем фактических материалов, насколько они достаточны для выводов, количественную и качественную ценность собственных материалов. Помимо этого во введении излагают: где, в каких школах проходила педагогическая практика студента-дипломника с апробацией предложенных методик, моделей, систем.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические вопросы по данной теме, написанные с использованием литературных источников.

Первая глава обычно выполняется студентом до педагогической практики. Она служит теоретическим обоснованием дипломной работы.

Вторая глава, как правило посвящается анализу исследуемой проблемы в практике школьного образования, изучению опыта работы учителей школ республики по данной проблематике, анализу собственной деятельности по исследуемой проблеме. одержание второй главы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами.

Третья глава посвящается проведению педагогического эксперимента, обработке его результатов, формулированию выводов, выполнению заключения по дипломной работе.

Одно из главных требований, предъявляемых к дипломной работе - четкое и логичное изложение. Перед написанием каждой главы и параграфа должна быть поставлена совершенно конкретная цель, автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа. Заключение может быть построено как обсуждение результатов проведенного исследования. В заключении дают краткое обобщение всего изложенного в работе материала, подчеркивают основные вопросы, которыми занимался студент, оценивают результаты экспериментов.

Заключение помещается в конце работы и является объединением всех выводов, которыми заканчивается каждая глава. Выводы представляют собой сжатое изложение полученных автором результатов, вытекающих из содержания курсовой или дипломной работы. Выводы и предложения, вытекающие из исследования, выносятся на защиту перед Государственной аттестационной комиссией.

Литература. Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Эта работа - подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы - является одним из важнейших этапов работы студента-дипломника.

Литература по теме диплома может быть подобрана при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели предметных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники, периодические издания и т.д.

При выполнении дипломной работы целесообразно использовать монографии, учебные пособия, справочники, статьи в журналах "Математика в школе", "Педагогика", Приложения к "1 Сентября".

В процессе работы над дипломной работой могут быть использованы сборники научных статей, научных трудов, материалы научных конференций, симпозиумов, семинаров.

Работая с литературой над темой дипломной работы, студенту целесообразно вести записи обработки прочитанного им материала. Эти записи могут быть сделаны в виде выписок, конспектов, цитат.

Библиографическое описание - это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Библиографическое описание состоит из элементов, объединенных в области, которые приводятся в строго определенной последовательности и отделяются друг от друга условными разделительными знаками.

При описании документов в списке литературы применяют следующие виды описания:

1. Описание документа (книги, журнала и др.) в целом

Заголовок описания (фамилии и инициалы автора или авторов - одного, двух, трех); если авторов больше трех, то описание начинается с основного заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, как оно дано на титульном листе. К сведениям об авторстве можно отнести:

а) фамилии индивидуальных авторов, если их четыре, или трех авторов со словами "и др.", если их больше четырех;

б) наименование коллективного автора, приводимое в той же форме, что и в книге;

в) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книги (составителях, редакторах и др.).

Сведения о повторности издания (порядковый номер издания). Место издания (название города). Год издания. Порядковый номер выпуска или части. Количество страниц.

2. Описание составной части документа

При описании составной части документа (главы из книги, статьи из журналов или сборника, периодического издания) сначала приводят сведения о статье, а затем сведения об издании, в котором она опубликована. Элементы описания приводятся в следующем порядке: заголовок описания статьи (данные об авторе, авторах); основное заглавие статьи; сведения об авторстве (фамилии авторов, если их больше трех, или наименование коллектива авторов); сведения об издании, в котором помещена статья (например, если это журнал, то приводится наименование журнала без кавычек, год, номер (том, выпуск); страницы, на которых помещена статья.

Приведем несколько примеров правильного описания:

Атанасян Л.С., Базылев В.Т. Геометрия. В 2-х ч. - Ч. I.- Учеб. пособие для студентов физ.-мат. Фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.: ил.

Базылев В.Т., Дуничев К.И., Иваницкая В.П. Геометрия. Ч. I. - М.: Просвещение, 1974. - 351 с.: ил.

Задачник - практикум по геометрии / Б.И. Аргунов, И.В. Парнасский, О.Е. Парнасская, М.М. Цаленко. Под ред. О.А.Павлович. - Ч. II. МГЗПИ. - М.: Просвещение, 1978. - 93 с.: ил.

Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Наука, 1964. - 872 с.: ил.

Изаак Д.Ф. Поиски решения геометрической задачи // Математика в школе. - 1998. - No 6. - С. 30 - 34.

Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сб. статей / Под ред. В.Н. Федоровой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 3-40.

Список использованных источников литературы является органической частью учебно-исследовательской работы. Он помещается после основного текста курсовой, дипломной и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул. Список использованной литературы характеризует глубину и широту изучения темы.

Рекомендуется два варианта заглавия списка:

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Если в список включаются все документы, изученные студентом-дипломником по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают одним словом - ЛИТЕРАТУРА.

Если включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте, то выбирается заглавие - СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Алфавитное расположение литературы в списке является самым распространенным.

Приложения включают вспомогательный материал к основному содержанию курсовой или дипломной работы, который необходим для повышения наглядности излагаемых материалов и подтверждения отдельных выводов и предложений. К ним относятся таблицы цифровых данных, схемы, иллюстрации вспомогательного характера, не вошедшие в основной текст работы.

Дипломная работа сначала пишется на черновике на одной стороне листа с широкими полями слева, чтобы при необходимости можно было сделать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа.

После написания текста дипломной работы, нужно приступить к его редактированию. Редактирование следует проводить с перерывом в 2-3 дня, так как взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и пути улучшения содержания работы.

Дипломная работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложения следует аккуратно подшить в папку для дипломных работ или переплести.

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Если работа оформляется с помощью компьютера, то для выполнения формул используется Редактор формул. С его помощью можно выполнять самые разнообразные формулы. Для тех, кто производит набор текста дипломной работы на компьютере, не представляет труда выполнить разнообразные математические тексты, например:

После того, как рукопись переписана набело или отпечатана, сравнительно легко обнаружить ошибки, которые в черновике трудно заметить, поэтому законченную работу необходимо внимательно прочитать, проверить точность применения слов, правильность построения последовательность раскрытия темы. Одновременно с чтением текста необходимо проверять связь иллюстративного материала с текстом.

Необходимо соблюсти единообразие оформления таблиц от начала и до конца работы. Очень важно проверить, там ли где следует, помещены таблицы и выводы, связаны ли таблицы с текстом, нет ли в цифрах ошибок.

Тщательно проверяются формулы. В расшифровке (экспликации) непосредственно после формулы должны следовать условные обозначения.

После проверки принятых сокращений терминов, расположения приложения, указателя литературы и содержания (оглавления) рукопись аккуратно укладывается в папку, но не переплетается, и в таком виде представляется на рассмотрение научному руководителю. После того, как научный руководитель проверит работу и подпишет титульный лист, можно сдать рукопись в переплет.