6. СБОР И АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Успешный сбор практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал ему необходимо получить в результате работы над дипломной работой.
В процессе отбора материала и работы студента над ним у студента постепенно вырабатывается исследовательский и творческий подход к практике, к научно-исследовательской деятельности.
Приведем пример содержания и логической структуры понятий научно-исследовательской деятельности студента, который пишет дипломную работу методического характера.
Содержание и логическая структура основных понятий научно-исследовательской деятельности студента
"Задачи как средство контроля и оценки математических знаний и развития учащихся"
1. Проблемой исследования - является выявление возможных путей и средств повышения эффективности контроля математических знаний и развития школьников.
2. Гипотеза: Если применяемые в процессе контроля традиционные математические задачи подвергнуть специальной методической обработке, усиливающей их дидактическую значимость, то это позволит повысить эффективность контроля математических знаний, даст возможность на практике хотя бы частично осуществлять контроль за развитием учащихся, повысить качество обучения школьников в челом.
3. Объект исследования: процесс контроля математических знаний учащихся и развития учащихся.
4. Предмет исследования: методика контроля за процессом усвоения математических знаний, умений и развития школьников посредством решения задач (на примере обучения планиметрии).
5. Задачи исследования:
2) исследовать возможные пути совершенствования процесса контроля математических знаний и умственного развития учеников;
3) выявить роль, место и функции задач в системе контроля знаний и развития учащихся;
4) разработать научно обоснованную методическую систему контроля знаний и развития учащихся в процессе изучения геометрии в основной школе.
6. Цель исследования: Разработка методической системы контроля за усвоением математических знаний, за развитием учащихся в основной школе с помощью задач.
В зависимости от направления и конкретного содержания исследования его обоснование может строиться в разной последовательности.
В одних случаях может быть принят порядок, когда вслед за постановкой проблемы исследования указывается его цель, объект и предмет исследования, затем выдвигается рабочая гипотеза и в заключение ставятся задачи исследования. Схема приведенного порядка исследования такова:
Проблема=> Цель=> Объект=> Предмет=> Гипотеза=> Задачи
В других случаях удобнее придерживаться иной схемы:
Проблема=> Гипотеза=> Объект=> Предмет=> Задачи=> Цель
В том и другом случаях, также в зависимости от конкретного содержания исследования, введение гипотезы в его обоснование не является обязательным требованием.
Постановка гипотезы может оказаться ненужной, а иногда и совсем невозможной. Так, например, если в исследовании ставится задача определить сравнительную эффективность двух или более вариантов обучения. Здесь гипотеза не нужна, так как заранее высказать предположение о преимуществах того или иного из проверяемых педагогических воздействий не представляется возможным.
В процессе обработки полученных данных используются такие методы научного познания, как анализ и синтез.
Анализ - логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучения каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.
Синтез - объединение результатов для формирования (проектирования) целого.
При обработке практических материалов следует использовать современные методы математико-статистического анализа (средние величины, корреляционные оценки и т.д.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно-обоснованные выводы.
Анализ уровня образовательной подготовки учащихся и результативность введенных студентом-дипломником можно провести по разным критериям. Графическими выкладками можно показать результаты проведенного во время педагогической практики микроисследования студента. Например: анализ уровня образовательной подготовки школьников; уровень развития самостоятельной деятельности учащихся; охват дополнительным образованием и различными формами обучения по математике; уровень владения основами научной организации труда; уровень сформированности мотивации учебной деятельности и т. д.