5. ВЫБОР ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Вопросом первостепенной важности в самом начале научно-исследовательской работы студента является выбор темы исследования. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

Теме исследования должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных проблем и вопросов современного образования. При выборе темы дипломником предпочтительнее взять узкую тему, которую можно исследовать и разработать глубоко и серьезно. Недаром народная мудрость гласит: "Копни поглубже, найдешь погуще". В выборе темы дипломной работы, оценке ее актуальности и новизны, а также в определении границ будущей исследовательской работы важна своевременная помощь научного руководителя. Выбору темы дипломной работы могут способствовать также следующие приемы:

  1. Просмотр передового педагогического опыта по данной проблематике или по проблемам, близким к теме работы, опыта работы учителей школ республики, практики образовательной деятельности.
  2. Ознакомление с периодической печатью, учебно-методической литературой, учебными пособиями по теме исследования.
  3. Просмотр каталогов курсовых и дипломных работ, близких по тематике.
  4. Работа над старыми объектами при помощи новых методов, с новых позиций. Великий немецкий поэт и мыслитель И.В. Гёте говорил: "Все разумное давно передумано, надо только постараться подумать еще раз".
  5. Использование личного опыта, глубокий анализ и обобщение результатов, собранных на педагогических практиках, научно-практических конференциях и др.
  6. Консультации с преподавателями и учителями по проблеме исследования.

Основным критерием при выборе темы дипломной работы является научно-исследовательский и практический интерес студента. Студенты, которые на третьем курсе продолжительное время целеустремленно и с интересом работали и отрабатывали материал по той или иной курсовой теме, выбирают, как правило, темы дипломных работ, близкие по содержанию к курсовым.

Тематика дипломных работ по МПМ (методике преподавания математике) разрабатывается и утверждается на заседании кафедры алгебры, геометрии и МПМ. При выборе темы дипломной работы следует также учесть место прохождения преддипломной педагогической практики. Например, тема "Углубленное изучение математики в старших классах" предполагает проведение экспериментальной работы в инновационных учебных заведениях или в школах, имеющих такие группы, классы учащихся.

Тема дипломной работы закрепляется за студентом по представлению кафедры, оформляется приказом ректора ГАГУ. После осознанного выбора темы исследования студент должен приступить к составлению плана дипломной работы.

План дипломной работы - это составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. Правильно построенный план работы играет важную роль в выполнении преддипломной практики. Он служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать учебный материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План курсовой или дипломной работы составляется студентом самостоятельно при согласовании с научным руководителем. В процессе работы над дипломной работой план может уточняться и корректироваться. Отдельные главы научно-исследовательской работы студента могут расширяться, вводиться новые параграфы, могут сокращаться или опускаться отдельные параграфы или пункты. По традиционной структуре дипломной работы в каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа. Схематично план дипломной работы можно представить следующим образом:

 

Введение

Глава I. ... ... ... ...

Глава II. ... ... ... ...

Глава III. ... ... ... ...

... ... ... ... ... ... ... ...

Заключение (выводы и предложения)

Литература

Приложения

Рассмотрим план дипломной работы специального предметного характера (по геометрии):

 

 

 

Тема: НЕГОЛОНОМНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ В Р3

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ КУРСА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ

1.1. Историческая справка.

1.2. Основные понятия аналитической геометрии.

1.3. Подвижной репер многообразия в проективном пространстве.

1.4. Алгоритм Картана.

Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОГО РЕПЕРА И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

2.1. Аналитическое построение канонического репера.

2.2. Асимптотическое линии.

2.3. Поляритет Пантази.

2.4. Конусы Малюса.

2.5. Проективная нормаль.

2.6. Фокальные образы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Рассмотрим план дипломной работы смешанного характера:

Тема: Современные дидактические модели и их роль в активизации обучения математике

Введение.

Глава 1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике.

1.1. Математическая деятельность учащихся и активизация процесса обучения.

1.2. Роль дидактических пособий в преподавании математики.

1.3. Линеечки Кюзинера и их применение.

1.4. Геоплан Карасева-Гаттенье и его применение.

1.5. Логические блоки Дьенеша и их применение.

1.6. Динамические модели Э. Кастельнуово и их применение.

1.7. Абстрактные дидактические модели.

Глава 2. Обучение с помощью дидактических моделей.

2.1. Арифметика натуральных чисел с линеечками Кюзинера.

2.2. Не метрическая геометрия с геопланом Карасева-Гаттеньо.

Глава 3. Экспериментальная работа в школе по использованию дидактических моделей в обучении математике.

3.1. Изучение чисел от 1 до 20 с помощью линеечек Кюзинера.

3.2. Изучение прогрессии в 8 классе с помощью линеечек Кюзинера.

3.3. Использование динамических моделей при изучении теоремы синусов.

Заключение.

Литература.

Приложения.

 

 

 

При работе над дипломом целесообразно составить календарный план, который поможет ориентироваться в сроках выполнения дипломной работы и будет способствовать мобилизации внутренних резервов студента к выполнению запланированного.

 

Календарный план
п/п
Этапы дипломной работы
Срок выполнения этапов Дипломной работы
Примечание

...

...

...

...

...

...

...

...


Студент-дипломник __________________________
Научный руководитель ________________________