4. ВИДЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
В зависимости от избранной темы и методов исследования определяются следующие виды научно-исследовательской работы:
Специальное предметное исследование.
Дипломная работа специального предметного характера представляет собой некоторое самостоятельное исследование в определенной области математики. Это может быть решение какой-либо объемной, достаточно трудоемкой математической задачи, создание какой-то математической модели, открытие каких-либо новых связей между математическими объектами, введение новых математических понятий и терминов, новые доказательства свойств, теорем и т. д.
Дипломная работа специально предметного характера должна включать в себя определенное число решенных задач по теме или по применению предметного теоретического материала в практике.
Экспериментальное исследование.
Эксперимент (от лат. еxperimentum - проба, испытание) означает научно поставленный опыт, наблюдение вызванного явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Эксперимент является одним из основных способов познания и преобразования действительности. От обычного, сравнительно пассивного наблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на объект изучения. Организуя экспериментальное исследование, студент-дипломник должен руководствоваться определенной гипотезой, хорошо продумывать идею своей работы, стремиться объяснить суть своего научного исследования.
Методическое исследование.
Термин "метод" (от греч. metodos - путь исследования) в философском понимании означает способ объективного познания мира. "Методология" - учение о методах научного познания мира, совокупности приемов исследования действительности. "Методика" - система приемов или способов последовательного, наиболее эффективного осуществления какого-либо исследования, изучения, обучения.
Дипломные работы по методике бывают разнообразными. Одни из них ставят своей главной задачей коренное улучшение каких-либо распространенных и важных для образования способов обучения, другие - направлены на повышение эффективности и интенсивности обучения школьников, третьи - на выявление качественно новых методов в обучении, четвертые - на проверку старых методов в новых условиях и т.п.
Характерными чертами методического исследования являются:
Описательное исследование. Во многих случаях в связи с невозможностью проведения эксперимента широко используются описательные приемы исследования. Для дипломной работы описательного вида характерны следующие черты:
а) точное документальное описание научных фактов, событий, объективно существующих, но еще не изученных;
б) раскрытие существа фактов, идей во взаимосвязи, взаимодействии и выявление законов их развития;
в) анализ, обобщение материалов и определение выводов.
Обобщение фактического материала - это не просто перечисление и систематизация отдельных фактов, а один из важных и эффективных приемов научного анализа, восхождение от конкретного к абстрактному и снова к конкретному на более высоком теоретическом уровне.
Историко-биографические исследования.
Работы такого вида могут быть выделены из круга описательных исследований, куда они входят как исторические темы в силу своеобразия задач и специфики методических приемов разработки историко-биографических материалов.
Эти работы по содержанию могут быть оформлены как: а) научные биографии; б) исследования о мировоззрении и творчестве; в) анализы и обобщения исторической роли замечательных людей в жизни своего времени и т.д.
Исследования смешанного типа (комбинированное).
Такая форма научно-исследовательских работ студентов встречается наиболее часто и считается универсальной, так как позволяет применять и комбинировать различные виды исследований.