План занятия:
1. Принципы и методы экономического районирования.
2. Система экономических районов в современной России.
3. Проблемное районирование: сущность, подходы, назначение.
4. Кризисные регионы России.
5. Отсталые (слаборазвитые) и депрессивные регионы России.
6. Приграничные регионы России как проблемные территории.
7. Зона российского Севера как проблемная территория.
Основные понятия: принципы экономического районирования, экономический район, система экономических районов, макрорегионы, мезорегионы, микрорегионы, проблемное районирование, кризисные регионы, отсталые (слаборазвитые) регионы, депрессивные регионы.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте роль экономического районирования и назовите его разновидности.
2. Перечислите важнейшие принципы экономического районирования и раскройте их содержание.
3. Охарактеризуйте современную систему экономических районов России. Какие таксономические единицы включает в себя эта система?
4. Назовите федеральные округа России? В чем заключаются задачи и функции полномочных представителей президента РФ в федеральных округах (см. Приложение 4)?
5. В чем заключается суть проблемного районирования?
6. Какие подходы к проблемному районированию вам известны? Охарактеризуйте их.
7. Какой регион можно назвать кризисным?
8. В чем разница между отсталыми и депрессивными регионами?
9. Почему приграничные территории относятся к проблемным регионам?
10. Почему зона Севера относится к проблемным территориям?
Домашнее задание:
Используя данные статистики, подготовьте развернутый анализ социально-экономической ситуации в Республике Алтай за период 1997-2002 гг.
На основе проведенного анализа ответьте на следующие вопросы:
Как изменилась социально-экономическая ситуация в республике за пять лет?
Можно ли отнести Республику Алтай к числу экономически развитых регионов?