План занятия:
1. Статистическая база регионального анализа.
2. Направления анализа экономики региона.
3. Построение типологий как метод регионального анализа.
4. Построение интегрированных индикаторов как метод регионального анализа.
5. Региональный мониторинг: цели, задачи, виды.
6. Выполнение лабораторной работы N1 (задания см. в Приложении 1)
Основные понятия: система национальных счетов, система региональных счетов, валовой региональный продукт, резидент и нерезидент региона, коэффициент ввоза продукции, коэффициент вывоза продукции, коэффициент товарообмена, коэффициент локализации (специализации), индикатор социально-экономического развития региона, интегрированная оценка социально-экономического развития региона, типологии регионов, региональный мониторинг.
Контрольные вопросы:
1. Что является предметом региональной статистики? Какова ее структура?
2. Что такое система национальных счетов и система региональных счетов? Как они соотносятся? Какие проблемы существуют при разработке и внедрении системы региональных счетов в России?
3. Назовите и охарактеризуйте основные макроэкономические показатели развития региона.
4. Какими показателями можно оценить степень открытости экономики региона?
5. Охарактеризуйте экономический смысл и возможности применения коэффициента локализации (специализации) производства.
6. Для чего необходима типологизация регионов?
7. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к построению региональных типологий.
8. Назовите принципы построения интегрированных индикаторов развития регионов? В чем заключается смысл данного метода регионального анализа?
Домашнее задание:
Используя статистические данные, рассчитайте коэффициенты специализации (локализации) сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов в Республике Алтай. Сделайте необходимые выводы.