Экономика труда и ее взаимосвязь с другими науками.
Предмет и методология науки <экономика труда>.
Основные понятия о трудовых ресурсах.
Формирование трудовых ресурсов.
Движение и использование трудовых ресурсов.
Занятость: виды и формы.
Безработица, ее виды и показатели.
Сущность и структура рынка труда.
Механизм функционирования рынка труда.
Модели рынка труда.
Особенности функционирования рынка труда.
Регулирование рынка труда.
Роль МОТ в регулировании рынка труда.
Социальное партнерство и рынок труда.
Формы инвестиций в человеческий капитал.
Модель инвестиций в человеческий капитал.
1. Общие издержки на образование обычно не включают:
а) затраты на питание;
б) затраты на оплату преподавателей, покупку учебников и т. д.;
в) заработки, упущенные из-за того, что принято решение не вступать в рабочую силу;
г) транспортные расходы на дорогу до института и обратно.
2. Оптимальный объем образования для индивидуума определяется тогда, когда:
а) внутренняя норма отдачи превышает рыночную ставку про-цента на максимальную величину;
б) рыночная ставка процента превышает внутреннюю норму отдачи на максимальную величину;
в) внутренняя норма отдачи равна рыночной ставке процента;
г) чистая текущая стоимость инвестиций в человеческий капитал минимизируется.
3. Общая профессиональная подготовка на рабочем месте:
а) будет оплачена работником в форме сокращенной заработной платы;
б) повышает ценность работника для фирмы, предоставляющей обучение, в значительно большей степени, чем для других фирм;
в) помогает защитить работника от увольнения в случае сокращения спроса на продукт фирмы;
г) сокращает ценность работника для фирмы, потому что заработная плата работника должна будет возрасти в соответствии с его более высокой производительностью.
4. Работник, получивший специфическую профессиональную подготовку:
а) скорее всего сохранит занятость в период спада, потому что работодатель не захочет потерять свои инвестиции;
б) скорее всего не захочет увольняться, потому что его заработная плата в других фирмах будет ниже, что является отражением специфического характера его профессиональной подготовки;
в) и а, и б;
г) ни а, ни б.
5. Инвестиции в человеческий капитал нецелесообразны тогда, когда:
а) альтернативные издержки на образование слишком высоки;
б) предпочтение настоящего очень высоко;
в) чистая текущая стоимость выгод отрицательна;
г) внутренняя норма отдачи от инвестиций меньше чистой текущей стоимости выгод.
6. Какой параметр отсутствует в формальной модели принятия решения об инвестициях в образование:
а) заработная плата до поступления в учебное заведение;
б) количество лет обучения;
в) предстоящее время трудовой деятельности;
г) заработная плата после окончания учебного заведения.
7.Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на спрос на труд?
а) спрос на конечные продукты;
б) отношение предельного продукта труда к предельным продуктам других ресурсов;
в) технология производства;
г) изменения в номинальной заработной плате, вызванные инфляционными явлениями.
8. При установлении заработной платы выше равновесной:
а) произойдет сокращение занятости, сопровождающееся ростом заработной платы;
б) произойдет увеличение занятости, сопровождающееся ростом заработной платы;
в) произойдет сокращение занятости, сопровождающееся снижением заработной платы;
г) произойдет увеличение занятости, сопровождающееся снижением заработной платы;
9. Спрос на труд является производным:
а) спроса на конечные товары и услуги;
б) спроса на ресурсы;
в) спроса на промежуточные товары;
г) всего выше перечисленного.
10. Кривая предложения труда для фирмы:
а) имеет положительный наклон;
б) выражает абсолютно неэластичное предложение;
в) имеет отрицательный наклон;
г) выражает абсолютно эластичное предложение.
11. Субсидирование заработной платы:
а) увеличивает предложение труда;
б) создает чистый эффект дохода;
в) уменьшает предложение труда;
г) влияет на предложение труда в зависимости от совокупного действия эффекта дохода и эффекта замещения.
12. Предположим, что работник находится на участке обратного изгиба своей кривой предложения труда. Тогда при увеличении заработной платы:
а) эффект дохода сильнее эффекта замещения;
б) эффект замещения сильнее эффекта дохода;
в) и эффект дохода, и эффект замещения увеличивают часы работы;
г) и эффект дохода, и эффект замещения уменьшают часы работы.
13. Временное отсутствие занятости в период перехода трудящегося с одного предприятия на другое, это:
а) структурная безработица;
б) фрикционная безработица;
в) циклическая безработица;
г) скрытая безработица.
14. Безработица, обусловленная преобразованиями в экономике, связанными с развитием, новых высокотехнологичных производств и закрытием устаревших производств, является:
а) структурной;
б) фрикционной;
в) циклической;
г) скрытой.
15. Безработица, вызванная общим экономическим спадом производства, является:
а) структурная безработица;
б) фрикционная безработица;
в) циклическая безработица;
г) скрытая.
16. Безработица, порождающаяся отсутствием действенных стимулов к труду и выражающаяся потерями рабочего времени, называется:
а) структурной;
б) фрикционной;
в) циклической;
г) скрытой.
17. Отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения, выраженное в процентах представляет собой:
а) уровень безработицы;
б) уровень занятости;
в) естественный уровень безработицы;
г) продолжительность безработицы.
18. Кривая спроса на инвестиции в человеческий капитал имеет отрицательный наклон потому, что:
а) инвестиции в образование подчиняются закону уменьшающейся предельной отдачи: индивидуум комбинирует обучение (пе-ременный фактор) с физическими и умственными способностями (постоянный фактор);
б) преимущества образования по мере его продолжения снижаются, так как нужно все большее количество лет компенсировать выгодами от инвестиций;
в) издержки на дополнительное образование повышаются по мере того, как продолжается обучение, так как заработки растут в течение жизненного цикла;
г) все вышеперечисленное.
19. Количественные границы рынка определяются такими категориями, как:
а) спрос и предложение;
б) занятость и безработица;
в) эффективность труда и производительность;
г) ни одним из предложенных вариантов.
20. Теория утверждает, что работник будет мигрировать, если чистые текущие выгоды от миграции больше нуля. При прочих равных условиях, какое из последующих явлений увеличивает склонность к миграции:
а) снижение различий в заработной плате между регионами выезда и въезда;
б) увеличение нормы дисконтирования ;
в) увеличение количества лет, которое работник собирается провести на новом месте;
г) увеличение косвенных издержек на миграцию.
21. Что из перечисленного могло бы повлиять на сдвиг кривой спроса на инвестиции в образование в сторону увеличения?
а) снижение платы за обучение;
б) позитивная дискриминация, благоприятствующая данному индивидууму;
в) склонность работодателей к дискриминации группы работников, к которой принадлежит данный индивидуум;
г) готовность родителей оплатить все прямые издержки на обучение.
22. Какое из последующих утверждений не относится к объяснениям существующей взаимосвязи между возрастом и мобильностью:
а) работники старших возрастов обладают большим специфическим человеческим капиталом и большей профессиональной подготовкой на рабочем месте;
б) у работников старших возрастов остается меньше времени для компенсации издержек на инвестиции;
в) и прямые, и моральные издержки на переезд увеличиваются с возрастом;
г) работники старших возрастов обладают более высоким уровнем квалификации и поэтому будут предлагать свой труд на национальном, а не на локальном рынке труда.
23. При прочих равных условиях работник больше склонен к переезду, если:
а) супруг участвует в рабочей силе;
б) в семье есть дети школьного возраста;
в) стаж работы супруга велик;
г) он или она не имеет семьи.
24. Сокращение числа нелегальных мигрантов на 500 человек, скорее всего:
а) сократит безработицу местного населения примерно на 500, поскольку эти мигранты обычно занимают рабочие места, кото-рые могут занять местные работники;
б) не окажет влияния на безработицу местного населения, так как мигранты обычно занимают рабочие места, которые в их от-сутствие остаются незаполненными;
в) увеличит заработную плату местных работников в отраслях, где обычно работали мигранты. На освободившиеся рабочие места будет привлечено менее 500 местных работников;
г) снизит цену на товары, которые произведены мигрантами, в результате снижения уровня инфляции.
1. Николай Алексеевич имеет заработок 8000 руб. в год. Он со-бирается в течение года учиться на автомеханика, причем это обу-чение будет стоить ему 1000 руб. Николай Алексеевич предполагает, что по окончании курсов он в течение трех лет будет иметь за-работок в размере 13 000 руб. в год. Затем он планирует уйти на пенсию. Выгодно ли это обучение, если банковская ставка процента равна 10.
2. Григорий Андреевич Кузнецов делит свою жизнь на три пери-ода. Если он не станет получать образование, то в период 1 будет зарабатывать 5 тыс. руб., в период 2 - 6 тыс., в период 3 - 7 тыс. руб. Если же он получает образование, то в период 1 он ничего не зарабатывает, а вынужден занять 2 тыс. руб. на оплату стоимости обучения и покупку учебников. Зато в период 2 его заработок будет 10 тыс. руб., а в период 3 -12 тыс. руб. в год. (Предположим, что нельзя прожить ни больше, ни меньше трех периодов.) Если рыноч-ная ставка процента равна 10 за период, станет ли Григорий Андреевич занимать средства на инвестиции в человеческий капитал? Ка-кова внутренняя норма отдачи от этих инвестиций?
3. Фирма предлагает работникам два типа годичных программ профессиональной подготовки для работников. Для каждого типа программ характерны следующие показатели:
ежегодный объем продукции, производимой работником, не прошедшим подготовку - 20 тыс. руб.;
ежегодный объем продукции, производимой работником в период прохождения подготовки - 16 тыс. руб.;
ежегодный объем продукции, производимой работником после подготовки - 24 тыс. руб.;
материалы и дополнительные издержки на работника в период обучения - 5 тыс. руб.
Первая программа предоставляет навыки, которые могут быть использованы в некоторых других фирмах, вторая программа дает знания, полезные только для данной фирмы. Для каждой программы определите заработную плату работников в период обучения и после него. Сравните эти заработки с заработной платой работников, не участвующих в программах переподготовки. Если работник планирует оставаться на фирме лишь в течение одного года после окончания обучения по первой программе, стоит ли ему осуществлять это обучение? Стоит ли в этом случае ему осуществлять обучение по второй программе?
4. Предположим, кривая предложения труда задана функцией:
L = 500 w .
Функция спроса на труд имеет вид:
L = 2100 -200 w ,
где L - количество работников, чел.
W - заработная плата, тыс.руб.
Постройте кривые спроса и предложения труда на данном рынке и определите оптимальную заработную плату и количество работников при заданных условиях.
Как сложится ситуация на рынке, если заработная плата составит 5 тыс. руб.
5. Рассчитайте уровень безработицы в 2002 году, если в 2001 году численность занятых в экономике составила 64709,5 тыс. чел, безработных - 6416 тыс. чел. Предположим, что число занятых в экономике в 2002 году выросло на 502 тыс. чел., а численность безработных сократилась на 1100 тыс. чел.
1. Согласны вы или нет с утверждением, что домохозяйства, в которых оба супруга работают, более склонны к миграции, чем те, где работает один из супругов, так как при двух работающих в се-мье вероятность того, что хотя бы один из них получит более при-влекательную работу на новом месте, в два раза выше? Почему?
2. Почему люди, обладающие специфическим человеческим капиталом, менее склонны к миграции, чем те, кто обладает об-щим человеческим капиталом? Означает ли это, что те, кто обла-дает большим специфическим человеческим капиталом, совер-шенно не мобильны?
3. Сравните, какое влияние оказывают различные факторы на межфирменную мобильность мужчин и женщин. Как изменится заработная плата, если изменить современ-ную иммиграционную политику так, чтобы любой человек мог свободно переселиться в любую страну? При ответе поясните ди-намику следующих показателей:
а) заработная плата квалифицированных работников;
б) заработная плата неквалифицированных работников;
в) занятость неквалифицированных работников коренной национальности;
г) занятость неквалифицированных работников-иммигрантов;
д) спрос на капиталоемкие производственные технологии;
е) спрос на производственные технологии с применением неквалифицированного труда.