2.  Модель инвестиций в человеческий капитал.

Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. Предполагается, что:

•  люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность - потребление - доход);

•  уровень заработка прямо зависит от образования;

•  существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;

•  способности у всех одинаковы и позволяют учиться;

•  уровень благосостояния позволяет всем учиться;

•  не существует ограничений на рынке образовательных услуг.

На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S .

Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U - S ) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).

Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R .

 

 

Из рисунка видно, что максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C + Z ) и выгоды от образования ( X ). Таким образом, если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.

Математически процесс принятия решения может быть выражен следующим образом:

Если индивидуальная ставка дисконтирования y , тогда

 

где Y i A - доход <необразованного> работника в году i ;

Y i B - доход <образованного> работника в году i ;

C - прямые расходы на образование в году i ;

PVB - приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;

PVC - приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;

Положительное решение принимается, если PVB - PVC > 0.

Из этой модели можно сделать следующие выводы:

•  Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период ( R - U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и <неденежные факторы>.

•  Образование тем выгоднее, чем больше разрыв между <образованными> и <необразованными> работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастет спрос на специалистов, а соответственно и их заработная плата, то именно в этой сфере образование станет выгодным.

•  К продолжительной учебе более склонны люди <думающие о будущем>, чем те, кто живет сегодняшним днем.

•  Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.

 

Рекомендуемая литература :

  1. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,1996.-С.271-278, 287-290,298-303.
  2. Рынок труда: Учебник./ Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство <Экзамен>, 2003. С. 201-235.
  3. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. С.317-349.
  4. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2003. - С.315-328.