Простая модель инвестиций в человеческий капитал позволяет понять, как человек принимает решение об образовании. Предполагается, что:
люди стремятся максимизировать полезность, а соответственно и суммарный доход, полученный в течение жизни (полезность - потребление - доход);
уровень заработка прямо зависит от образования;
существует полная информация о расходах на обучение и будущих доходах;
способности у всех одинаковы и позволяют учиться;
уровень благосостояния позволяет всем учиться;
не существует ограничений на рынке образовательных услуг.
На рисунке 2 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S .
Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y A уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U - S ) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек потеряет тот доход, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).
Зато его доход Y B очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии R .
Из рисунка видно, что максимизирующий суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек ( C + Z ) и выгоды от образования ( X ). Таким образом, если приведенная к моменту S оценка дохода от образования выше, чем приведенная оценка издержек, т.е. чистая прибыль положительна, то и решение о дальнейшем образовании принимается положительное.
Математически процесс принятия решения может быть выражен следующим образом:
Если индивидуальная ставка дисконтирования y , тогда
где Y i A - доход <необразованного> работника в году i ;
Y i B - доход <образованного> работника в году i ;
C - прямые расходы на образование в году i ;
PVB - приведенная к моменту S оценка суммарного дохода;
PVC - приведенная к моменту S оценка суммарных прямых издержек;
Положительное решение принимается, если PVB - PVC > 0.
Из этой модели можно сделать следующие выводы:
Образование выгоднее для молодых людей, т. к. для них более продолжителен период ( R - U ), когда получают высокий доход, и ниже альтернативные издержки, т.к. зарплата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и <неденежные факторы>.
Образование тем выгоднее, чем больше разрыв между <образованными> и <необразованными> работниками. Поэтому если в какой-то профессиональной области вырастет спрос на специалистов, а соответственно и их заработная плата, то именно в этой сфере образование станет выгодным.
К продолжительной учебе более склонны люди <думающие о будущем>, чем те, кто живет сегодняшним днем.
Прямые расходы на обучение однозначно влияют на решение индивида. Если ради учебы приходится брать кредит, то решение может оказаться отрицательным, с другой стороны, государственные субсидии или стипендии, снизив прямые расходы, увеличат количество желающих учиться.