Под человеческим капиталом понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход.
Он включает в себя как врожденные (унаследованные) способности и таланты, физическую силу и здоровье, так и приобретенные в течение жизни знания, навыки, опыт.
В простой модели предложения труда предусматриваются две альтернативные возможности потратить время - либо на работу, которая приносит доход, либо на досуг, который ценен сам по себе. Вместе с тем существую многие затраты, которые человек несет в течение жизни, которые не только способствуют росту текущего уровня потребления, но и предполагают повышение доходов в будущем , они получили название инвестиций в человеческий капитал .
Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им в процессе образования и профессиональной подготовки, составляют определенный запас производственного капитала. Ценность этого запаса определяется тем, за сколько эти навыки могут быть проданы на рынке труда.
К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработной платы, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни и т.п.
Затраты, связанные с вложением капитала в образование можно разбить на три группы:
1 . Прямые затраты (расходы из собственного кармана ), включающие плату за обучение, расходы на образование (приобретение учебников), расходы на смену места жительства и поиск работы.
Упущенный заработок, поскольку в процессе вложения капитала не удается работать в режиме полного рабочего дня.
Моральный ущерб , поскольку получение образования является процессом трудным и длительным, поиск работы - утомительным и истощающим нервную систему, миграция приводит к расставанию с друзьями.
Принимая решение о продолжении учебы, приходится учитывать следующие обстоятельства:
образование требует времени;
образование стоит денег (прямые и косвенные затраты);
выгоды от образования нельзя получить немедленно;
образование может иметь в перспективе нефинансовые выгоды (более интересная или престижная работа, общение с коллегами и др.)
полученные знания и навыки обесцениваются с течением времени и с возрастом работника (моральный и физический износ человеческого капитала).
Обучение (инвестиции в человеческий капитал) может осуществляться в двух формах: с отрывом от производства (колледж, университет) и на рабочем месте. Обучение на рабочем месте - это инвестиции в человеческий капитал нанимателя, они могут быть связаны с отсутствием у работников нужных знаний или квалификации. Существует два типа такого обучения - общее , когда работники приобретают знания и навыки общего характера, например, обучаются работе на компьютере или иностранному языку. Так как полученные знания могут пригодиться в его дальнейшей работе во многих других фирмах, работодатели предпочитают нанимать на рынке уже обученную рабочую силу, а не инвестировать в общее обучение.
Второй тип обучения - специализированное. Оно дает навыки и знания, необходимые только данной фирме, это часто связано с уникальной технологией производства запатентованной фирмой, таким образом, полученные знания и навыки не могут быть использованы работником на другой фирме, они будут бесполезны. В этом случае для нанимателя риск, связанный с инвестированием минимален и он может взять на себя хотя бы часть расходов на обучение.
Отличия человеческого капитала от физического заключаются в том что, во-первых, человеческий капитал неотделим от самого человека, его нельзя купить или продать сам по себе, так что фактически человек сдает свои способности в аренду. Во-вторых, знания и навыки, т.е. дополнительный объем человеческого капитала, могут быть приобретены и без дополнительных инвестиций, то есть без расходов на формальное обучение (на практике и опыте коллег).