3. Основные формы работы с кадрами на предприятии.

Управление кадрами - совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на воспроизводственный цикл рабочей силы (подготовка, распределение, использование). На предприятии процесс управления кадрами осуществляется по следующим направлениям:

•  Управление подготовкой и формированием кадров (осуществляется комплектование кадров, их подготовка)

•  Управление расстановкой и движением кадров

•  Управление использованием кадров (работа по стабилизации кадров, организация оплаты труда).

Работа с кадрами относится к организации труда, потому что без обеспечения определенного уровня умелости работника, без его профессионализма нельзя рассчитывать на сколько-нибудь эффективную деятельность на производстве.

Основные формы работы:

•  подбор

•  расстановка

•  аттестация

•  ротация

•  профориентация

•  адоптация

•  стабилизация коллектива и др.

Подбор кадров - процесс изучения соответствия выдвигаемых кандидатов функциональным обязанностям по определенной деятельности (конкретной должности). Включает следующие этапы:

•  сбор информации по кандидатам,

•  оценка их качеств,

•  сопоставление качеств претендентов,

•  выбор наилучшего из претендентов,

•  назначение на должность.

Расстановка кадров - целесообразное распределение кадров по структурным подразделениям предприятия. При этом преследуются две цели:

•  формирование активно действующих коллективов в рамках подразделений

•  создание перспектив для профессионального роста.

При подборе и расстановке кадров применяются следующие методы: тестирование, рекомендации астрологов, тест по почерку, создание стратегических групп (генераторы идей, информационные привратники - сбор и аккумуляция информации, антрипринеры - энергичные руководители).

Работа по стабилизации трудового коллектива (одна из основных форм работы с персоналом). Для успешного функционирования в рыночной среде предприятие должно обладать необходимым запасом человеческих ресурсов, располагать ключевыми кадрами и высококвалифицированным ядром персонала, прививать им навыки совместной творческой работы, направленной на достижение поставленных целей.

В развитых странах стабилизация коллектива обеспечивается:

созданием гарантий занятости, созданием условий труда, отвечающих потребностям работника.

Стабилизация кадров - одно из основных средств повышения производительности труда, для чего требуется разработка специальных программ, в которых предусматриваются:

•  создание условий труда, организация труда и режима работы;

•  обеспечение потребностей в жилье, детских садах, медицинском обслуживании;

•  разнообразие производственных функций рабочих (привлечение к управлению);

•  совершенствование системы оплаты и стимулирования труда; адаптация в трудовом коллективе;

•  внутрипроизводственное движение кадров;

•  гарантии занятости вне зависимости от конъюнктуры рынка;

•  привлечение временных работников в периоды подъема;

•  маневрирование трудовыми ресурсами в пределах компании;

•  переквалификация кадров;

•  сокращение рабочей недели в период ухудшения конъюнктуры;

•  дополнительные отпуска и досрочный выход на пенсии (ухудшение конъюнктуры);

•  неполный рабочий день;

•  работа по контрактам;

•  работа по созданию резерва в руководстве кадров.

Аттестация персонала (применяется с 1970 года). Цель - дать оценку работника и рекомендации по работе. С 1987 года аттестация стала повсеместной.

Применяется при переходе на новую систему оплаты труда (переход на тарифную систему оплаты труда в бюджетных организациях, переход на новую должность с изменением размера оплаты труда).

Аттестации не подлежат:

молодые специалисты, работающие менее года на данной должности;

беременные женщины.

Состав аттестационной комиссии: директор, начальник отдела кадров, представители общественных организаций.

Результатом аттестации является субъективная оценка (нет четких критериев оценки работников, только по характеристике):

соответствует занимаемой должности;

соответствует занимаемой должности с условием улучшения работы;

не соответствует занимаемой должности.

Профориентация - научно-обоснованная система средств и приемов изучения человека, формы и методы целенаправленного воздействия на человека, способствующие своевременному и сознательному выбору профессии, а также рациональному трудоустройству (формирует у людей представление о профессии, дает понимание того, что ожидает от работника предприятие и какой труд на нем получает заслуженную оценку).

Формы работы: профинформация; профотбор - изучение качеств человека с целью определения профессиональной пригодности человека к конкретной профессии. Методы: медицинское обследование, определение психофизиологических возможностей человека.

Подготовке кадров должен предшествовать профессиональный отбор кандидатов на то или иное рабочее место. В нашей стране профессиональный отбор получил распространение пока лишь для укомплектования должностей и профессий, которые предъявляют очень высокие требования к психофизиологическим качествам работника и к его здоровью. Однако задача профессионального отбора это определение пригодности человека к выполнению конкретной работы и подбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей - такая задача становится актуальной в системе рыночных отношений.

Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных психофизиологических параметров человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестового и других методов контроля. При профессиональном отборе необходимо обращать особое внимание на наличие или отсутствие таких свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию. Такие качества определяются генотипом человека, в отличие от фенотипа - совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять. Перечень необходимых для конкретной профессии личных качеств исполнителя отражается в профессиограммах - документах, в которых формулируются требования к предполагаемым исполнителям или работникам вообще.

Подготовка рабочих для современного производства осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на производстве. Реформа общеобразовательной и профессиональной школ предусматривает превращение профессионально-технического образования в основную форму подготовки квалифицированных рабочих путем создания единого типа многопрофильных профтехучилищ. Для окончивших неполную среднюю школу со средним сроком обучения три года и до одного года - для выпускников средней школы

Ротация кадров - это регулярная сменяемость кадров, профессиональное и должностное продвижение.

Предполагает движение по горизонтали и по вертикали.

Ротация в СССР представляла собой продвижение по должностной лестнице. Результат - создание большого количества ненужных отделов и должностей. Целью было повышение заработной платы. Других возможностей для этого не было.

Япония. Горизонтальное передвижение работников. Цель достичь полной взаимозаменяемости работников. Соответствует условиям пожизненного найма.

США. Используется система двойной лестницы:

•  рост по профессиональной лестнице без занятия руководящей должности (вертикальное продвижение; горизонтальное продвижение - присвоение определенных званий в пределах одной профессии на одном уровне управления с повышением заработной платы)

•  рост по руководящей лестнице.

Переподготовка и повышение квалификации

Для рабочих существуют следующие формы повышения квалификации:

обучение смежным профессиям

обучение передовым методам работы

экономическая учеба.

Для специалистов - вузовская переподготовка.

Профессиональное обучение на производстве охватывает подготовку новых рабочих, переподготовку и обучение вторым профессиям, повышение их квалификации.

Подготовка новых рабочих на производстве осуществляется в форме индивидуальной и групповой подготовки на рабочих местах и курсовой системы обучения на учебно-производственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбинатах. На предприятиях подготовка молодых рабочих проводится под руководством неосвобожденных от основной работы квалифицированных рабочих, в учебно-курсовых комбинатах - под руководством мастеров производственного обучения.

Переподготовка преследует цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профиля рабочих, на возможность совмещения профессий в целях повышения производительности труда, повышения его содержательности и привлекательности.

Современное производство требует постоянного роста профессионального мастерства рабочих, совершенствования их знаний, навыков, умений. Этому способствует система повышения квалификации рабочих, которая осуществляется путем обучения на производственно-технических курсах, курсах целевого назначения (или овладения новой техникой и технологией), на курсах бригадиров и др.

Большое значение приобретает в современных условиях переподготовка работников в соответствии с требованиями рынка труда. Эту работу организует Федеральная служба занятости населения.

Рекомендуемая литература:

1.  Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,1996.-С.352-380, 398-418, 423-428.

2. Экономика и социология труда. Учебное пособие. Под ред. Б.Ю. Сербиновского, В.А.Чуланова. Ростов-на-Дону, <Феникс>,1999. С.132-150, 165-174, 189-197, 200-240.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА М,1998. С.122-135.

4. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2003. - С.272-310.