Введение

В наши дни проявляется всевозрастающее антропогенное воздействие на природную среду. При этом особенно большое значение приобретают вопросы экологического воспитания - целенаправленного формирования у молодого поколения сознательного, бережного отношения к природе, высокой экологической культуры.

Одна из задач экологического воспитания - познакомить студентов с проблемами природопользования в своем крае, привлечь их к практической деятельности по охране природы.

Необходимо, прежде всего, вырабатывать у молодежи знания научных основ природопользования и практические умения, и навыки по охране природной среды. Речь идет о системе междисциплинарных знаний, о нужной стороне образования подрастающего поколения.

Важно сформировать у молодежи социально ценные потребности и мотивы, побуждающие к активной работе по охране окружающей среды, стремление к общению с природой, к познанию ее тайн, способности испытывать глубокие нравственные и эстетические чувства.

Однако задачи экологической подготовки молодежи решаются еще недостаточно. Нередко наблюдается большой разрыв между требованиями учебных программ в области экологического образования и фактическими знаниями учащихся. У некоторых школьников отсутствуют знания о рациональном использовании природных богатств, далеко не каждый школьник принимает участие в мероприятиях по охране природы, знает, какие виды растений и животных являются исчезающими, эндемичными, реликтовыми и чем они отличаются, и поэтому при подготовке учителей биологов в Горно-Алтайском университете уделяется большое внимание экологическому воспитанию студентов. Широкие возможности обучения и экологического воспитания молодежи открывает правильная организация учебно-опытного участка и прохождение учебной практики на нем. Постановка разнообразных опытов и практических работ на учебно-опытном участке с различными растениями как культурной, так и дикой флоры будет способствовать подготовке студентов биологов к работе в школе по вопросам охраны окружающей среды и, в частности охране местной флоры.

На территории биостанции Горно-Алтайского госуниверситета, сотрудниками кафедры ботаники и фитофизиологии с 1998 создается научная коллекция некоторых реликтовых видов растений; проводится сравнительное изучение их эколого-биологических особенностей в культуре и в условиях естественного произрастания. Наряду с этим на биостанции имеется методический отдел, являющейся моделью пришкольного учебно-опытного участка.

Существенной частью учебно-опытного участка является экологический отдел, имеющий большое учебное значение по курсам ботаники, зоологии и общей биологии. В конце прошлого столетия некоторые агробиостанции педвузов в типичный школьный участок стали вводить посадки редких растений для их воспроизводства и охраны. С целью сохранения исчезающих видов растений и, прежде всего реликтовых видов, считаем целесообразным создание на территории отдела коллекции реликтовых растений.

Приобретенный нами опыт работы с растениями сем. норичниковых (норичник тенистый, норичник узловатый и наперстянка крупно-цветковая) позволяет нам рекомендовать эти растения для проведения различных опытов с ними, а также с другими реликтовыми видами растений.