Полевые опыты

Опыт 1-й. Влияние различных способов выращивания на развитие реликтовых видов растений

Цель: выяснить влияние различных способов выращивания на развитие реликтовых видов растений


Схема опыта:

  1. Подзимний посев семян (контроль).
  2. Весенний посев семян.
  3. Высадка рассады.

Повторность опыта 2-3-х кратная. Посев семян в контрольном варианте следует проводить поверхностно в середине октября на заранее подготовленные делянки. Весенний посев - в середине мая. Высадку рассады - во 2-й половине мая. Посев семян на рассаду проводится в марте в ящики в комнатной теплице.

Проводя наблюдения за развитием растений, запишите в дневнике наблюдений следующие сведения: время посева, появление всходов, начала цветения, пожелтения листьев, уборки; количество растений на 1 кв. м перед уборкой; площадь делянки, число семязачатков в коробочке; число полноценных семян в коробочке, выводы из опыта.


Опыт 2-й. Влияние срока посева семян на развитие реликтовых растений.

Цель: выявить влияние различных сроков посева семян на развитие реликтовых растений.


Схема опыта:

  1. Осенний посев семян (14 октября) - контроль.
  2. Весенний посев семян (12 мая).
  3. Летний посев семян (1 июня).

Срок посева реликтовых видов растений имеет особо важное значение. При слишком раннем сроке посева всходы страдают от холода. При слишком позднем посеве молодые всходы подвергаются большему воздействию солнечных лучей. Поэтому необходимо выбрать наиболее удачный срок посева семян. Для Республики Алтай и прилегающих к ней областей можно включить в опыт следующие сроки: осенние, весенние и летние. Опыт проводят в 2-3-х кратной повторности. Содержание наблюдений то же, что и в предыдущем опыте.


Опыт 3-й. Влияние загущенного посева семян на развитие растений.

Цель: выяснить влияние загущенного посева семян на развитие растений.


Схема опыта:

  1. 50 семян на 1 кв. м (контроль).
  2. 100 семян на 1 кв. м.
  3. 150 семян на 1 кв. м.
  4. 200 семян на 1 кв. м.

Повторность опыта 2-3-х кратная. Размер делянок 1-2 кв. м. Семена сеять лучше не в бороздки, а вразброс, предварительно смешав их с песком в соотношении 1:20.

При наблюдении за растениями в дневнике отмечаются сроки появления всходов, наличие семядолей, появление первого настоящего листа. При готовности рассады отметить количество листьев, измерить длину корней и надземных побегов по вариантам опыта. Отметить в каком из вариантов опыта получилась качественная рассада. Интересно измерить средний рост растений на разных делянках в разных вариантах опыта в конце вегетационного сезона.


Опыт 4-й. Влияние глубины заделки семян на развитие растений реликтовых видов

Цель: выявить наиболее преимущественную глубину заделки семян.


Схема опыта:

  1. Поверхностный посев (контроль).
  2. Посев на глубину 0,5 см.
  3. Посев на глубину 1 см.
  4. Посев на глубину 2 см.

Посев семян проводить рядовым способом в бороздки на соответствующею глубину.

При наблюдении за растениями в дневнике отмечаются те фазы развития, которые указаны в предыдущих опытах.


Опыт 5-й. Роль насекомых в опылении наперстянки крупноцветковой.

Цель: выяснение роли насекомых в опылении наперстянки крупноцветковой.


Схема опыта:

  1. Растения - опыляемые насекомыми (контроль).
  2. Изолирование цветков от насекомых.

Опыт проводится на растениях выращенных рассадным способом, 2-го года жизни, так как растения в первый год жизни находится в вегетативном состоянии. При подготовке к опыту сшейте из марли мешочки размером 20:30 см. Когда на участке начнут распускаться цветочные почки наперстянки, пронаблюдайте, какие насекомые будут посещать цветки.

На цветоносный побег растения на экспериментальной делянке с нераспустившимися бутонами наденьте мешочки и изолируйте их, таким образом, от насекомых. Составьте коллекцию насекомых и подготовьте гербарий цветущего растения наперстянки.

Месяц спустя снимите мешочки с растений и выясните, сколько цветков не дали плодов. Сравните с соседними растениями на контрольной делянке, имевшими такое же количество цветков. На основании сравнения сделайте вывод о роли насекомых в опылении растений и практическом использовании насекомых - опылителей.