Агробизнес - предпринимательская деятельность во всех
сферах АПК, кото-рая ведется на принципах экономической выгоды.
Агромаркетинг - целенаправленная деятельность по
прогнозированию, пла-нированию, организации и удовлетворению спроса
потребителей на товары, услу-ги, идеи, связанные с сельскохозяйственным
производством, управлению этим процессом.
Банк данных - накопленная систематизированная
информация по определен-ной проблеме, используемая для ее анализа.
Банк моделей - набор математических описаний
конкретных маркетинговых систем, процессов и явлений.
Банк статистических процедур - совокупность
методов и методик статистичес-кой и математической обработки информации,
позволяющих исследовать взаимо-связь и взаимозависимость данных и определит!,
степень их статистической на-дежности.
Демаркетинг - тип маркетинга, используемый
предприятием в ситуациях, ха-рактеризующихся значительным превышением спроса
над предложением, когда производитель не имеет возможности или не считает
необходимым соответствую-щим образом увеличить предложение товаров. Его задача
- снижение спроса в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения
предприятия.
Емкость рынка - объем реализуемого на рынке товара в
течение определенно-го отрезка времени (года, месяца и т.д.).
Жизненный цикл товара - процесс разлития
продаж товара и получения при-были, состоящий из четырех стадий: внедрение на
рынок, рост, зрелость и спад.
Имидж предприятия - целенаправленно
сформированный с помощью средств коммуникации образ предприятия.
Интеграционный (или внешний) рост предприятия- альтернатива
развития, которая реализуется через поглощение конкурентов предприятием, или
слияние его с другими предприятиями, или переход других предприятий под его
жесткий контроль. При этом выделяют следующие разновидности интеграции: регрессив-ная
- объединение с поставщиками; прогрессивная- попытка получить во
владе-ние или поставить под жесткий контроль систему сбыта; горизонтальная -
погло-щение конкурентов.
Инжиниринг - форма поставки комплекса сопутствующих
товару услуг.
Инфратоварное обеспечение - сохранение качества
товара, упаковка, транс-портировка, складирование.
Конкуренция
монополистическая -
рыночная структура, которая отличается от состояния рынка при чистой конкуренции
продажами высокодифференцирован-ной (неоднородной) продукции.
Конкуренция олигополистическая - рыночная структура,
для которой характер-но очень небольшое число фирм, вследствие чего действие
любой из них оказывает заметное влияние на производственную деятельность других
фирм в отрасли.
Конкуренция чистая - рыночная структура,
которая характеризуется очень большим числом потребителей и продавцов
однородного продукта. Выход на ры-нок и уход с него не вызывают или почти не
вызывают издержек. Информация о производстве открыта для всех участников
рыночных операций.
Комплекс маркетинга - совокупность
элементов внутренней среды предприя-тия: инновационной деятельности и
планирования производственного и товар-ного ассортимента; формирования ценовой
политики; построения предприятием системы маркетинговых коммуникаций,
включающих рекламу, взаимоотношения с общественностью, стимулирование сбыта и
т. д.
Консалтинг- широкий комплекс консультационных и
практических услуг; 2) профессиональное содействие, оказываемое специалистами
по управлению ру-ководителям и управленческому персоналу различных предприятий
и организа-ций в решении проблем их функционирования и развития в форме
рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.
Консультирование обучающее-деятельность
консультантов по сбору идей, анализу решений, предоставление клиенту
соответствующей теоретической и практической информации в форме лекций,
семинаров, пособий и т. д.
Консультирование процессное - работа консультанта с
клиентом, оценка его идей, предложений, анализ проблем и подготовка решений.
Роль консультанта зак-лючается в аккумулировании идей, оценке решений,
полученных в процессе совме-стной работы с клиентом, приведении их в систему и
подготовке рекомендаций.
Консультирование экспертное -деятельность консулыанта по
.тиапкчмике. разработке решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент должен
обеспе-чить консультанта необходимой информацией.
Контроллинг - система управления процессом
достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия, условно-
система управления прибылью предприятия.
Культура корпоративная - единая система
ценностей, норм и правил деятель-ности, которыми должны руководствоваться все
работники предприятия.
Культура информационная - умение вести поиск и
эффективно использовать информацию, пользоваться современными средствами
коммуникаций, компью-терная грамотность.
Купон - своеобразный сертификат, выдаваемый фирмой покупателю и даю-щий
право на определенную экономию (скидку) при покупке конкретного товара.
Лидерство в ценах - стратегия ценообразования, при
которой одна из фирм объявляет об изменении цен и все остальные фирмы отрасли
осуществляют такие же изменения; применяется в условиях олигономики.
Лизинг- долгосрочная аренда машин и оборудования или выдача оборудова-ния
напрокат.
Личная (персональная) продажа - устное
представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными
покупателями с целью его продажи.
Макросреда маркетинга - совокупность факторов,
оказывающих широкомас-штабное воздействие на деятельность предприятия, элементы
его макросреды. К основным факторам .макросреды относятся политико-правовые,
экономические научно-технические, природно-климатические, демографические и
культурные.
Маркетинг -концепция управления производственно-сбытовой
и научно-технической деятельностью предприятия, направленная на комплексное
изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и
ориентирован-ная на них в производстве товаров и услуг.
Маркетинг конверсионный - тип маркетинга,
используемый предприятием в ситуациях, при которых рынок отвергает данный товар
независимо от его каче-ства и потребительских свойств. Задача такого маркетинга
заключается в деталь-ном анализе причин неприязни к товару и, если это
возможно, изменении нега-тивного отношения к нему, стимулировании зарождения
спроса и в перспективе в доведении его до уровня, соответствующего предложению.
Маркетинг поддерживающий - тип маркетинга,
используемый предприятием в наиболее благоприятных и желательных ситуациях,
характеризующихся соответ-ствием спроса предложению по объему и структуре. Его
задача - поддержание спроса на достигнутом уровне на время, оптимальное с точки
зрения предприятия.
Маркетинг противодействующий - тип маркетинга,
используемый предприя-тием в ситуациях, характеризующихся иррациональным
спросом на товары. Его задача- ликвидация или снижение иррационального спроса.
Маркетинг развивающий - тип маркетинга,
используемый предприятием в ус-ловиях потенциального (формирующегося) спроса,
когда потребности покупате-лей, требующие удовлетворения, уже существуют, в то
время как товары, способ-ные их удовлетворить, отсутствуют. Его задача -
превратить потенциальный спрос в реально предъявляемый.
Маркетинг стимулирующий- тип маркетинга,
используемый предприятием в ситуациях, характеризующихся отсутствием спроса па
товар (безразличное отно-шение потребителей). Его цель - увязать достоинства
товара с потребностями по-купателей.
Маркетинговая стратегия - широкомасштабная
программа предприятия, на-правленная на достижение основных целей маркетинга.
Включает разработку це-левых рынков (сегментов рынка), комплекса маркетинга и
его бюджета, а также определение начала и продолжительности проведения основных
маркетинговых мероприятий.
Маркетинговое исследование - ряд последовательных
действий, которые мож-но объединить в несколько этапов: определение проблемы
(круга вопросов) и формирование целей исследования; предварительный анализ
имеющейся инфор-мации; отбор источников информации; формирование плана
маркетингового ис-следования; сбор информации; анализ собранной информации;
представление отчета о полученных результатах.
Менеджмент -совокупность принципов, форм, методов,
приемов и средств управления производством и производственным персон;пом.
Меркантилизм - экономическая доктрина, возникшая в XVII в., согласно ко-торой
благосостояние народа во многом зависит от торгового капитала, внешней
торговли, благодаря чему происходит накопление капитала внутри страны.
Микросреда маркетинга - совокупность
факторов внешней среды предприя-тия, с которыми оно непосредственно
сталкивается: поставщики, конкуренты, мар-кетинговые посредники (торговые
посредники; организации, осуществляющие транспортировку и хранение продукции;
финансово-кредитные учреждения; рек-ламные агентства и др.), контактные аудитории
и целевые клиентурные рынки.
Миссия предприятия - основная цель
предприятия, причина его существования (<генеральная цель>). Все остальные цели
играют подчиненную роль. Обычно миссия формулируется в официальном программном
заявлении.
Подсистема маркетингового анализа- совокупность
элементов системы мар-кетинговой информации, обеспечивающих ее хранение,
обработку и анализ. Цель функционирования подсистемы - представление
обработанной систематизиро-ванной информации управляющим маркетингом для
принятия соответствующих решений.
Пропаганда предпринимательства - неличное и
неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую
организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных
сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по
радио, телевиде-нию и т.д.
Протекционизм - экономическая политика государства,
направленная на ог-раждение собственной экономики от иностранной конкуренции
(высокие тамо-женные пошлины на импортные товары, снижение экспортных пошлин,
выдача денежных субсидий отдельным товаропроизводителям и т.д.).
Профессиональная этика - совокупность
определенных нравственных обязан-ностей, принципов и норм поведения, которые
реализуются во взаимоотношени-ях работников в процессе трудовой деятельности.
Ревизия маркетинга - систематизированные
критические и объективные оценки и обзор основных целей и политики маркетинга
предприятия, применяе-мых методов, процедур, деятельности персонала,
используемые для достижения поставленных целей.
Реинжиниринг - радикальная перестройка на более
высоком уровне бизнеса в целях улучшения таких важных показателей, как
себестоимость, качество продук-ции, уровень сервиса, скорость оборота средств,
прибыльность.
Реклама - любая платная форма неличного представления
и продвижения идей или услуг от имени спонсора (определение Американской
маркетинговой ассоциации - АМА).
Рекламная идея - основной стержень, вокруг которого
объединяются все ме-роприятия рекламной кампании.
Рекламная кампания - комплекс рекламных
мероприятий, направленных на достижение конкретной цели в рамках маркетинговой
стратегии рекламодателя.
Рекламное агентство - независимая фирма,
специализирующая на выполне-нии рекламных функций: проведении рекламных
исследований, разработке пла-нов рекламной деятельности, разработке и
проведении рекламных кампаний, в том числе подготовке рекламных обращений,
производстве рекламоносителей, размещении рекламных обращений. Рекламное
агенство делает все это от имени своих клиентов-рекламодателей и за их счет. Оно
имеет перед рекламодателями финансовые и юридические обязательства.
Рекламное обращение - средство
представления информации получателю, имеющее конкретную форму (текстовую,
визуальную, символическую) и поступа-ющее к адресату с помощью конкретного
канала коммуникации.
Ремаркетинг - тип маркетинга, используемый
предприятием в ситуациях, ха-рактеризующихся снижением спроса, характерных для
подавляющего большин-ства товаров, достигающих стадии спада в жизненном цикле.
Его задача - ожив-ление падающего спроса.
Сегментация
рынка - подразделение массы
покупателей на определенные
группы (сегменты), характеризующиеся общностью черт и требований к товару,
а также единой мотивацией покупок данного товара.
Синхромаркетинг - тип маркетинга,
используемый предприятием в ситуаци-ях, характеризующихся колеблющимся спросом,
носящих достаточно устойчивый циклический характер. Его задача - синхронизация
объема и структуры спроса и предложения товаров.
Система агромаркетинговой информации (САМИ) - совокупность
приемов и методов систематического, планомерного сбора, анализа и передачи
информации, используемой в процессе принятия решений в агробизнесе.
Система агромаркетинговых коммуникаций (САМК) -единый
комплекс, объе-диняющий участников, каналы и приемы коммуникаций предприятия
АПК, на-правленный на установление и поддержание определенных взаимоотношений с
адресатами коммуникаций в рамках маркетинговой политики предприятия.
Слоган - краткий рекламный девиз, лозунг, призыв,
обычно представляющий рекламное обращение. Слоган - одно из основных средств
привлечения внима-ния аудитории благодаря его краткости и обещанию
удовлетворения потребнос-тей получателей.
Спрос иррациональный - спрос на товар,
нежелательный с точки зрения бла-гополучия потребителя или общества в целом (наркотики,
табачные изделия, спиртные напитки).
Спрос колеблющийся - состояние спроса,
при котором происходят колебания его объема и структуры, не совпадающие во
времени с объемом и структурой предложения товара.
Спрос негативный - ситуация, при
которой рынок отвергает данный товар не-зависимо от качества и потребительских
свойств.
Спрос оптимальный - соответствие спроса
предложению по объему и структуре.
Спрос падающий - состояние спроса, характерное для
большинства товаров в стадии спада жизненного цикла; нуждается в оживлении.
Спрос платежеспособный - рыночная форма
проявления потребностей, пред-ставленная в денежной форме.
Спрос формирующийся - потребности покупателей
уже существуют, а товары, способные их удовлетворить, отсутствуют.
Спрос чрезмерный - значительное превышение спроса
над предложением, когда производитель не хочет или не может увеличить объемы
производства.
Стратегическая зона хозяйствования - сегмент внешней среды,
на который организация имеет (или хочет получить) выход.
Стратегический хозяйственный центр -
внутриорганизационная единица, от-вечающая за выработку стратегических позиций
организации в одной или не-скольких зонах хозяйствования.
Стратегическое управление - деятельность по обеспечению
реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной
среды, по-зволяющая оптимально использовать существующий потенциал с учетом
вне-шних требований.
Стратегия диверсификационного роста - широкий
выход на новые рынки с новыми товарами.
Стратегия интенсивного роста - применяется в
ситуациях, когда руководство считает, что организация не до конца использовала
возможности существующих клиентурных рынков и совершенствования товара.
Основными разновидностямиданной стратегии являются: глубокое внедрение ни
рынок - обеспечение увеличе-ния сбыта существующих товаров на существующих
рынках с помощью более аг-рессивного маркетинга; расширение границ рынка - выход
предприятия на новые рынки с существующим товаром; совершенствование товара
- создание новых и модернизация существующих товаров.
Стратегия массового маркетинга - работа по
удовлетворению сразу всех типов потребителей.
Стратегия ограниченного роста - практика установления
целей от достигнуто-го, скорректированных с учетом инфляции. Чаще всего она
применяется в <зре-лых>, сложившихся отраслях экономики, к которым относится и
сельское хозяй-ство, со стабильной технологией. Обычно этой стратегии
придерживаются пред-приятия, имеющие прочные позиции на рынке.
Стратегия роста -альтернатива развития предприятия,
которая реализуется в постоянно возрастающем уровне его целей. Различают
следующие виды этой стратегии: ограниченный рост, интенсивный рост,
диверсификационньш рост.
Стратегия сегментирования - выбор в качестве
целевого рынка конкретной группы потребителей с выраженными особенностями в
покупательском поведе-нии.
Стратегия сокращения - применяется в
случаях: утраты позиций на рынке в связи с более эффективной деятельностью
конкурентов; долгосрочных неблаго-приятных тенденций во внешней среде;
переориентации на новые сферы эконо-мики; задолженности предприятия и др.
Основными разновидностями данной стратегии являются: ликвидация - полная
распродажа имущества предприятия; <отсечение лишнего>- отделение и продажа
отдельных подразделений организа-ции; переориентация - сокращение операций
в какой-либо сфере деятельности предприятия.
Технология маркетинга - совокупность стадий,
операций, приемов, действий, необходимых для реализации маркетинговых решений.
Технология осуществления процесса маркетинга - совокупность
элементов: ис-следование рынка; прогнозирование, целеполагание, планирование;
организация системы маркетинга; анализ, контроль и рационализация процесса
маркетинга; координация и регулирование процесса маркетинга; оценка
маркетинговой дея-тельности и определение перспектив ее развития.
Товар в маркетинге - это продукт,
произведенный для продажи. Товар, приз-нанный покупателем, должен быть узнаваем.
Товарный знак - рисунок, клеймо, этикетка и т. д.,
присвоенные данному то-вару или фирме, надлежащим образом зарегистрированные.
Управление маркетингом - широкий комплекс мер
стратегического и такти-ческого характера, направленных на эффективное
осуществление рыночной дея-тельности предприятия и достижение его основной
цели: устойчивое и всесторон-нее удовлетворение потребителей товаров и услуг и
достижение на этой основе нормальной доходности и прибыльности.
Управленческое обследование - методическая оценка
функциональных зон предприятия, имеющая целью выявить его сильные и слабые
стороны. Чаще всего обследованию подвергаются пять функций: маркетинг; финансы
(бухгалтерский учет); сельскохозяйственное производство (технологии); кадры;
корпоративная культура и образ предприятия.
ФОСАС - формирование спроса и активизация сбыта товаров.