СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Агробизнес - предпринимательская деятельность во всех сферах АПК, кото-рая ведется на принципах экономической выгоды.

Агромаркетинг - целенаправленная деятельность по прогнозированию, пла-нированию, организации и удовлетворению спроса потребителей на товары, услу-ги, идеи, связанные с сельскохозяйственным производством, управлению этим процессом.

Банк данных - накопленная систематизированная информация по определен-ной проблеме, используемая для ее анализа.

Банк моделей - набор математических описаний конкретных маркетинговых систем, процессов и явлений.

Банк статистических процедур - совокупность методов и методик статистичес-кой и математической обработки информации, позволяющих исследовать взаимо-связь и взаимозависимость данных и определит!, степень их статистической на-дежности.

Демаркетинг - тип маркетинга, используемый предприятием в ситуациях, ха-рактеризующихся значительным превышением спроса над предложением, когда производитель не имеет возможности или не считает необходимым соответствую-щим образом увеличить предложение товаров. Его задача - снижение спроса в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения предприятия.

Емкость рынка - объем реализуемого на рынке товара в течение определенно-го отрезка времени (года, месяца и т.д.).

Жизненный цикл товара - процесс разлития продаж товара и получения при-были, состоящий из четырех стадий: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад.

Имидж предприятия - целенаправленно сформированный с помощью средств коммуникации образ предприятия.

Интеграционный (или внешний) рост предприятия- альтернатива развития, которая реализуется через поглощение конкурентов предприятием, или слияние его с другими предприятиями, или переход других предприятий под его жесткий контроль. При этом выделяют следующие разновидности интеграции: регрессив-ная - объединение с поставщиками; прогрессивная- попытка получить во владе-ние или поставить под жесткий контроль систему сбыта; горизонтальная - погло-щение конкурентов.

Инжиниринг - форма поставки комплекса сопутствующих товару услуг.

Инфратоварное обеспечение - сохранение качества товара, упаковка, транс-портировка, складирование.

Конкуренция монополистическая - рыночная структура, которая отличается от состояния рынка при чистой конкуренции продажами высокодифференцирован-ной (неоднородной) продукции.

Конкуренция олигополистическая - рыночная структура, для которой характер-но очень небольшое число фирм, вследствие чего действие любой из них оказывает заметное влияние на производственную деятельность других фирм в отрасли.

Конкуренция чистая - рыночная структура, которая характеризуется очень большим числом потребителей и продавцов однородного продукта. Выход на ры-нок и уход с него не вызывают или почти не вызывают издержек. Информация о производстве открыта для всех участников рыночных операций.

Комплекс маркетинга - совокупность элементов внутренней среды предприя-тия: инновационной деятельности и планирования производственного и товар-ного ассортимента; формирования ценовой политики; построения предприятием системы маркетинговых коммуникаций, включающих рекламу, взаимоотношения с общественностью, стимулирование сбыта и т. д.

Консалтинг- широкий комплекс консультационных и практических услуг; 2) профессиональное содействие, оказываемое специалистами по управлению ру-ководителям и управленческому персоналу различных предприятий и организа-ций в решении проблем их функционирования и развития в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.

Консультирование обучающее-деятельность консультантов по сбору идей, анализу решений, предоставление клиенту соответствующей теоретической и практической информации в форме лекций, семинаров, пособий и т. д.

Консультирование процессное - работа консультанта с клиентом, оценка его идей, предложений, анализ проблем и подготовка решений. Роль консультанта зак-лючается в аккумулировании идей, оценке решений, полученных в процессе совме-стной работы с клиентом, приведении их в систему и подготовке рекомендаций.

Консультирование экспертное -деятельность консулыанта по .тиапкчмике. разработке решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент должен обеспе-чить консультанта необходимой информацией.

Контроллинг - система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия, условно- система управления прибылью предприятия.

Культура корпоративная - единая система ценностей, норм и правил деятель-ности, которыми должны руководствоваться все работники предприятия.

Культура информационная - умение вести поиск и эффективно использовать информацию, пользоваться современными средствами коммуникаций, компью-терная грамотность.

Купон - своеобразный сертификат, выдаваемый фирмой покупателю и даю-щий право на определенную экономию (скидку) при покупке конкретного товара.

Лидерство в ценах - стратегия ценообразования, при которой одна из фирм объявляет об изменении цен и все остальные фирмы отрасли осуществляют такие же изменения; применяется в условиях олигономики.

Лизинг- долгосрочная аренда машин и оборудования или выдача оборудова-ния напрокат.

Личная (персональная) продажа - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его продажи.

Макросреда маркетинга - совокупность факторов, оказывающих широкомас-штабное воздействие на деятельность предприятия, элементы его макросреды. К основным факторам .макросреды относятся политико-правовые, экономические научно-технические, природно-климатические, демографические и культурные.

Маркетинг -концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленная на комплексное изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентирован-ная на них в производстве товаров и услуг.

Маркетинг конверсионный - тип маркетинга, используемый предприятием в ситуациях, при которых рынок отвергает данный товар независимо от его каче-ства и потребительских свойств. Задача такого маркетинга заключается в деталь-ном анализе причин неприязни к товару и, если это возможно, изменении нега-тивного отношения к нему, стимулировании зарождения спроса и в перспективе в доведении его до уровня, соответствующего предложению.

Маркетинг поддерживающий - тип маркетинга, используемый предприятием в наиболее благоприятных и желательных ситуациях, характеризующихся соответ-ствием спроса предложению по объему и структуре. Его задача - поддержание спроса на достигнутом уровне на время, оптимальное с точки зрения предприятия.

Маркетинг противодействующий - тип маркетинга, используемый предприя-тием в ситуациях, характеризующихся иррациональным спросом на товары. Его задача- ликвидация или снижение иррационального спроса.

Маркетинг развивающий - тип маркетинга, используемый предприятием в ус-ловиях потенциального (формирующегося) спроса, когда потребности покупате-лей, требующие удовлетворения, уже существуют, в то время как товары, способ-ные их удовлетворить, отсутствуют. Его задача - превратить потенциальный спрос в реально предъявляемый.

Маркетинг стимулирующий- тип маркетинга, используемый предприятием в ситуациях, характеризующихся отсутствием спроса па товар (безразличное отно-шение потребителей). Его цель - увязать достоинства товара с потребностями по-купателей.

Маркетинговая стратегия - широкомасштабная программа предприятия, на-правленная на достижение основных целей маркетинга. Включает разработку це-левых рынков (сегментов рынка), комплекса маркетинга и его бюджета, а также определение начала и продолжительности проведения основных маркетинговых мероприятий.

Маркетинговое исследование - ряд последовательных действий, которые мож-но объединить в несколько этапов: определение проблемы (круга вопросов) и формирование целей исследования; предварительный анализ имеющейся инфор-мации; отбор источников информации; формирование плана маркетингового ис-следования; сбор информации; анализ собранной информации; представление отчета о полученных результатах.

Менеджмент -совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персон;пом.

Меркантилизм - экономическая доктрина, возникшая в XVII в., согласно ко-торой благосостояние народа во многом зависит от торгового капитала, внешней торговли, благодаря чему происходит накопление капитала внутри страны.

Микросреда маркетинга - совокупность факторов внешней среды предприя-тия, с которыми оно непосредственно сталкивается: поставщики, конкуренты, мар-кетинговые посредники (торговые посредники; организации, осуществляющие транспортировку и хранение продукции; финансово-кредитные учреждения; рек-ламные агентства и др.), контактные аудитории и целевые клиентурные рынки.

Миссия предприятия - основная цель предприятия, причина его существования (<генеральная цель>). Все остальные цели играют подчиненную роль. Обычно миссия формулируется в официальном программном заявлении.

Подсистема маркетингового анализа- совокупность элементов системы мар-кетинговой информации, обеспечивающих ее хранение, обработку и анализ. Цель функционирования подсистемы - представление обработанной систематизиро-ванной информации управляющим маркетингом для принятия соответствующих решений.

Пропаганда предпринимательства - неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевиде-нию и т.д.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ог-раждение собственной экономики от иностранной конкуренции (высокие тамо-женные пошлины на импортные товары, снижение экспортных пошлин, выдача денежных субсидий отдельным товаропроизводителям и т.д.).

Профессиональная этика - совокупность определенных нравственных обязан-ностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношени-ях работников в процессе трудовой деятельности.

Ревизия маркетинга - систематизированные критические и объективные оценки и обзор основных целей и политики маркетинга предприятия, применяе-мых методов, процедур, деятельности персонала, используемые для достижения поставленных целей.

Реинжиниринг - радикальная перестройка на более высоком уровне бизнеса в целях улучшения таких важных показателей, как себестоимость, качество продук-ции, уровень сервиса, скорость оборота средств, прибыльность.

Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени спонсора (определение Американской маркетинговой ассоциации - АМА).

Рекламная идея - основной стержень, вокруг которого объединяются все ме-роприятия рекламной кампании.

Рекламная кампания - комплекс рекламных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя.

Рекламное агентство - независимая фирма, специализирующая на выполне-нии рекламных функций: проведении рекламных исследований, разработке пла-нов рекламной деятельности, разработке и проведении рекламных кампаний, в том числе подготовке рекламных обращений, производстве рекламоносителей, размещении рекламных обращений. Рекламное агенство делает все это от имени своих клиентов-рекламодателей и за их счет. Оно имеет перед рекламодателями финансовые и юридические обязательства.

Рекламное обращение - средство представления информации получателю, имеющее конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступа-ющее к адресату с помощью конкретного канала коммуникации.

Ремаркетинг - тип маркетинга, используемый предприятием в ситуациях, ха-рактеризующихся снижением спроса, характерных для подавляющего большин-ства товаров, достигающих стадии спада в жизненном цикле. Его задача - ожив-ление падающего спроса.

Сегментация   рынка - подразделение   массы   покупателей   на  определенные

группы (сегменты), характеризующиеся общностью черт и требований к товару, а также единой мотивацией покупок данного товара.

Синхромаркетинг - тип маркетинга, используемый предприятием в ситуаци-ях, характеризующихся колеблющимся спросом, носящих достаточно устойчивый циклический характер. Его задача - синхронизация объема и структуры спроса и предложения товаров.

Система агромаркетинговой информации (САМИ) - совокупность приемов и методов систематического, планомерного сбора, анализа и передачи информации, используемой в процессе принятия решений в агробизнесе.

Система агромаркетинговых коммуникаций (САМК) -единый комплекс, объе-диняющий участников, каналы и приемы коммуникаций предприятия АПК, на-правленный на установление и поддержание определенных взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках маркетинговой политики предприятия.

Слоган - краткий рекламный девиз, лозунг, призыв, обычно представляющий рекламное обращение. Слоган - одно из основных средств привлечения внима-ния аудитории благодаря его краткости и обещанию удовлетворения потребнос-тей получателей.

Спрос иррациональный - спрос на товар, нежелательный с точки зрения бла-гополучия потребителя или общества в целом (наркотики, табачные изделия, спиртные напитки).

Спрос колеблющийся - состояние спроса, при котором происходят колебания его объема и структуры, не совпадающие во времени с объемом и структурой предложения товара.

Спрос негативный - ситуация, при которой рынок отвергает данный товар не-зависимо от качества и потребительских свойств.

Спрос оптимальный - соответствие спроса предложению по объему и структуре.

Спрос падающий - состояние спроса, характерное для большинства товаров в стадии спада жизненного цикла; нуждается в оживлении.

Спрос платежеспособный - рыночная форма проявления потребностей, пред-ставленная в денежной форме.

Спрос формирующийся - потребности покупателей уже существуют, а товары, способные их удовлетворить, отсутствуют.

Спрос чрезмерный - значительное превышение спроса над предложением, когда производитель не хочет или не может увеличить объемы производства.

Стратегическая зона хозяйствования - сегмент внешней среды, на который организация имеет (или хочет получить) выход.

Стратегический хозяйственный центр - внутриорганизационная единица, от-вечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или не-скольких зонах хозяйствования.

Стратегическое управление - деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, по-зволяющая оптимально использовать существующий потенциал с учетом вне-шних требований.

Стратегия диверсификационного роста - широкий выход на новые рынки с новыми товарами.

Стратегия интенсивного роста - применяется в ситуациях, когда руководство считает, что организация не до конца использовала возможности существующих клиентурных рынков и совершенствования товара. Основными разновидностямиданной стратегии являются: глубокое внедрение ни рынок - обеспечение увеличе-ния сбыта существующих товаров на существующих рынках с помощью более аг-рессивного маркетинга; расширение границ рынка - выход предприятия на новые рынки с существующим товаром; совершенствование товара - создание новых и модернизация существующих товаров.

Стратегия массового маркетинга - работа по удовлетворению сразу всех типов потребителей.

Стратегия ограниченного роста - практика установления целей от достигнуто-го, скорректированных с учетом инфляции. Чаще всего она применяется в <зре-лых>, сложившихся отраслях экономики, к которым относится и сельское хозяй-ство, со стабильной технологией. Обычно этой стратегии придерживаются пред-приятия, имеющие прочные позиции на рынке.

Стратегия роста -альтернатива развития предприятия, которая реализуется в постоянно возрастающем уровне его целей. Различают следующие виды этой стратегии: ограниченный рост, интенсивный рост, диверсификационньш рост.

Стратегия сегментирования - выбор в качестве целевого рынка конкретной группы потребителей с выраженными особенностями в покупательском поведе-нии.

Стратегия сокращения - применяется в случаях: утраты позиций на рынке в связи с более эффективной деятельностью конкурентов; долгосрочных неблаго-приятных тенденций во внешней среде; переориентации на новые сферы эконо-мики; задолженности предприятия и др. Основными разновидностями данной стратегии являются: ликвидация - полная распродажа имущества предприятия; <отсечение лишнего>- отделение и продажа отдельных подразделений организа-ции; переориентация - сокращение операций в какой-либо сфере деятельности предприятия.

Технология маркетинга - совокупность стадий, операций, приемов, действий, необходимых для реализации маркетинговых решений.

Технология осуществления процесса маркетинга - совокупность элементов: ис-следование рынка; прогнозирование, целеполагание, планирование; организация системы маркетинга; анализ, контроль и рационализация процесса маркетинга; координация и регулирование процесса маркетинга; оценка маркетинговой дея-тельности и определение перспектив ее развития.

Товар в маркетинге - это продукт, произведенный для продажи. Товар, приз-нанный покупателем, должен быть узнаваем.

Товарный знак - рисунок, клеймо, этикетка и т. д., присвоенные данному то-вару или фирме, надлежащим образом зарегистрированные.

Управление маркетингом - широкий комплекс мер стратегического и такти-ческого характера, направленных на эффективное осуществление рыночной дея-тельности предприятия и достижение его основной цели: устойчивое и всесторон-нее удовлетворение потребителей товаров и услуг и достижение на этой основе нормальной доходности и прибыльности.

Управленческое обследование - методическая оценка функциональных зон предприятия, имеющая целью выявить его сильные и слабые стороны. Чаще всего обследованию подвергаются пять функций: маркетинг; финансы (бухгалтерский учет); сельскохозяйственное производство (технологии); кадры; корпоративная культура и образ предприятия.

ФОСАС - формирование  спроса и активизация сбыта товаров.