Задание для самостоятельной работы

Задание.  Проанкетировать потребителей.

Используя любые из ниже перечисленных приемов, составить анкету для опроса потенциальных потребителей экологически чистых овощей. Обсудить содержание разработанной анкеты в группе, опросить потребителей и разработать рекомендации для сельскохозяйственного производства.

В ходе разработки анкеты следует продумать вопросы, которые необходимо задать, выбрать их формулировки и последовательность. Типичные ошибки в составлении анкет: постановка вопросов, на которые невозможно ответить или но которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Вопросы выбирают по их важности в достижении результатов исследования, четко формулируют, чтобы не повлиять на направленность ответа. Задают их в логической последовательности: первый вопрос должен пробуждать интерес у опрашиваемых; вопросы, квалифицирующие опрашиваемых по группам, трудные или личные задают в конце .(табл. 3)

 

 

 

 

Таблица 3

Приемы составления анкет

 

Название приёма

Суть приёма

Закрытые вопросы.

Вопрос включает в себя возможные варианты ответов, опрашиваемый выбирает один из них.

Альтернативный вопрос.

Вопрос, предлагающий выбор из двух ответов (да/нет).

Вопрос, предполагающий выборочный ответ.

Вопрос, предлагающий три и более варианта на выбор.

Вопрос, предполагающий ответ по шкале Лейкерта.

Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления (решительно не согласен, не согласен, не могу сказать, согласен, решительно согласен)

Семантический дифференциал.

Шкала разрядов между двумя полярными понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его отношения (опытный – неопытный, современный – несовременный.).

Шкала важности.

Шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности (важно, неважно, очень важно, совсем неважно, довольно важно).

Оценочная шкала.

Шкала с ранжированием любого признака(отличное, очень хорошее, хорошее, сносное, неудовлетворительное).

Открытые вопросы.

Вопрос дает возможность отвечать своими словами, опрашиваемые ничем не связаны в ответах.

Вопрос без заданной структуры.

Вопрос, на который опрашиваемый может ответить практически бесчисленным количеством способов.

Подбор словесных ассоциаций.

Опрашиваемому называют слово и просят назвать в ответ другое, первым пришедшее на ум.(какое слово приходит на ум, когда вы слышите…?).

Завершение предложения.

Опрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят завершить его ( когда я выбираю … , для меня самое главное…).

Завершение рассказа.

Опрашиваемому предлагают завершить незаконченный рассказ (на днях…и вот такие чувства и мысли у меня это вызвало.).

Завершение рисунка.

На рисунке два персонажа, один из которых высказывает мысль. Опрашиваемого просят представить себя на месте другого персонажа и вписать свой ответ от его имени в пустой овал (Впишите свой ответ в пустой овал на рисунке).

Тематический тест.

Опрашиваемому показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что, по его мнению, на ней происходит или может произойти (Придумайте рассказ о том, что вы здесь видите…).

 

 

 

 

 

 

   Задание 2. Дать себе характеристику, как потребителю продуктов питания: какой  у вас доход, вкусы, привычки, возраст, потребности; что едите, где, сколько, когда.

 

     Задание3. Охарактеризовать группы потребителей продукции предприятия (сегменты рынка).

     Основные классификационные признаки сегментации: назначение товара (производственно-техническое, услуга, продукт питания), демографические (возраст, пол, величина семьи, род занятий потребителя), социально-психологические (доходы, уровень культуры, традиции и обычаи, требования к оформлению товара,  упаковке), характер потребления (постоянный, разовые потребители) и т.д. Для оценки сегмента рассчитывают следующие показатели: темпы роста продаж по видам продукции; долю каждого сегмента в объёме этих продаж и прибыли предприятия.

 

      Задание 4. Охарактеризовать поведение на рынке потребителей продукции (работ, услуг) предприятия.

      Характеристика потребителей: по категориям (индивидуальные, торговые организации, перерабатывающие предприятия, государственные организации); объёмам реализации (основные, не основные, вновь приобретённые, потенциальные). Требуется проанализировать изменения объёмов  реализации, цен, прибыли, уровня рентабельности за последние три года в целом и по группам потребителей (рост, спад), а также цикличность спроса и его уровень по отношению к возможностям производства; сформулировать выводы о прогнозах на будущее с учетом возможного риска и региональных тенденций.

 

     Задание 5.Кто может быть потенциальным потребителем следующих товаров: компьютеры, детективные романы, бензин, фрукты, фотоаппараты.

 

     Задание 6. Определить показатель «рыночной доли» предприятия по некоторым основным видам продукции для местного, регионального и внутреннего рынка

страны и оценить его изменения в перспективе.

     При расчёте рекомендуется пользоваться статистическими данными о производстве данного вида продукции за ряд лет по России, области, району и предприятию, а также сформулировать  выводы об изменениях производства по годам и рынкам.