Тема 7: ИНФЛЯЦИЯ. БЕЗРАБОТИЦА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Изучение этой темы позволит понять:
- каковы отличия между циклической, фрикционной и структурной формами безработицы
- что такое инфляция и способы измерения ее уровня;
- каковы основные фазы экономического цикла;
- какие существуют социально - экономические последствия инфляции и безработицы;
- основные формы и методы государственного воздействия на экономику с целью снижения высокого уровня цен и безработицы.
ПЛАН:
- Сущность и измерение инфляции. Виды, факторы, причины.
- Социально- экономические последствия инфляции. Кривая Филипса: связь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стагфляция.
- Антиинфляционная политика. Теория и практика антиинфляционных мероприятий.
- Причины, формы и способы подсчета безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы.
- Социально - экономические издержки безработицы. Закон Оукена, его роль в экономическом анализе. Современные проблемы регулирования рынка труда.
- Циклический характер развития рыночной экономики. Теории делового цикла. Основные черты и классификация экономических циклов.
Темы для рефератов и докладов
- Особенности делового цикла 80-90гг. в России.
- Инфляция: причины и виды. Особенности инфляционных процессов в России.
- Безработица в России, и ее особенности.
- Взаимосвязь безработицы и инфляции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
Задание 1.Предположим, что индекс потребительских цен (ИПЦ) в прошлом году был 102, а в этом году - 108.
а) каким был уровень инфляции в этом году?
б) сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на этом уровне? Если снизится до 3%?
Задание 2.Дом, купленный в январе 1985 года за 10 тыс. рублей, вы продали в январе1992 года за 1,5 млн. рублей. Инфляция по годам составляла:
Таблица 20
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
10% |
15% |
20% |
40% |
60% |
200% |
600% |
Задание 3.Предположим, что в данном году номинальный ВНП равнялся 4 трлн. рублей, естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень - 9%. Используя закон Оукена, определите:
а) Величину отставания объема фактического ВНП от потенциального в процентах.
б) Разрыв ВНП.
Задание 4.Все население составляет 100 млн. человек, 18 млн. человек - дети до 16 лет и люди, находящиеся в специализированных учреждениях; 20 млн. человек - пенсионеры и учащиеся; 2 млн. человек занимаются ведением домашнего хозяйства; 4 млн. человек - безработные, активно ищущие работу.
Используя эти данные рассчитайте:
а) величину рабочей силы;
б) численность занятых и уровень безработицы;
в) официальный уровень безработицы.
Задание 5.В таблице 21 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел)
Таблица 21
|
Первый год |
Пятый год |
Рабочая сила
Занятые
Безработные
Уровень безработицы (%) |
84889
80796
________
________ |
95453
87524
_________
_________ |
а) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы?
б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?
Вопросы для повторения:
- В рыболовецких и туристских регионах средние уровни безработицы в длительном периоде выше, чем в индустриальных регионах. Как это можно объяснить?
- Какова тенденция движения естественного уровня безработицы? Чем вызвана такая тенденция?
- Как, по вашему мнению, влияет деятельность профсоюзов на величину безработицы?
- Чем отличается инфляция от обычного повышения цен?
- В чем разница между краткосрочной и долгосрочной кривыми Филипса?
- Как Вы считаете, существуют ли строго повторяющиеся экономические циклы или конъюнктурные колебания не имеют строгой упорядоченности?
- Какие фазы включает экономический цикл?
- Как влияет на экономический цикл фактор государственных расходов?
- В чем различия между классическими циклами и длинными волнами Кондратьева?
- Что такое стагфляция?