Тема 7: ИНФЛЯЦИЯ. БЕЗРАБОТИЦА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

Изучение этой темы позволит понять:


ПЛАН:

  1. Сущность и измерение инфляции. Виды, факторы, причины.
  2. Социально- экономические последствия инфляции. Кривая Филипса: связь безработицы и инфляции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стагфляция.
  3. Антиинфляционная политика. Теория и практика антиинфляционных мероприятий.
  4. Причины, формы и способы подсчета безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы.
  5. Социально - экономические издержки безработицы. Закон Оукена, его роль в экономическом анализе. Современные проблемы регулирования рынка труда.
  6. Циклический характер развития рыночной экономики. Теории делового цикла. Основные черты и классификация экономических циклов.


Темы для рефератов и докладов


  1. Особенности делового цикла 80-90гг. в России.
  2. Инфляция: причины и виды. Особенности инфляционных процессов в России.
  3. Безработица в России, и ее особенности.
  4. Взаимосвязь безработицы и инфляции.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:


Задание 1.Предположим, что индекс потребительских цен (ИПЦ) в прошлом году был 102, а в этом году - 108.
а) каким был уровень инфляции в этом году?
б) сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на этом уровне? Если снизится до 3%?


Задание 2.Дом, купленный в январе 1985 года за 10 тыс. рублей, вы продали в январе1992 года за 1,5 млн. рублей. Инфляция по годам составляла:


Таблица 20

1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
10% 15% 20% 40% 60% 200% 600%

Задание 3.Предположим, что в данном году номинальный ВНП равнялся 4 трлн. рублей, естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень - 9%. Используя закон Оукена, определите:
а) Величину отставания объема фактического ВНП от потенциального в процентах.
б) Разрыв ВНП.


Задание 4.Все население составляет 100 млн. человек, 18 млн. человек - дети до 16 лет и люди, находящиеся в специализированных учреждениях; 20 млн. человек - пенсионеры и учащиеся; 2 млн. человек занимаются ведением домашнего хозяйства; 4 млн. человек - безработные, активно ищущие работу.

Используя эти данные рассчитайте:
а) величину рабочей силы;
б) численность занятых и уровень безработицы;
в) официальный уровень безработицы.

Задание 5.В таблице 21 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел)

Таблица 21

  Первый год Пятый год
Рабочая сила
Занятые
Безработные
Уровень безработицы (%)
84889
80796
________
________
95453
87524
_________
_________


а) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы?
б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?
в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?


Вопросы для повторения:


  1. В рыболовецких и туристских регионах средние уровни безработицы в длительном периоде выше, чем в индустриальных регионах. Как это можно объяснить?
  2. Какова тенденция движения естественного уровня безработицы? Чем вызвана такая тенденция?
  3. Как, по вашему мнению, влияет деятельность профсоюзов на величину безработицы?
  4. Чем отличается инфляция от обычного повышения цен?
  5. В чем разница между краткосрочной и долгосрочной кривыми Филипса?
  6. Как Вы считаете, существуют ли строго повторяющиеся экономические циклы или конъюнктурные колебания не имеют строгой упорядоченности?
  7. Какие фазы включает экономический цикл?
  8. Как влияет на экономический цикл фактор государственных расходов?
  9. В чем различия между классическими циклами и длинными волнами Кондратьева?
  10. Что такое стагфляция?