РАЗДЕЛ III . Растительные ткани
Тема: Образовательные ткани (меристемы)
Материалы. Постоянные микропрепараты: "Точка роста", "Кончик корня лука".
Образовательная ткань или меристема - это недифференцированная растительная ткань, клетки которой способны многократно делиться. Возникшие из меристем клетки дифференцируются и дают начало всем тканям и органам растений.
Клетки меристемы имеют малодифференцированный протопласт и слабо оформленные мелкие вакуоли. Пластиды обычно находятся в стадии пропластид. Отложения запасных веществ в активно делящихся клетках не происходит. Клетки меристематической ткани располагаются близко и не имеют межклетников. Однако разные меристемы сильно отличаются по форме и размерам составляющих их клеток.
Ход работы
Задание 1. Изучить внешнее строение верхушечной почки элодеи канадской на постоянном микропрепарате "Точка роста". Найти: конус нарастания, первичные бугорки (зачатки листьев), зачаточные листья, вторичные бугорки (зачатки боковых побегов). Сделать рисунок (рис. 12).
Рис. 12. Апикальная меристема в верхушечной почке побега элодеи:
А - продольный разрез; Б - конус нарастания (внешний вид и разрез); В - клетка первичной меристемы; Г - клетка из сформировавшегося листа.
1 - конус нарастания, 2 - первичный бугорок, 3 - вторичный бугорок (бугорок пазушной почки), 4 - зачатки листьев.
Последовательность работы. При малом увеличении в центральной части разреза почки найти удлиненный конус нарастания с верхушкой округлой формы. Над конусом нарастания виден как бы свод, образованный зачаточными листьями, идущими от основания почки. Передвигая постепенно препарат, проследить возникновение и рост этих листьев. На некотором расстоянии от конуса нарастания на поверхности стебля появляются бугорки. Это самые молодые зачатки листьев. Ниже по стеблю бугорки более крупные и более вытянутые - все более приобретающие форму листьев. Над основанием (в пазухе) некоторых листьев имеется еще по одному бугорку (вторичные бугорки), из которых в дальнейшем образуются пазушные почки, они дают начало боковым ветвям.
Затем изучить строение конуса нарастания при большом увеличении. Рассмотреть паренхимные клетки конуса. В центре клетки находится крупное темно окрашенное ядро. Границы клеток различаются с трудом, так как стенки тонкие и прозрачные, а густая цитоплазма окрашена довольно интенсивно. Затем переместить препарат и рассмотреть клетки расположенные ниже. Отметить, что по мере удаления от конуса нарастания содержимое клеток становится светлее, в цитоплазме появляются вакуоли, а размеры клеток явно увеличиваются. Стенки клеток теперь видны четко. Размер ядер почти не изменяется, поэтому ядро занимает относительно меньшую часть разросшейся клетки. Такое превращение меристемы в специализированную ткань особенно хорошо выражено в более крупных листьях, прикрывающих конус нарастания. Зарисовать анатомическое строение почки элодеи канадской, обозначив конус нарастания, первичные и вторичные бугорки, зачаточные листья.
Задание 2. Рассмотреть апикальную меристему корня на постоянном микропрепарате "Кончик корня лука" (рис. 13). Сделать рисунок.
Последовательность работы. Сначала при малом увеличении рассмотреть кончик корня в плане. Изучение препарата начать с корневого чехлика, который прикрывает нежные клетки меристемы. Чехлик состоит из живых тонкостенных клеток, которые постоянно обновляются. Поэтому, на препарате можно увидеть сброшенные чехликом клетки.
Затем подробно изучить меристему корня, которая расположена под корневым чехликом в зоне деления и составляет всего около 1 мм. Зарисовать апикальную меристему в кончике корня и сделать обозначения.
Рис. 13. Апикальная меристема в кончике корня:
1 - чехлик, 2 - апикальная меристема
Контрольные вопросы
1. Каковы признаки меристематической ткани?
2. В чем отличие первичной меристемы от вторичной?
3. Какая меристема обуславливает нарастание органа в длину, а какая ? в толщину?
4. Что такое конус нарастания побега?
5. Какие особенности строения имеют клетки меристемы?
6. Почему происходит зарастание ран на органах растений?