ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Анкета 1
Здравствуй, друг!
Ты прожил в лагере уже 6 дней. У тебя появилось много впечатлений. Пожалуйста, поделись ими с нами. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.
Спасибо за участие
Анкета 2
Дорогой друг!
Нам, организаторам смены, очень важно, как ты себя чувствуешь в лагере. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.
Благодарим за участие!
Методика исследования настроения
Каждый вечер ребенок в графике (на каждом отряде разрабатывается индивидуально) отмечает цвет, соответствующий его настроению в этот день. График может быть сделан в виде матрицы. В такой матрице ребенок каж╜дый вечер закрашивает напротив своей фамилии квадратик цветом, соответствующим его настроению. Цветограмму можно сделать и в виде экрана, на котором расположены семь больших разноцветных прямоугольников. Каждый вечер ребенок размещает бирку со своим именем на тот квадрат, который соответствует его настроению.
Цветовая гамма, соответствующая настроению:
Красный - ВОСТОРЖЕННОЕ (7 баллов)
Оранжевый - РАДОСТНОЕ (6 баллов)
Желтый - СВЕТЛОЕ, ПРИЯТНОЕ (5 баллов)
Зеленый - СПОКОЙНОЕ, РОВНОЕ (4 балла)
Синий - ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ (3 балла)
Фиолетовый - ТРЕВОЖНОЕ, ТОСКЛИВОЕ (2 балла)
Черный - ПОЛНЫЙ УПАДОК, УНЫНИЕ (1 балл)
Каждому цвету соответствует определенное количество баллов (от 1 до 7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на количество детей в отряде. Таким образом, выявляется общее настроение отряда. Таким же способом можно увидеть преобладающее настроение в отряде, эмоциональное состояние каждого ребенка в отряде, эмоциональные спады и подъемы в коллективе.
Тест на межличностные отношения. Социометрия
Социометрия состоит из двух слов: латинского - общество и греческого - измеряю, то есть - измерение общества, или "социальное измерение". Социометрия - метод научного изучения межличностных отношений и места каждого в структуре этих отношений.
Цель: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами отряда (класса, группы и т. д.).
Задачи:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в отряде;
- выявление соотносительного авторитета членов отряда по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригруп - повых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования отряда, повышения его сплоченности и эффективной деятельности. В условиях временного детского коллектива такой тест проводят 2-3 раза. Первый срез делается в конце оргпериода - начале основного, второй срез - в середине смены, и последний можно про вести в конце смены.
Материалы: бланк социометрического опроса (можно использовать обычные чистые листы), список отряда, социоматрица.
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющего некоторый опыт взаимодействия и общения.
Порядок исследования. Перед началом опроса проводится инструктаж (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для отряда, показать, как нужно выполнять задание, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с отрядом. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом, либо к отказу осуществить негативный выбор.
Примерный текст инструкции: "При формировании отряда, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в отряде достаточно определились, и для вас и для вожатых выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Мы гарантируем тайну индивидуальных ответов".
После этого начинается сам опрос. Ему подвергаются все члены отряда. Респонденты должны записать фамилии членов отряда, выбранных ими по тому или иному критерию в опросный лист (но не больше трех в каждом вопросе) и указать свою фамилию. В процессе исследования вожатый должен следить за тем, чтобы дети не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять детей с ответами. В то же время, если дети не помнят всех по фамилиям, и не имеют перед собой списка отряда, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно вывесить на видное место.
Бланк социометрического опроса
ФИО______________________________________
Отряд___________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего отряда, с учетом отсутствующих.
Обработка и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы заключаются в скобки, или полукружком, если взаимность неполная (см. пример).
2. Чтобы выяснить взаимоотношения между членами отряда, на основе матрицы делают социограмму в виде схемы - "мишени". Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
Внутренний круг - это так называемая "зона звезд", иногда называют "звезды", или "лидеры", в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (6 и более).
Второй круг - "зона предпочитаемых", иногда называют "ожидаемые", в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (от 3 до 5).
Третий круг - "зона пренебригаемых", в которую вошли лица, набравшие выборов ниже среднего показателя (1-2).
За кругом - "зона изолированных", аутсайдеров - это те, которые не получили не одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Также видно общаются между собой мальчики и девочки.
№ |
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
1 |
Акимов |
• |
1 |
3 |
3 |
2) |
||||||
2 |
Бутаков |
2 |
• |
2 |
2 |
3) |
||||||
3 |
Викова |
3 |
• |
3 |
3 |
|||||||
4 |
Димов |
1 |
• |
1 |
2) |
|||||||
5 |
Иванов |
1 |
• |
2 |
3 |
3 |
||||||
6 |
Кирова |
• |
3 |
3 |
||||||||
7 |
Мухина |
1 |
3 |
• |
2 |
|||||||
8 |
Петрова |
• |
||||||||||
9 |
Пухова |
(2) |
1 |
1 |
• |
|||||||
10 |
Тимошин |
(1) |
1 |
1 |
2 |
• |
||||||
Количество выборов |
5 |
5 |
6 |
6 |
0 |
10 |
4 |
4 |
16 |
8 |
64 |
|
Количество взаимных выборов |
1 |
2 |
1 |
0,5 |
4,5 |