ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Анкета 1

Здравствуй, друг!

Ты прожил в лагере уже 6 дней. У тебя появилось много впечатлений. Пожалуйста, поделись ими с нами. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

  1. Как ты себя чувствуешь в своем отряде? (Нужное подчеркни)
    1)отлично;
    2) хорошо;
    3) удовлетворительно;
    4) плохо.
  2. С какой целью ты приехал в лагерь? (Вариантов ответа может быть несколько)
    1) отдохнуть;
    2) найти много друзей;
    3) набраться опыта;
    4) выступить на сцене;
    5) поучаствовать в походе;
    6) свой вариант ответа.
  3. Знал ли ты про смену до приезда в лагерь? (Нужное подчеркни)
    1) да (напиши что именно)
    2) нет.
  4. Чего ты ждешь от смены лагеря?
    ___________________________________________________
  5. Оставь сведения о себе
    ___________________________________________________
    Отряд №
    Фамилия, имя

Спасибо за участие


Анкета 2

Дорогой друг!

Нам, организаторам смены, очень важно, как ты себя чувствуешь в лагере. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

  1. Как ты себя чувствуешь в отряде? (Выбери только один вариант ответа)
    - отлично;
    - хорошо;
    - удовлетворительно;
    - плохо.
  2. Какие чувства у тебя вызывают сверстники твоего отряда? (Выбери только один вариант ответа)
    - радость;
    - неопределенность;
    - тревогу;
    - свой вариант ответа.
  3. Каково твое отношение к традициям, законам, правилам лагеря?
    - считаю их нормой;
    - они не совсем понятны;
    - правила слишком жесткие;
    - свой вариант.
  4. Хочешь ли ты уехать домой сейчас?
    - да;
    - нет;
    - не знаю
  5. Чем занимается твой отряд?
    ____________________________________________________
    "Семейство №"

    Фамилия, имя
    ___________________________________________________

Благодарим за участие!


Методика исследования настроения

Каждый вечер ребенок в графике (на каждом отряде разрабатывается индивидуально) отмечает цвет, соответствующий его настроению в этот день. График может быть сделан в виде матрицы. В такой матрице ребенок каж╜дый вечер закрашивает напротив своей фамилии квадратик цветом, соответствующим его настроению. Цветограмму можно сделать и в виде экрана, на котором расположены семь больших разноцветных прямоугольников. Каждый вечер ребенок размещает бирку со своим именем на тот квадрат, который соответствует его настроению.

Цветовая гамма, соответствующая настроению:
Красный - ВОСТОРЖЕННОЕ (7 баллов)
Оранжевый - РАДОСТНОЕ (6 баллов)
Желтый - СВЕТЛОЕ, ПРИЯТНОЕ (5 баллов)
Зеленый - СПОКОЙНОЕ, РОВНОЕ (4 балла)
Синий - ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ (3 балла)
Фиолетовый - ТРЕВОЖНОЕ, ТОСКЛИВОЕ (2 балла)
Черный - ПОЛНЫЙ УПАДОК, УНЫНИЕ (1 балл)

Каждому цвету соответствует определенное количество баллов (от 1 до 7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на количество детей в отряде. Таким образом, выявляется общее настроение отряда. Таким же способом можно увидеть преобладающее настроение в отряде, эмоциональное состояние каждого ребенка в отряде, эмоциональные спады и подъемы в коллективе.


Тест на межличностные отношения. Социометрия


Социометрия состоит из двух слов: латинского - общество и греческого - измеряю, то есть - измерение общества, или "социальное измерение". Социометрия - метод научного изучения межличностных отношений и места каждого в структуре этих отношений.

Цель: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами отряда (класса, группы и т. д.).

Задачи:
- измерение степени сплоченности-разобщенности в отряде;
- выявление соотносительного авторитета членов отряда по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригруп - повых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования отряда, повышения его сплоченности и эффективной деятельности. В условиях временного детского коллектива такой тест проводят 2-3 раза. Первый срез делается в конце оргпериода - начале основного, второй срез - в середине смены, и последний можно про вести в конце смены.

Материалы: бланк социометрического опроса (можно использовать обычные чистые листы), список отряда, социоматрица.

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющего некоторый опыт взаимодействия и общения.

Порядок исследования. Перед началом опроса проводится инструктаж (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для отряда, показать, как нужно выполнять задание, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с отрядом. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом, либо к отказу осуществить негативный выбор.

Примерный текст инструкции: "При формировании отряда, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в отряде достаточно определились, и для вас и для вожатых выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Мы гарантируем тайну индивидуальных ответов".

После этого начинается сам опрос. Ему подвергаются все члены отряда. Респонденты должны записать фамилии членов отряда, выбранных ими по тому или иному критерию в опросный лист (но не больше трех в каждом вопросе) и указать свою фамилию. В процессе исследования вожатый должен следить за тем, чтобы дети не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять детей с ответами. В то же время, если дети не помнят всех по фамилиям, и не имеют перед собой списка отряда, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно вывесить на видное место.


Бланк социометрического опроса

ФИО______________________________________

Отряд___________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего отряда, с учетом отсутствующих.

  1. С кем из вашего отряда ты пошел бы в многодневный туристический поход?
    а)
    б)
    в)
  2. Кого бы ты из отряда пригласил бы на свой день рождения?
    а)
    б)
    в)
  3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
    а)
    б)
    в)
  4. С кем бы ты хотел работать в одной творческой группе по подготовке отрядного дела?
    а)
    б)
    в)


Обработка и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы заключаются в скобки, или полукружком, если взаимность неполная (см. пример).

2. Чтобы выяснить взаимоотношения между членами отряда, на основе матрицы делают социограмму в виде схемы - "мишени". Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

Внутренний круг - это так называемая "зона звезд", иногда называют "звезды", или "лидеры", в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (6 и более).

Второй круг - "зона предпочитаемых", иногда называют "ожидаемые", в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя (от 3 до 5).

Третий круг - "зона пренебригаемых", в которую вошли лица, набравшие выборов ниже среднего показателя (1-2).

За кругом - "зона изолированных", аутсайдеров - это те, которые не получили не одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Также видно общаются между собой мальчики и девочки.



ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1

Акимов


 

1

 

 

3

 

3

 

2)

 

2

Бутаков

2


 

2

 

2

 

 

3)

 

 

3

Викова

 

3


 

 

3

 

 

3

 

 

4

Димов

1

 

 


 

1

 

 

2)

 

 

5

Иванов

 

 

 

1


 

2

 

3

3

 

6

Кирова

 

 

 

 

 


 

 

3

3

 

7

Мухина

1

 

3

 

 

 


 

2

 

 

8

Петрова

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

9

Пухова

 

(2)

1

 

 

 

 

1


 

 

10

Тимошин

(1)

 

1

 

 

1

2

 

 


 

Количество выборов

5

5

6

6

0

10

4

4

16

8

64

Количество взаимных выборов

1

2

 

 

 

 

 

 

1

0,5

4,5