По мере развития туризма в Республике Алтай в качестве туристических объектов все чаще используются охраняемые природные территории и священные места коренного населения. Нередко туристическое паломничество ставит под угрозу эти священные места и объекты, имеющие особую важность в культуре коренных народов. При этом, часто, не только гости, но и жители республики не знакомы с правилами посещения и этикой поведения на охраняемых территориях и особо почитаемых местах Республики Алтай.
Правила посещения особо охраняемых природных территорийСвященные места почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших традиции от своих предков. Священные места сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Большая часть культовых мест имеют большое научное значение, как лучшие образцы культурных ландшафтов. Сильные природоохранные компоненты и почитание мест, объектов земли и воды, как священных, присутствуют в духовно-религиозных верованиях и ценностях коренного алтайского народа, русских староверов и алтайских казахов, населяющих Республику Алтай.
За тысячелетия жизни в горах местное население накопило важные знания о законах горной природы и о том, как обращаться с природными стихиями и энергиями мест, как выживать и правильно жить в горах. Многими поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны нормы морали, запреты по отношению к природным явлениям, к богатству животного и растительного мира. Сегодня эти знания принято называть традиционными знаниями или традиционными экологическими знаниями.
В Республике Алтай к объектам культурного наследия относятся памятники, ансамбли и достопримечательные места, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Таким образом, священными объектами также являются археологические и культурно-исторические памятники, то есть объекты, сотворенные человеком, а не только природой. К таким объектам относятся каменные стелы, наскальные рисунки, петроглифы, курганы и могильные комплексы разных исторических эпох. Курганы Каракольской долины в природном парке “Уч-Энмек”, плато Укок в природном парке “Зона покоя Укок”, как сами долины, горы и плато почитаются как священные места. К группе священных мест и объектов также относятся территории проведения традиционных ритуалов, обрядов, поклонения коренного населения и родовые камни, специально возведенные для проведения церемоний.
На Алтае определенные горы являются священными местами для представителей алтайских родов (сеоков). Правила поведения на культовых объектах и на прилегающих территориях всегда регулировались общиной, родовой группой и семьей. По отношению к водным источникам (аржан-суу), считающимся целебными, существует целый комплекс правил и запретов. Если вы не придерживаетесь духовно-религиозных представлений местного населения, лучше воздержитесь от повязывания ленточек и совершения других обрядов. При уважительном подходе к традиционным знаниям коренного и местного населения, любой человек может почерпнуть кладезь информации о природе и культуре Алтая, понять простые истины и этику поведения на горной природе, которые помогут безопасно путешествовать и получить удовольствие от пребывания на Алтае.